Занятие дифференциация ч щ. Конспект занятия "Дифференциация согласных ч-щ

Тема: Дифференциация Ч-Ш (занятие 1)

3-4 класс специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Цель: 1. Формировать умение дифференцировать звуки Ч и Ш;

2. Соотносить их с буквами Ч, Ш;
3. Развивать слуховое и речевое внимание;
4. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов.

Материал к занятию: предметные картинки, раздаточные карточки, цветные карандаши, тетради, ручки, речевой материал.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Выложить с помощью нити бусин буквы: Ч и Ш.

2. Основная часть.

1. Знакомство с темой.

Послушай слова и назови согласный в начале слова.
Слова:
Чай, чаша, чек, чуб, челнок.. Шкаф, шар, шум, школа, шуба, шайба.
Обратите внимание на разницу в их произношении:
При произношении звука Ч кончик языка смыкается с верхними альвеолами (бугорками), затем смычка взрывается.
Когда произносим звук Ш язычок в форме чашечки поднимется вверх, кончик языка не смыкается.
Напоминаем:
Ч и Ш —- согласные, глухие звуки. Если приложить ладошку к горлышку, то голоса (дрожания голосовых связок) нет. Ч - мягкий, Ш - твердый.

2. Соотнесение звуков с буквами Ч, Ш.

Нарисуй эти буквы в воздухе, на ладошке у себя и у других.

Работа в раздаточных карточках (каточка №1): посмотрите на свои карточки с заданиями, определите первый звук в названиях картинок и обозначьте его буквой.

Как ты думаешь, сколько здесь букв Ч и Ш (карточка №1)?

Подчеркни букву С одной чертой, а Ш - двумя:

Ч ш с ш Ц ч ш Ш с ц ч Ч ш Ц
Ц ч ш Ч Ш Щ Ш и ч ц ч С Ч ш
ч ц с Ш Щ Ц ш ч Ч ц ч Ц ш ц

3. Дифференциация звуков на уровне слога.

a) Чтение слоговых рядов (с доски):
Ча - ша
Чо - шо
Чу - шу
Чи - ши
Аша - ача
Ошо - очо
Уши - учи и т.п.

b) Диктант слогов:
Ча, ша, чу, шу, чо, шо, чта, што, чле, шлее, чка, шка и т.п.

c) Игра «Эхо».

Детям предлагают представить, что они находятся в густом лесу. Вокруг тишина, и только эхо повторяет каждый звук. Взрослый проговаривает слоги, а ребенку необходимо их правильно повторить:

Ча — ша, ша — ча, ча — ша — ча, ша — ча — ша, ча — ша — ша, ча — ша — ча — ша, ша — ча — ча — ша, ша — ча — ша — ча.

4. Физминутка.

5. Дифференциация звуков на уровне слова.

  • Отбор предметных картинок (с заданными звуками);
  • Определите какой звук в слове Ш или Ч, каково его место по счету (работа в раздаточной каточке (№ 1)
  • Вставь букву Ч зеленым цветом, Ш - синим (карточка №2). Записывая слова, проговаривай их вслух по слогам.

6. Дифференциация звуков на уровне предложения.

Чайные чашки в печали, скучая, бренча закричали.
У четырех черепах по четыре черепашонка.
У черепашьего черепашонка на черепашьих лапчонках черепашьи чёботы.
3. Итог занятия.

Тема: Дифференциация Ч - Ш (занятие 2)

Цели занятия: 1. развивать фонематическое восприятие;

2. закреплять умение дифференцировать звуки Ч и Ш в словах, предложениях, тексте;
3. обогащать словарный запас и грамматические формы речи;

Материал к занятию: раздаточные карточки, цветные карандаши, тетради, ручки, речевой материал.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Определить количество букв Ш и Ч наложенных друг на друга.
«Проверь себя». Вспомни, чем отличаются звуки Ш и Ч? Какие приемы помогут различить эти звуки?

2. Основная часть.

1. Дифференциация звуков на уровне слова.

Запиши первые буквы из слов (слуховой диктант):

Слова: сад, шаль, сук, шум, шило, сила, сани, шапка, стул, шторм, штык, стол.

Закончи слово, добавив слоги ЧИ или ШИ (каточка № 2):

2. Дифференциация звуков на уровне словосочетания.

К словам первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания. Подчеркни буквы Ч и Ш разным цветом (карточка № 3 -1).

3. Физминутка

4. Дифференциация звуков на уровне предложения.

Составьте предложения из данных слов (каточка № 3 - запись в тетради):

5. Зрительно-слуховой диктант.

Текст записывается на доске, буквы Ш и Ч выделяются. Ребенок читает текст, обращая внимание на выделенные буквы. Проговаривает их, используя приемы самоконтроля. Затем текст закрывается, и учитель диктует текст. После записи текст открывается, ребенок сам проверяет свою работу, сравнивая ее с записью на доске (карточке). Затем диктант проверяет учитель.

У малышки всегда чистые ладошки.
Миша любит горячие ватрушки.

3. Итог занятия.

С какими звуками мы сегодня работали?
Чем похожи данные звуки? Чем отличаются?

Приложение.



Раздаточные карточки

Никитина Н.В., учитель-логопед ГБОУ Гимназии № 1554 г. Москвы.

    • выработать четкую дифференциацию звуков [ Ч] –[ Щ] с опорой на артикуляторные, слуховые и зрительные ощущения;
    • научить соотносить их с буквами Ч и Щ;
    • совершенствовать физический и фонематический слух, звуковой анализ и синтез;
    • расширять активный и пассивный предметный и глагольный словарь;
    • работать над развитием грамматических форм речи.

    Оборудование: простые и зашумленные картинки птиц, по 6 карточек с буквами Ч и Щ, магнитофон, мяч, картинки с печатными и прописными буквами Ч и Щ, конверты с заданиями, зеркала.

    Ход занятия

      1. Орг. момент.
      2. Сядет тот, кто исправит предложение:

        Наступил ранний весна. Солнце светить ярче. Растаяла снег. Скоро прилечу перелетные птицы.

      3. Работа над ВПФ:

    О каком времени года шла речь в предложениях? Кто прилетает весной?

    О каких перелетных птицах мы говорили на прошлых занятиях? Давайте вспомним их (показ картинок; образец в приложении 1). Дети отгадывают птиц по половинкам изображений.

    (они говорят, беседуют и т. п.)

    Что бы чисто говорить, нужно зарядку для язычка повторить!

    Дети выполняют комплекс артикуляционной гимнастики.

    1. Введение в тему.
    • Вы потренировали язычок, теперь попробуем повторить четко чистоговорки:

    а) Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

    Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

    Щ )

    б) Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

    Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

    Какой звук встретился нам чаще всех? (Ч )

    Итак, с какими звуками и буквами будем сегодня работать? (Ч и Щ)

    1. Изучение темы.
    1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ч] и [щ]. Запись характеристики звуков на доске.
    • Посмотрите в зеркала и произнесите звук [ч] (обсуждение места и способа образования звука). Та же работа проводится со звуком [щ]
    • Теперь рассмотрим артикуляционные профили звуков, а затем сравним их.

    В процессе обсуждения появляется запись сравнительной характеристики звуков:

    Ч взрывной, краткий, согласный, глухой, мягкий

    Щ долгий, щелевой

    1. Задание на развитие фонематического слуха и четкую артикуляцию:

    “ Слушай, не зевай, громко повторяй!”

    Ща-ща-ча – наша каша горяча.

    Щу-чу-щу – я грибы ищу.

    Чу-щу-чу – колесо качу.

    Ча-ща-ча – пишу с буквой А.

    Ча-ча-ща - поймаю я леща.

    Чу-щу-чу – пишу с буквой У.

    3) Развитие фонемного восприятия. “Внимательные ушки”.

    • Услышите звуки Ч и Щ в слогах и словах, поднимите соответствующую букву.

    Слоги: АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, ЧЕ, ЩЕ.

    Я буду называть слова, а вы простым карандашом на листках закодируйте звуки [ч] точкой, а [щ] – чертой

    Слова: вещи, печка, щавель, луч, плащ, плач, чёлка, щёлка, помочь, помощь.

    Посчитайте, сколько [щ], а сколько [ч] было в словах? (5 и 5)

    4) Развитие фонемного анализа:

    Игра “Шифровщики”.

    Детям раздаются карточки с 2 столбиками из 5 цифровых рядов (приложение 2)

    Определите место звука в словах и зачеркните соответствующую цифру.

    • Кто прочитает получившиеся цифры 1 столбика? 2-го?
    1. Динамическая пауза.
    2. Игра с перекидыванием мяча.
  • – Измените слова-действия по образцу и скажите, какой звук [ч] или [щ] появился?

    1. Работа с буквами.

    а) Догадайтесь, о какой букве идет речь?

    На расческу Я похожа – три зубца всего? Ну что же!

    Правильно, это буква Щ.

    Вывешивается картинка с изображением расчески и печатной и прописной буквой Щ (приложение 3)

    От каких букв надо отличать Щ ? (от Ш и Ц )

    б) Раздаются карточки с рядами больших прописных букв Ш, Щ и Ц вперемешку.

    Обведите по контуру только буквы Щ . (Дети, наложив на карточку кальку, обводят букву Щ).

    • Посчитайте, сколько у каждого на кальке получилось букв? (9)

    в) А теперь о какой букве стихотворение?

    Да! Вы правильно решили:

    Букву пишем, как четыре.

    Только с цифрами, друзья,

    Буквы путать нам нельзя.

      • Молодцы! Это буква Ч.

    На доске картинка с буквой Ч и изображением чайки (приложение 4).

    От какой буквы надо отличать заглавную прописную букву Ч ? (от У )

    г) Обведите по контуру только буквы Ч. (Дается аналогичная работа на кальке).

    1. Работа на уровне слова.

    а) - Откройте тетради, запишите число 20.03.

    • Отгадайте, кто так голос подает? (включается запись). Дети называют – ГРАЧ.
    • Грач принес нам задание (к картинке с изображением грача прикреплен конверт с заданием и набором демонстрационных карточек):

    На каждой карточке написано слово с “убежавшей” буквой, прочитайте его и догадайтесь, какая буква пропущена Ч или Щ. Запишите из слов в тетради только эти буквы через запятую. Первая буква – заглавная. (Логопед демонстрирует по одной карточке).

    Карточки:

    Сколько получилось букв Щ и Ч? Напишите на полях. (5 и 5)

    б) Кто это кричит (запись)? - КУКУШКА. Задание от кукушки:

    Прочитайте слова в карточке, вставьте “убежавшие” буквы Ч или Щ.

    Карточка:

    1. Работа на уровне предложения.

    а) Включается запись с пением соловья. Дети вспоминают, кто это поет (СОЛОВЕЙ ).

    • Соловей принес нам задание:
    • Послушайте предложения, ПОДУМАЙТЕ, что неверно, повторите правильно.

    Предложения:

    Овощи чистят мальчика.

    Плащ надевает девочку.

    Удочка попалась на леща.

    Комната освещает свечу.

    В птенчиках пищит гнездо.

    За сверчком пищит печка.

    б) Вспомните, как мы пишем ЧУ-ЩУ? (через У) и ЧА-ЩА? (через А)

    Исправьте ошибки в оформлении предложения и запишите его. На доске запись:

    в чаще щебечутщеглы

    • Кто покажет, как правильно оформить предложение? (Один учащийся, комментируя, исправляет запись на доске.).

    В чаще щебечут щеглы .

    Проверьте правильность написания в тетради, четко проговаривая все слова.

    Подчеркните орфограммы на чу, щу и ча, ща.

    VIII. Итоги.

    С какими звуками работали? Что нового узнали? Чему научились?

    Какое задание больше всех понравилось?

    Вспомните и назовите по 2 слова со звуками [ч] и [щ].

    Звуков Щ, Ч, Т*.

    Задачи:

    Закрепить правильное произношение звуков в слогах, словах;

    Оборудование: индивидуальные зеркала; сюжетные картинки на «Щ», «Ч» и «Т*»; наборы для звукового анализа; игра «Четвертый лишний»; схемы звуков «Щ», «Ч», «Т*»;

    игра «1 – 2 – 5»; «чудесный мешочек» с буквами; цветные карандаши; пособие «Бабочки» для развития речевого дыхания; карточки-задания; схема предложения, мяч.

    1. Организационный момент:

    В группу въезжает Емеля на печи.

    Логопед: Ребята, сегодня к нам в гости приехал Емеля. Он приехал не один, а вместе со своей щукой. (Емеля предлагает ребятам поиграть).

    Игра «Чудесный мешочек» («Составь букву из двух половинок: одну половинку возьми из мешочка, а другую отыщи в группе»).

    2. Основная часть: Логопед: Ребята, Емеля просит у нас помощи: он не знает, как правильно сказать слово «щука». У него получается то «чука», то «тюка». Давайте ему поможем. Для того чтобы правильно произнести это слово нужно сделать гимнастику для язычка:


    ü Артикуляционная гимнастика (сопровождается показом наглядного материала):

    Толстые внуки приехали в гости. (надуть щеки) С ними худые лишь кожа да кости. (щеки вовнутрь) Бабушка с дедушкой им улыбнулись, (улыбочка) Поцеловать они их потянулись. (хоботок) Утром проснулись – в улыбочку губы. (заборчик) Чистили мы свои верхние зубы: (почистить зубки) Вправо и влево, внутри и снаружи. С нижними зубками тоже мы дружим. Чашки поставим – чтоб чаю налили. (чашечка) На нос подуем – мы чай остудили. (подуть с чашечки на нос) Чаю попили – никто не обижен. Вкусный был завтрак, мы губки оближем. (облизать верхнюю губу широким языком)

    3. Логопед: А теперь мы расскажем Емеле, с какими звуками мы сегодня будем играть: Введение в тему:

    ü Отгадай, какая картинка лишняя? Почему? Какой первый звук слышится в названии лишней картинки?

    Собака – свеча – самолет – щетка – Щ

    Щетка – щепки – щука – часы – Ч

    Чашка – черепаха – чайник – телефон – Т*

    Логопед: Правильно, сегодня мы играем со звуками Т*, Ч, Щ (на доске появляются символы этих звуков и их цветовое обозначение – зеленый квадратик). А сейчас мы расскажем Емеле что мы знаем об этих звуках.

    4. Повторение: - Вспомнить характеристику этих звуков. - Что общего? (все согласные, мягкие, глухие) - Что различного? (звуки «Щ» и «Ч» - всегда мягкие, а у звука «Т*» есть твердая пара – звук «Т»)

    Логопед: А ты знаешь, Емеля, что эти звуки могут стоять в слове и в начале, и в конце, а также в середине. Сейчас ребята докажут тебе это.

    ü Игра «Сложи и угадай»: дети достают из конвертиков разрезные картинки, складывают их и определяют в какой позиции находятся звуки в слове (в начале, середине или конце).

    5. Логопед: Ребята, а сейчас мы научим Емелю правильно произносить эти звуки и не путать их: Развитие фонематического слуха и памяти:

    ü «Посчитай сколько звуков «Щ» я произнесу»:

    щ, ш, щ, ч, ть, щ, с, щ, ц, ч, щ.…

    ü «Хлопни в ладоши, если услышишь «Ч»:

    ча, це, ти, чу, ще, чи, со, че, тя, чи…

    ü «Подними фонарик на звук «Т*»: телефон, чижик, тигр, щенок, часы, тихо, щука, тир, тюлень, тяпка…

    ü «Повтори»:

    Ща-ща-ща – ходит мальчик без плаща, мальчики

    Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.

    Ча-ча-ча – дай мне калача, девочки Ач-ач-ач – пришел врач.

    Тя-тя-тя – у меня дитя, все вместе Ать-ать-ать – я иду гулять.

    6. Логопед: А теперь давайте отдохнем и позовем с собой нашего гостя: Дыхательная гимнастика «Бабочка»:

    (Логопед спрашивает у детей и Емели, какое время года сейчас? – «Весна». Весной просыпаются не только животные, но и насекомые). Задание:

    снять бабочку с волшебного дерева, заставить ее летать (подуть). Затем составить предложение по заданной схеме с любым предлогом:

    7. Физ. минутка «Разминка для Емели»:

    Наш Емеля потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел: Видно щуку не нашел. (отвести глаза вправо, влево – отыскать щуку).

    8. Логопед: Емеля, наши дети знают много слов на звуки «Ч», «Щ», «Т*». Игра «Мяч передавай – слово называй»: Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч другому. Следующий игрок придумывает слово на заданный звук и передает мяч дальше.

    Дети придумывают слова на звуки: «Ч», «Щ», «Т*».

    9. Логопед: Ребята, мне сейчас Емеля сказал, что по дороге он нашел какие-то картинки, а что делать с ними не знает. Давайте ему поможем разобраться (достает из печки картинки с животными). Развитие грамматического строя речи:

    Игра «Найди друзей и посчитай» (согласование существительных с числительными – слова со звуками «ч», «щ», «т*»):

    щ енок щ енка щ енков

    волч онок волч онка волч ат

    кот енок кот енка кот ят и т. д.

    10. Логопед: Ну что ж, ребята, звуки мы правильно произносить научились, считать мы тоже умеем, а теперь покажем Емеле, как у нас работают пальчики. Пальчиковая гимнастика «Карандаш»: Карандаш в руках катаю, Между пальцами кручу, Быть послушным каждый пальчик Непременно научу.

    11. Далее логопед предлагает детям поиграть: найти на общей картинке – предметы, в названии которых есть звуки «Ч», «Щ», «Т*» и раскрасить их. – А теперь предлагаю обменяться листочками и проверить, как справился с заданием ваш сосед.

    12. Итог.

    – С какими звуками мы сегодня играли? Что вы можете сказать об этих звуках? – Вам понравилось наше занятие? Что запомнилось больше всего? – Емеле занятие тоже понравилось, он научился говорить слово «щука». Наш гость благодарит вас, и он приготовил сюрприз (из печки Емеля достает конфеты и раздает детям).

    1. Сформировать у учащихся умение различать согласные Сь, Щ в устной и письменной речи;

    2.

    3. Развитие и совершенствование грамматического строя4

    4. Развитие связной речи;

    5.

    Оборудование: слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, предметные картинки: щука, сельдь, гуси, щенок, плащ; карточки с текстом.

    Ход занятия.

    I. Организационный момент.

    II. Знакомство с новым материалом.

    1. Выделение звуков из качала слов по предметным картинкам.

    Кто изображен на картинках? Как называются эти рыбы? Выделите первые звуки в названиях этих рыб. Охарактеризуйте звуки.

    2. Уточнение артикуляций звуков, установление сходства и различия.

    3. Сопоставление звуков с их графическим изображением, Мнемонический прием.

    Хватать, глотать умеют щуки Шел конь подковами звеня,

    Другой не нужно им науки Как буква С следы коня.

    III. Закрепление материала.

    Дифференциация Сь, Щ.

    1. В слогах.

    а) Прочесть слоги по слоговой таблице.

    ся-ща сящ щась
    сё-що сещ щось
    сю-щу сющ щусь
    си-щи сещ щесь

    б) Повторите слоги, запомните, назовите их.

    ЩА-СЯ~ЩА ЩА-СЯ-ЩА-СЯ

    СИ-ЩИ-СИ ЩУ-СЮ-ЩУ-СЮ

    ЩУ-СЮ-ЩУ ЩЕ-СЕ-ЩЕ-СЕ

    в) Запишите слоги в два столбика разными пастами:

    ся, ща, щу, си, се, щё, ащ, ась, ущ, усь, ася, аща.

    Прочтите слоги, .записанные в первой столбик, во второй.

    2. Дифференциация Сь, Щ в словах.

    а) Игра «Буква потерялась».

    Гу...ёнок, по...ёлок, ...етина, ...ука, ле..., о...сина, о...ень, ...авель, о...ёл, ...енок, гу...и.

    б) Запись слов в два столбика разными пастами:

    Поселок, щавель, пищит, сито, щетка, щеголь, присели, щеки, прощение, осенний, осел.

    Прочитайте слова обоих столбиков.



    в) Вставить пропущенные буквы С или Щ.

    По…екотал, …яду, тре...ит, тря...ина, …ётка, по...еял, мор…ины.

    Прочтите слова.

    3. Дифференциация Сь, Щ в предложениях.

    а) Закончи предложения, используя картинки.

    В сети попала... (ЩУКА).

    На лугу пасутся... (ГУСИ).

    В корзине пищит... (ЩЕНОК).

    Сеня надел новый... (ПЛАЩ).

    Прочтите предложения, найдите н назовите главные и второстепенные члены предложения.

    б) Диктант (слуховой).

    Щука хотела поймать леща. Она стала мутить воду. А тут рыбак закинул сеть. Щука не видела её в мутной воде. Она попала в сеть.

    4. Дифференциация Сь, Щ в связной речи.

    Работа с карточками.

    Прочтите про себя текст, обратите внимание на то, каких букв больше в тексте Щ или С.

    Верное средство.

    Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросенка стал похож. Ходит щенок по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.

    «Я знаю верное средство, - щебечет щегол, - надо положить щенка, на щебень кверху лапами и щекотать пока не пройдет..»

    «Глупости? - прервал его мышонок Мыша, - Надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Всё это смешать и съесть. Как рукой снимет!»

    «Да, это средство верное, но помогает, только мышам, - серьезно сказал, поросенок Персик, - А щенкам надо вот что. Поймать щуку, - открыть щенку рот и пускай щука схватит его за больной зуб, как щипцами, и выдернет»

    «Ага, и голову вместе с зубом оторвет! - хохотнула крыса Дылда. - Нет, вот я знаю средство - это да. Берется щупальце осьминога и этим самым щупальцем по больной щеке как...»

    «Зубы надо чистить? - не выдержал ежонок. - Зубной щеткой. Вот это самое верное средство».

    Каких букв больше встретилось в тексте С или Щ?

    Ответьте на вопросы:

    Что случилось со щенком?

    Как друзьяхотели помочь ему?

    Чье средство оказалось самым верным?

    А теперь прочтите сказку по ролям.

    IV. Итог занятия . Чему научились на занятии?

    ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 54.

    ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Сь; Щ.

    Цели:

    1. Закрепить у учашдчея умение различать согласные Сь, Щ;

    2. Развитие фонематического восприятия;

    3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

    4. Развитие связной речи;

    5. Развитие памяти, мышления, внимания.

    Оборудование: магнитофонная запись, сигнальные карточки, перфокарты.

    Ход занятия.

    I. Организационный момент.

    II. Повторение пройденного материала.

    С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте эти звуки. В чем разница артикуляций этих звуков? В чем разница написания этих букв?

    Игра «Сквозная буква»:

    Гуща Осел

    Пища осина

    лещи осень

    III. Закрепление пройденного материала.

    1. Дифференциация Сь-Щ в слогах.

    а) Запишите слоги в две строчки, в первую - с буквой С, во вторую - с буквой Щ.

    СЕ, ЩА, ЩУ, СИ, АСЬ, ОСЬ, АЩА, АЩ, УЩ,

    ЫЩ, ИЩ, СЮ, СЯ, АСЯ, АЩУ, АЩУ, АСИ

    Прочтете записанные слоги.

    б) Прослушайте слоги, запомните нх повторите.

    ща-ся-ща-ся

    щё-сё-сё-щё

    щу-сю-щу-сю

    си-щи-си-щи

    ща-ся-ща-ся-ща-ся

    ащ-ась-ащ-ась

    ысь-ищ-ысь-ищ

    2. Дифференциация Сь-Щ а словах.

    а) Работа с сигнальными карточками: по магнитофонной записи.

    Щи, борщ, сито, щегол, осень, чаща, сесть, присед, товарищ, сосиски, красить, сесть, прощение, ящик, клещи, щенок, поселок.

    б) Запись слов, их графический разбор:

    Сельди, посеял, чаща, щётка, ищет, сентябрь, село, роща, щипать, посёлок.

    Прочтите слова, назовите количество слогов.

    в) Дополните слово.

    ЩИ (ищи, пищит, щипцы)

    СЕЛ (осели, подсел, насел)

    Чистоговорки.

    УСЬ-УСЬ-УСЬ - на лугу пасется гусь.

    ЩА-ЩА-ЩА - мы несем домой леща.

    АЩ-АЩ-АЩ - мы наденем плащ.

    3. Дифференциация СЬ-Щ в предложениях.

    Предложения для анализа и записи:

    Запишите предложения, разберите их графически.

    На площади всегда много народа.

    Костер освещал ряды сосен.

    Пляшет синяя волна.

    Трещит сердитый мороз.

    1 предложение - Как вы написали слово НА в первом предложении? Почему, написали это слово отдельно?

    2 предложение - Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ОСВЕЩАЛ после буквы В и почему?

    3 предложение - Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ВОЛНА послу буквы В, почему?

    4 предложение - Какую букву написали в слове МОРОЗ на конце и почему?

    Логопедическая физминутка.

    4. Дифференциация Сь-Щ в связной речи.

    Работа с перфокартами. Вставить в слова пословиц пропущенные буквы.

    Весна да о…снь - на дворе погод во…емь.

    …емь раз отмерь, один раз отрежь.

    …ядем рядком, да поговорим ладком.

    По …екрету в...ему свету

    Ранняя птичка носик прочи…ает, а поздняя глаза продирает.

    Грибы и…ут - по лесу ры…ут.

    Не откладывай дела в долгий я…ик.

    Прочтите пословицы, объясните их значение.

    IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

    ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 55

    Конспект логопедического занятия

    Авраменко И.Н., учитель-логопед

    Тема: Дифференциация ч-щ.

    Цели:

    Образовательные : Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв Ч-Щ в устной и письменной речи. Развитие навыков фонематического анализа слов со звуками [ч], [щ]. Расширять словарный запас. Совершенствование навыков словообразования.

    Коррекционные: Развитие фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, общей моторики, пространственной ориентировки.

    Воспитательные: Воспитание умения работать в коллективе, уважения друг к другу, взаимопомощи, самостоятельности, аккуратности на письме.

    Оборудование: Зеркала, предметные картинки, буквы, слоговая таблица, карточки, цветные карандаши, мяч.

    Ход занятия:

    Сядет тот, кто составит предложение и назовет в нем количество слов.

    2. Введение в тему занятия.

    Мы ходим ночью, ходим днем,

    Но никуда мы не уйдем.

    Мы бъем исправно каждый час,

    А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)

    Назовите первый звук в слове «часы».

    Этот зверь, увидев кошку,

    Громко лает у окошка.

    Вечно крутится у ног

    Рыжий в пятнышках (Щенок)

    Назовите первый звук в слове «щенок».

    3. Сообщение темы занятия.

    Как вы, наверное, догадались, сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [ч], [щ] и буквы Ч-Щ.

    Откройте тетради, запишите число и тему занятия.

    4. Сравнение артикуляции звуков [ч], [щ].

    Характеристика звуков: [ч] – согласный, глухой, мягкий.

    [щ] – согласный, глухой, мягкий.

    5. Соотнесение звука и буквы.

    Какой буквой на письме обозначается звук [ч], [щ]?

    6. Работа по карточкам.

    а) - Подумайте, сколько здесь букв Ч и Щ:

    б)- Подчеркните букву Ч в ряду букв:

    Подчеркните букву Щ в ряду букв:

    7. Игра «Кто самый внимательный?» (Буквы)

    Я вам буду произносить слова, а вы, если услышите звуки [ч], [щ], поднимите соответствующую букву: печенье, гречка, щит, ручеек, силач, песочек, ручка, чемодан, ящик, ящерица, овечка, синичка, щель, щепка, печка, хищник.

    8. Дифференциация в слогах.

    а) Игра «Эхо». Игра с мячом.

    Повтори слоги:

    ча - ща, ща - ча, ча - ща -ча, ща - ча - ща, ча - ща - ча,

    чу - щу - щу - чу, щи - чи - чи - щи.

    б) Слоговая таблица.

    9. Дифференциация в словах.

    Работа по карточкам.

    а) Подчеркните картинки, в названии которых слышится звук Ч, зачеркните картинки, в названии которых слышится звук Щ.

    10. Прочитай слова с буквой Ч, затем с буквой Щ:

    Щит, ночь, овощи, дочка, щебетать, водичка, щегол, плащ, Галочка, прищемить, рукавичка, лещ, речка, угощение, лучик, ущелье, дочка, защита.

    11. Физ. пауза.

    Глазодвигательные упражнения.

    Посмотреть на потолок, на пол, вдаль (в окно), на пальцы руки.

    12. Дифференциация Ч-Щ на письме.

    а)Вставить букву Ч зеленым цветом, Щ - синим. Записывая, проговаривай слова вслух по слогам.

    Ука, ...ашка, ...ай, ...едрый, ...ужой, ...емодан, ...ерепаха, пло...адь, па...ка, бор..., колю...ка, бо...ка, ...авель, ве...ь, ...асы, клю..., мя...ик, за...еркнуть, ...ипцы, свер...ок, ово...и, кула...ок, тре...ать.

    б)Прочитайте слова. Запишите в три столбика: слова с буквой Ч, с буквой Щ, с буквами Ч и Щ в одном слове. Ч пишите зеленым цветом, Щ - синим.

    Час, щавель, щука, чисто, клещи, чаща, щелчок, щечка, щеточка, дощечка, ящичек, щенок, вращать, чище, часовщик, щекочущий, голенище, угощение.

    13. Дифференциация в предложениях.

    Подчеркнуть букву Ч зеленым цветом, Щ - синим.

    Мальчики взяли удочки и пошли на речку. С ними был щенок Черныш. Дорога шла через рощу. В чаще они увидели ящерицу. Ящерица быстро исчезла в щели между веточек. Черныш помчался за ней и пытался вытащить ее. Но у него ничего не получилось.

    14. Итог занятия.

    Какие звуки и буквы мы сравнивали сегодня на занятии?

    mob_info