В чем разница между отчислениями и взносами. Расчет страховых взносов

Для того, чтобы найти отличия налога от сбора, нужно, в первую очередь, проанализировать их понятия, раскрываемые в НК РФ.

А сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого (п. 2 ст. 8 НК РФ):

  • либо является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий);
  • либо обусловлена ведением отдельных видов предпринимательской деятельности в пределах территории, на которой введен сбор.

Какие же между налогом и сбором сходства и различия? Сразу можно заметить, что и налог, и сбор:

  • являются обязательными к уплате;
  • взимаются с организаций и физических лиц.

Чем отличается налог от сбора

Начнем с того, что в отличие от сбора налог является индивидуально безвозмездным платежом. Уплачивать налоги - прямая обязанность каждого налогоплательщика (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). И взамен в его интересах государство не должно совершать какие-либо действия обеспечивать благами или предоставлять определенные права.

А вот уплата сбора предполагает совершение юридически значимых действий в пользу плательщика сбора, в которых он персонально заинтересован. То есть имеет место возмездность со стороны государства: плательщик уплачивает сбор, а взамен получает, к примеру, лицензию или разрешение.

Разница между налогом и сбором в порядке их установления

Как известно, налог считается законно установленным, если определены налогоплательщики и все элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и т.д. (п. 1 ст. 17 НК РФ).

Вместе с тем при установлении сбора должны быть определены его плательщики, а также те элементы, которые необходимы,

НДФЛ и страховые взносы: "базовые" различия (Мухин В.)

Дата размещения статьи: 26.03.2017

В свое время глава ФНС Михаил Мишустин отмечал, что передача полномочий по администрированию страховых взносов налоговой службе более чем логична. Дескать, и опыт у налоговиков такой уже есть, да и база по взносам практически совпадает с базой по НДФЛ. Проблема в том, что базы по взносам и НДФЛ только "почти" совпадают. В некоторой части законодатель их сблизил. Однако расхождения все же могут иметь место. И их, к слову сказать, немало.

Прежде всего следует сравнить объекты обложения НДФЛ и страховыми взносами. Так, объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками (ст. 209 НК):
1) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
2) от источников в РФ - для физлиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
В свою очередь, объектом обложения страховыми взносами в общем случае признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц, произведенные (ст. 420 НК):
1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
3) по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в т.ч. вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.
Таким образом, уже на первом этапе сравнения можно заметить, что как минимум объект обложения НДФЛ возникает отнюдь не только в рамках трудовых отношений или же выплат, произведенных по договорам ГПХ. Таким образом, для расхождений в отчетности по НДФЛ и по страховым взносам есть, можно сказать, "объективные" причины.

Подарки сотрудникам

Для целей обложения НДФЛ подарки стоимостью менее 4 000 руб. за налоговый период не облагаются НДФЛ (п. 28 ст. 217 НК, см. письмо Минфина от 19 января 2017 г. N БС-4-11/787@).
Подобного ограничения для страховых взносов нет, но... При этом пунктом 4 статьи 420 Кодекса определено, что не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права). Соответственно, в случае передачи подарков работнику по договору дарения в письменной форме у организации объекта обложения страховыми взносами вовсе не возникает. Это подтвердил и Минфин в письме от 20 января 2017 г. N 03-15-06/2437.

Аренда имущества у физлиц

Организации нередко арендуют у физлиц то или иное имущество, необходимое в служебных целях (квартиры для сотрудников, автомобиль и т.п.). В том случае, если арендодатель не является индивидуальным предпринимателем, в отношении его дохода в виде арендной платы компания признается налоговым агентом по НДФЛ со всеми, что называется, вытекающими (подп. 4 п. 1 ст. 208 НК).
Касательно страховых взносов ситуация иная: указанные выплаты (арендная плата) не признаются объектом обложения взносами просто потому, что это выплаты по договору ГПХ, связанному с передачей имущества в пользование. В то же время объектом обложения признаются выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Отметим, что мы не говорим о случаях, когда имущество работника используется им в служебных целях. При таких обстоятельствах работнику выплачивается компенсация, которая не облагается ни НДФЛ, ни страховыми взносами (п. 3 ст. 217, абз. 10 подп. 2 п. 1 ст. 422 НК).

Командировочные расходы

Следующий вид выплат, на которые следует обратить внимание, это компенсация стоимости расходов сотруднику на проживание в месте командировки. Такие компенсации полностью освобождаются от обложения НДФЛ при условии, что расходы документально подтверждены. В противном случае НДФЛ не облагается лишь сумма из расчета 700 руб. в день при командировках внутри РФ и 2 500 руб. в день - при загранкомандировках (п. 3 ст. 217 НК).
В том случае, если расходы на проживание в командировке документально подтверждены, и взносы на соответствующую компенсацию начислять не надо (п. 2 ст. 422 НК). В противном случае, то есть при отсутствии документального подтверждения затрат на жилье, взносы придется заплатить, что называется, по полной.
Это важно! Учтите, что с 1 января 2017 года введены единые нормы, по которым выплаченные командированному сотруднику суточные не облагаются НДФЛ, это опять же 700 руб. в сутки при командировках по России и 2 500 руб. - за каждый день нахождения в загранкомандировке.

"Больничные" выплаты

Пособия по временной нетрудоспособности облагаются НДФЛ в общем порядке. Это прямо оговорено в пункте 1 статьи 217 Кодекса.
В свою очередь, на "больничные", выплаченные в соответствии с законодательством РФ, страховые взносы не начисляются. Ведь "больничные" пособия являются страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию. А стало быть, такие выплаты относятся к суммам, не подлежащим обложению взносами (подп. 1 п. 1 ст. 422 НК).

"Зарплатная" компенсация

В силу положений статьи 236 Трудового кодекса при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Проще говоря, за несвоевременную выплату зарплаты и иных причитающихся сотруднику выплат работодатель помимо основного долга должен выплатить сотруднику и так называемую "зарплатную" компенсацию. Причем данная обязанность закреплена за работодателем Трудовым кодексом.
В то же время согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая возмещение командировочных расходов). Таким образом, зарплатная компенсация, поскольку она предусмотрена законодательством, не подлежит обложению НДФЛ (см. также письма Минфина от 22 мая 2015 г. N 03-04-05/29453, от 23 января 2013 г. N 03-04-05/4-54, от 18 апреля 2012 г. N 03-04-05/9-526 и т.д.).
Что касается страховых взносов, то подпункт 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса также содержит положение, согласно которому установленные законодательством компенсации не подлежат обложению страховыми взносами. Аналогичное положение содержалось и ранее в Законе от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (с 1 января 2017 г. утратил силу). То есть по факту от "переезда" данной нормы в НК ничего не изменилось. Между тем вопрос, касающийся обложения взносами "зарплатной" компенсации, до сих пор неоднозначен. Минтруд настаивал на том, что "зарплатная" компенсация облагается взносами в общем порядке (см. письмо Минтруда от 6 августа 2014 г. N 17-4/В-369). А судьи указывали на то, что такие компенсации не облагаются взносами (см. определение ВС от 28 декабря 2016 г. N 310-КГ16-17515).
Тем не менее, учитывая, что взносы теперь "курируют" налоговики, есть вероятность, что вскоре ситуация разрешится в пользу работодателей. Трудно себе представить, как можно обосновать, что для целей обложения НДФЛ "зарплатная" компенсация предусмотрена законодательством, а при решении вопроса касательно необходимости начисления на эту компенсацию взносов она уже не будет предусмотрена законодательством.

ДМС для сотрудников

Взносы по договорам добровольного личного страхования не облагаются НДФЛ на основании пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса. Суммы страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников (договорам ДМС), предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, не подлежат обложению и страховыми взносами (подп. 5 п. 1 ст. 422 НК), но... только при одном условии - взносы вносятся по договорам ДМС, заключаемым на срок не менее одного года.

Экономия на процентах

Компания выдает сотруднику заем - либо беспроцентный, либо под чисто символический процент. Очевидно, что в этом случае работник экономит на процентах. Соответственно, у него образуется доход в виде материальной выгоды. А компания, как налоговый агент по НДФЛ, должна исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог с этой материальной выгоды (ст. 212 НК).
Очевидно, что компания вряд ли будет направо и налево давать беспроцентные займы. Другими словами, если такой бонус и дается, то работникам предприятия, то есть в рамках трудовых отношений. Но означает ли это, что и взносы на матвыгоду придется начислить? Нет! Материальная выгода работника за пользование беспроцентным займом, полученным от работодателя, не является объектом обложения страховыми взносами. Ведь она возникает по договору ГПХ, предметом которого отнюдь не являются выполнение работ, оказание услуг и т.п. (см. письмо Минтруда от 17 февраля 2014 г. N 17-4/В-54).

Экзамен на соответствие требованиям профстандарта

Ну и последнее, на чем мы остановимся, касается платы за независимую оценку квалификации работника. С 1 января 2017 года таковая не облагается НДФЛ на основании пункта 21.1 статьи 217 Налогового кодекса. Аналогичного положения, исключающего данную плату из базы по взносам, Кодекс, увы, не содержит. Так что на сумму оплаты взносы придется начислить в общем порядке.

На самом деле вариантов не так много. Любой бизнес при взаимодействии с физическими лицами руководствуется Трудовым кодексом (ТК) или Гражданским кодексом (ГК). Соответственно, сотрудники могут оформляться либо по трудовому договору (ТД), либо по договору гражданско-правового характера (ГПХ). Начнем с определений.

Трудовой договор (ТД) - соглашение между работником и работодателем, устанавливающее взаимные права и обязанности. Согласно ТД работник обязуется лично выполнять работу, предусмотренную должностью, которую он занимает. Работодатель в свою очередь обязуется обеспечивать сотрудника работой, предоставлять ему необходимые условия труда и выплачивать заработную плату.

Договор гражданско-правового характера (договор ГПХ) - вид договора, при котором стороны, не вступая в трудовые отношения, определяют результат работы, имущественные взаимоотношения и другие вопросы взаимодействия (договоры подряда, возмездного оказания услуг, авторские договоры и др.).

Трудовой договор или договор ГПХ: в чем разница?

ТД Договор ГПХ
Работник устраивается на определенную должность, предусматривающую постоянное выполнение трудовых обязанностей. В договоре приводится конкретный перечень работ или услуг, которые необходимо выполнить. Результат их выполнения фиксируется двусторонним актом. Оформление на должность не предусматривается.
Распоряжения руководства выполняются по мере их поступления. Важен результат, а не процесс. Заказчик не вправе вмешиваться в процесс, за исключением промежуточной приемки результатов.
Обязательно соблюдение правил внутреннего распорядка. ТК предусматривает работу по определенному графику, который закрепляется внутренними документами.
В договоре ГПХ предусматриваются даты начала и окончания работ, но исполнитель может работать в удобное для него время. Важен результат, за который ему платят деньги.
Работника необходимо обеспечить всем необходимым для работы (рабочее место, материалы, инвентарь и др.).
В договоре может быть предусмотрено предоставление исполнителю каких-либо условий, однако это необязательно.
Предполагается исполнение трудовых обязанностей непосредственно самим работником.
Исполнитель может привлекать третьих лиц для выполнения работ.
Выплата зарплаты производится своевременно, не реже двух раз в месяц. Месячная заплата не может быть ниже установленного МРОТ при условии выработки нормы рабочего времени и надлежащем исполнении обязанностей.
Порядок оплаты устанавливается по соглашению сторон (например, аванс и оплата по завершении и приемке работ на основании акта).
Удержание НДФЛ, уплата взносов в ПФР, ФОМС и ФСС. Заказчик удерживает НДФЛ, платит взносы в ПФР, ФОМС, а взносы в ФСС не платит. В ПФР, ОМС взносы не уплачиваются по ряду договоров ГПХ, например, по договору аренды имущества. Договором может быть предусмотрено страхование на случай производственной травмы, в этом случае дополнительно уплачиваются взносы в ФСС на травматизм.
Работодатель обязан предоставлять трудовые гарантии, предусмотренные ТК:
  • компенсации и возмещение расходов в процессе выполнения трудовых обязанностей;
  • отпуск не менее 28 календарных дней в год с выплатой отпускных;
  • выплату больничных и пособий;
  • уплату взносов в ПФР;
  • компенсации при увольнении;
  • сохранение за работником среднего заработка в предусмотренных законом случаях (например, на время простоя).
Нет трудовых гарантий, кроме взносов в ПФР и ФОМС. Время выполнения договора включается в общий трудовой стаж.
Необходимо оформление трудовой книжки, приказов, личных карточек Т-2.
Трудовые книжки совместителей оформляются по желанию работников-совместителей.
Действуют нормы ТК о равенстве в вопросах трудоустройства по возрасту, национальности и другим критериям.
Для устройства сотрудников нужен только договор.
Договор закрывается актами выполненных работ/оказанных услуг.
Заказчик вправе отказать в заключении договора ГПХ без объяснения причин.
Договоры могут заключаться на неопределенный срок или на определенный срок (не более 5 лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен ТК РФ и иными федеральными законами). Всегда устанавливаются конкретные сроки исполнения договора.

Основные критерии для признания отношений трудовыми:

  • установлены правила внутреннего трудового распорядка;
  • постоянная заработанная плата;
  • указана трудовая функция (работа по должности, профессии, специальности);
  • систематическое выполнение одной и той же работы;
  • обустроенное рабочее место;
  • неустановленные сроки исполнения договора;
  • упоминание о подчиненности сотрудникам, состоящим в штате;
  • премирование;
  • предоставление отпуска;
  • направление в командировку и гарантии, связанные с ней.

Для кого важны эти критерии?

I. Для ФНС и ПФР

Налоговые органы заинтересованы в переквалификации договора ГПХ в ТД, так как это приводит к доначислению налогов. Наиболее часто рассматриваются ситуации, когда компания заключает договор ГПХ с ИП. Работодатели нередко хитрят, желая сэкономить на платежах по НДФЛ: они предлагают своим работникам зарегистрироваться как ИП и оформляют с ним договор ГПХ.

Однако, как показывает судебная практика, доводы контроллеров не рассматриваются судом в случаях, когда отсутствуют явные признаки трудовых отношений, а сам работник заявляет в суде, что имел намерение заключить с работодателем именно договор ГПХ в качестве ИП. Граждане имеют право по своему усмотрению распоряжаться своими трудовыми возможностями.

II. Для трудовой инспекции и ФСС

По договору ГПХ вознаграждение не облагается страховыми взносами по нетрудоспособности и взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (за исключением случаев, когда в договоре прописано, что такие взносы уплачиваются). Признать такие отношения трудовыми интересно двум фондам: ФСС — для начисления взносов, пеней, штрафов; трудовой инспекции — для сбора штрафов за нарушение прав работника.

III. Для самих работников

Если договором ГПХ по факту регулируются трудовые отношения между заказчиком и исполнителем, то работник может обратиться в суд с иском о признании гражданско-правового договора трудовым. Его мотивация в данном случае понятна — получить полагающиеся по ТК гарантии и льготы. Велика вероятность того, что суд примет во внимание доводы истца и переквалифицирует договор. Самая опасная ситуация — именно когда сам сотрудник обращается в суд.

Чтобы избежать спорных ситуаций, работодателю необходимо правильно формулировать условия договора и грамотно выстраивать отношения с исполнителем.

В книге объясняются правила исчисления таких обязательных платежей государству, как налоги, сборы и обязательные страховые взносы. Акцент делается на здравый экономический смысл и внутреннюю логику законодательства, освоение которой позволит читателю в дальнейшем легко разобраться в самых запутанных налоговых ситуациях. Обязательные платежи государству рассматриваются не с позиции их сборщика, как в других книгах по налогообложению, а с позиции плательщика – предприятия, предпринимателя, обычного человека

Из серии: Бухгалтеру и аудитору

* * *

компанией ЛитРес .

© ООО Издательство "Питер", 2014


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru )

Введение

В нашей книге объясняются правила исчисления таких обязательных платежей государству, как налоги и сборы, а также обязательные страховые взносы.

В отличие от других книг по этой теме мы делаем акцент на здравый экономический смысл и внутреннюю логику законодательства.

Рассматриваемая область человеческой деятельности регулируется множеством правил, причем каждое правило имеет большое количество исключений. Объем законодательных и околозаконодательных текстов исчисляется десятками тысяч страниц. Запомнить все это обычный человек не в состоянии. Тем не менее в этом можно разобраться.

Правила исчисления налогов, сборов и обязательных страховых взносов образуют иерархическую структуру с четкими взаимосвязями. Если с помощью нашей книги вы освоите внутреннюю логику этой структуры, то сможете легко выделить тот небольшой набор правил, который распространяется на подавляющее большинство ваших ситуаций, и сумеете быстро найти особые правила для сложных случаев.

Другая отличительная особенность нашей книги – разворот подхода к теме на 180 градусов.

Законы и прочие нормативные документы составлены с позиции государственных органов, собирающих обязательные платежи. С той же позиции в основном написаны и другие книги, которые пересказывают и объясняют налоговое законодательство. Такие книги удобны налоговым инспекторам.

У нас же данные вопросы рассматриваются с позиции противоположной стороны, которая платит все эти налоги, сборы и взносы. То есть с позиции предприятий, предпринимателей и обычных граждан. Разумеется, к этой стороне относитесь и вы, наш читатель.

Следующая особенность нашей книги заключается в том, что, помимо налогов и сборов, исчисление которых регулируется Налоговым кодексом и дополняющими его нормативными актами, мы рассматриваем обязательные страховые взносы.

Исчисление обязательных страховых взносов регулируется собственной отраслью законодательства. Поэтому страховые взносы обычно рассматриваются в отдельных книгах.

Но для обязательных страховых взносов применяются те же самые правила исчисления и уплаты, что и для налогов и сборов. А с точки зрения плательщика обязательные страховые взносы являются такими же платежами в бюджет, как налоги и сборы. Объединение в одной книге информации о страховых взносах, налогах и сборах позволит нашему читателю сэкономить усилия на самообразование.

А чтобы чтение было более легким, по страницам книги вас будет сопровождать неутомимый помощник – Мудрый Ворон .


Общество и государство

Мы, современные оседлые люди, живем в государствах , которые поделили между собой практически всю земную сушу (разве что за исключением Антарктиды). Государства существуют для блага всех людей, проживающих на их территориях. Во всяком случае, именно это утверждает любое современное государство.

Государство отличается от простого неорганизованного общества тем, что имеет специальные структуры для управления обществом. Некоторые члены общества работают в этих структурах: государственные служащие, военные и др. При этом государство налагает на остальных членов общества обязанность предоставлять средства на содержание граждан, занятых в государственных структурах, а также на оказание государственных услуг по обеспечению коллективных потребностей общества.

К коллективным потребностям общества, которые обеспечивает государство, можно отнести:

Создание условий для благополучного существования и развития общества в целом, то есть обеспечение экономического и социального процветания;

Защиту общества от внешних врагов (оборона);

Поддержание порядка внутри самого общества;

Защиту общества от эпидемий, природных катаклизмов и т. д.

В этой книге мы исходим из того, что современное общество является обществом потребления. Члены общества потребляют различные блага – материальные ценности и услуги. Это еда и одежда, квартиры и дома, автомобили, книги и фильмы, развлекательные и спортивные мероприятия, медицинские и образовательные услуги и т. п.

Чтобы блага могли быть потреблены, их сначала нужно произвести. Производством благ также занимаются члены общества.

Современное общество является узкоспециализированным. Разные блага производят разные люди, причем подавляющее большинство благ производится коллективно. Для коллективного производства благ граждане создают предприятия .

Произведенными благами предприятия и отдельные граждане обмениваются друг с другом. Государство устанавливает правила обмена и следит за тем, чтобы никто их не нарушал.

Деньги и финансы

Для удобства обмена благами используются деньги. Деньгами можно оценить стоимость любых благ, которые люди предлагают друг другу.

Выпуском денег занимается государство. Оно объявляет, что выпущенные им деньги являются обязательным средством платежа за ценности и услуги на его территории. Государство содержит организационные структуры, которые обеспечивают быстрое и беспрепятственное перемещение денег между членами общества.

Совокупность взаимоотношений, возникающих в процессе обращения денег, называется финансами .

В быту слово финансы часто используется для обозначения денег, хотя это понятие гораздо шире.

Государственный бюджет


Поскольку в современном обществе деньги являются универсальным эквивалентом обмена, государству удобно обеспечивать собственные нужды путем расходования денег. Необходимые для этого деньги государство собирает с общества.

Система сбора и распределения денег называется государственным бюджетом .

В рамках государственного бюджета устанавливается схема доходов и расходов государства, с основной периодичностью в один год. В этой схеме определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счет государства, а также указываются источники и размеры ожидаемых поступлений со стороны общества. Налоги, сборы и обязательные страховые взносы являются видами доходов государственного бюджета.

Государственный бюджет нашего государства – Российской Федерации – представляет собой сложную бюджетную систему . Это связано с тем, как оно устроено.

Наше государство имеет трехуровневую структуру территориального устройства:

Федерация (государство в целом);

Субъекты Федерации (республики, края, области, города Москва и Санкт-Петербург);

Муниципальные образования (районы, округа, города, поселки, прочие населенные пункты).

Соответственно территориальному устройству в бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

федеральный бюджет ;

бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);

бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Для муниципальных образований предусмотрена двухуровневая структура управления. Соответственно, уровень местных бюджетов делится на два подуровня.

Федеральный бюджет находится в ведении Министерства финансов , которое входит в состав Правительства Российской Федерации . Региональные и местные бюджеты находятся в ведении органов финансового управления соответствующих уровней власти.

Кроме того, в бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты государственных внебюджетных фондов . Государственные внебюджетные фонды – это государственные структуры федерального и регионального уровней, которые занимаются финансированием отдельных направлений деятельности государства.


Слово внебюджетный в термине государственные внебюджетные фонды подчеркивает независимость таких фондов от федерального, региональных и местных бюджетов. То есть внебюджетные фонды не подчиняются ни Министерству финансов, ни финансовым органам регионального и местного уровней. Тем не менее государственные внебюджетные фонды входят в структуру государственного бюджета. Деятельность внебюджетных фондов регулируется законодательством Российской Федерации.

В нашей книге рассматриваются только те государственные внебюджетные фонды, которые занимаются сбором обязательных взносов на социальную поддержку, то есть на денежные выплаты гражданам в ситуациях, когда они признаются нуждающимися в такой поддержке. Это следующие государственные внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

Все перечисленные внебюджетные фонды соответствуют первому уровню территориального устройства нашего государства – государству в целом.

Что такое налог

Основным источником пополнения государственного бюджета являются налоги.

Помимо налогов, государственный бюджет имеет неналоговые доходы :

Доходы от использования государственной или муниципальной собственности;

Доходы от продажи государственной или муниципальной собственности;

Доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления;

Штрафы, компенсации.

Под налогом понимается обязательный платеж, уплачиваемый в бюджет государства в целях финансового обеспечения его деятельности.

Налог характеризуется следующими признаками:

Обязательностью платежей;

Индивидуальной безвозмездностью платежа;

Денежной формой;

Целью взимания налогов является финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований.

Налоги взимаются с граждан и организаций.

Рассмотрим признаки налога подробнее.

Обязательность уплаты налога связана с тем, что государству необходимы ресурсы, обеспечивающие его существование. Именно поэтому государство обязывает организации и граждан платить налоги.

Индивидуальная безвозмездность платежа означает, что государство не принимает на себя обязательство оказать какую-либо конкретную услугу или компенсацию гражданину или организации, уплатившей налог.

Задача любого государства заключается в удовлетворении коллективных потребностей общества. Эти потребности государство удовлетворяет путем предоставления определенных услуг, получателем которых выступают не отдельные граждане и организации, а все общество в целом. К таким услугам относятся оборона, поддержание общественного порядка и т. п. Но при этом невозможно вычислить, в какой степени тот или иной член общества испытывает нужду в государственных услугах, предоставляемых обществу в целом.

Денежная форма налога означает, что платеж осуществляется исключительно в денежной форме. Это удобно и государству, и плательщикам налогов.

В принципе, для налога возможна натуральная форма, когда государство собирает с граждан и организаций некоторые материальные ценности. Натуральная форма использовалась на ранних стадиях экономического развития и даже в недалеком прошлом – в период разрухи и гражданской войны в советской России (продразверстка). Но в условиях нормально функционирующих финансов для всех гораздо удобнее денежная форма налога.

Цель взимания налога – финансирование государственных нужд. Государство расходует существенные средства на содержание государственного аппарата, на экономические и социальные мероприятия.

В доходах бюджетов развитых государств преобладают налоги. Именно финансирование государственных нужд является основной задачей налогов, и это во многом позволяет провести различие между налогами и платежами, имеющими компенсационное значение.

К платежам компенсационного характера относятся сборы (о них речь пойдет позже) и санкции имущественного характера – штрафы и конфискация имущества. Такие санкции налагаются за допущенные нарушения закона, их цель – компенсировать потери общества и заставить правонарушителя отказаться от дальнейшего нарушения. Кроме того, к платежам компенсационного характера можно отнести страховые взносы (мы также рассмотрим их в нашей книге).

Финансирование государственных нужд – не только признак, но и одна из функций налога.

Налоги выполняют четыре важнейшие функции, причем каждая из них реализует то или иное практическое назначение.

Первая по важности функция налогов – финансирование государственных нужд, или, другими словами, фискальная функция . Эта функция обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Название фискальной функции происходит от слова «фиск» – казна.

Социальная функция характеризует стремление государства придать системе налогообложения черты социальной справедливости. Пример реализации социальной функции – неравное обложение разного по стоимости имущества, когда более дорогое имущество облагается по повышенным ставкам (богатые платят больше). Разумная реализация социальной функции позволяет государству получить поддержку налоговой политики со стороны широких слоев населения.

Регулирующая функция характеризует намерение государства в особых случаях смягчать негативное воздействие налогообложения и способствовать позитивному экономическому и социальному развитию общества. Государство снижает налоги на предприятия и на проекты, которые с точки зрения бизнеса рискованны или не гарантируют быструю прибыль, но в случае успеха могут принести большую пользу обществу.

Свежий пример – чемпионат мира по футболу 2018 года. Налогоплательщики, причастные к подготовке этого чемпионата, получают существенные налоговые льготы. Другие примеры – Олимпиада Сочи-2014, проект «Сколково».

Отечественная налоговая система старается способствовать (точнее, не мешать) модернизации промышленного производства, развитию сельского хозяйства, медицины и образования. Поддерживаются трудовая занятость инвалидов, народные промыслы, традиционные занятия малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Поддерживается стремление граждан решать жилищные проблемы собственными силами, а также учиться и укреплять здоровье.

Разновидность регулирующей функции налогов – ререгулирующая функция . Путем применения повышенных налоговых ставок государство старается уменьшить продажи товаров и объемы предоставления услуг, потребление которых оказывает вред обществу.

К таким товарам относятся алкогольные напитки и сигареты, к услугам – азартные игры.

Контрольная функция позволяет государству отслеживать полноту и своевременность уплаты налогов. Контрольная функция реализуется через налоговые проверки, меры принуждения и наказания.

Для каждой области человеческой деятельности присуща своя терминология. Не является исключением налогообложение.

Если для обычного человека налог рассчитывается , а для бухгалтера – начисляется , то специалист по налогообложению скажет, что налог исчисляется . Исчисленный налог затем удерживается из денег налогоплательщика и уплачивается в бюджет (а не просто платится ).

К описанному процессу – исчисление , удержание и уплата – иногда применяют термин взимание налога .

Что такое сбор

Сбор – это обязательный платеж, взимаемый с граждан и организаций за конкретные действия государственных структур.

Сбор схож с налогом следующими признаками: обязательность уплаты и денежная форма . Но, в отличие от налога, сбор является возмездным платежом. Сборы взимаются за оказание государством конкретных услуг гражданам и организациям. Соответственно, сбор имеет иную цель, чем налог. Цель сбора – компенсировать затраты государства на содержание государственных органов и государственных служащих, занятых оказанием услуг гражданам и организациям.

Что такое обязательный страховой взнос

Обязательный страховой взнос – это обязательный платеж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государственных внебюджетных фондов, которые отвечают за социальную поддержку граждан (эти фонды перечислены выше).

Обязательный страховой взнос (как и сбор) схож с налогом такими признаками, как обязательность уплаты и денежная форма . В то же время такой признак налога, как индивидуальная безвозмездность платежа , относится к обязательному страховому взносу лишь частично. Страховые взносы можно отчасти считать возмездными платежами.

Обязательные страховые взносы собираются за счет тех денег, которые граждане, в принципе, могли бы получить в качестве личных доходов. За граждан, работающих в организациях или у предпринимателей, взносы уплачивают организации и предприниматели. Собираемые суммы пропорциональны личным доходам работающих граждан.

Собранные средства расходуются на социальную поддержку граждан в ситуациях, когда государство признает их нуждающимися в этой поддержке: когда гражданин не способен зарабатывать деньги самостоятельно или утратил такую способность по уважительным причинам. Это следующие ситуации: временная нетрудоспособность по причине болезни, травмы, беременности; постоянная нетрудоспособность по причине достижения пенсионного возраста. Но социальная поддержка, оказываемая гражданину со стороны фонда, не всегда пропорциональна сумме взносов, собранных за счет его доходов. То есть применительно к страховым взносам принцип индивидуальной безвозмездности платежа соблюдается лишь частично.

К социальной поддержке граждан, оказываемой за счет средств государственных внебюджетных фондов, относятся трудовые пенсии и выплаты по больничным листам в связи с временной нетрудоспособностью. Работающие граждане могут получать социальную поддержку через организации и предпринимателей, у которых работают, и тем же способом, каким они получают заработную плату.

Следует заметить, что в Российской Федерации социальная поддержка граждан осуществляется не только за счет средств внебюджетных фондов, но также за счет средств бюджетов: федерального, региональных и местных. В частности, за счет федерального бюджета выплачиваются пенсии бывшим военнослужащим и государственным служащим, а также пенсии никогда не работавшим гражданам. Также за счет федерального бюджета начисляется материнский капитал при рождении второго ребенка.

Еще одно отличие обязательного страхового взноса от налога – цель взимания . Обязательные страховые взносы взимаются не для финансирования государственных нужд в целом, а строго для финансирования социальной поддержки граждан.

Общее и различия между налогами, сборами и взносами


Налоги, сборы и обязательные страховые взносы являются обязательными денежными платежами государству со стороны граждан и организаций.

С точки зрения государства разница между налогами, сборами и взносами весьма существенна. Налоги, сборы и взносы собираются разными государственными структурами. Расходуются они также разными государственными структурами (не обязательно теми же, которые их собирают) и на разные нужды.

Взаимоотношения, возникающие по поводу взимания налогов, сборов и обязательных страховых взносов между плательщиками и государственными структурами, регулируются разными законодательными актами. Для налогов и сборов главным законодательным актом является Налоговый кодекс . А для обязательных страховых взносов – Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» .

Несмотря на то что Налоговый кодекс регулирует исчисление не только налогов, но и сборов, в названии кодекса сборы не упоминаются. Это связано с тем, что для государства сборы имеют второстепенное значение, а для плательщика разница между налогами, сборами и взносами невелика.

Цель взимания платежа, то есть государственные нужды, на которые будет потрачен тот или иной налог, сбор или взнос, воспринимается плательщиком как абстракция. Основное значение для плательщика имеет размер изымаемой у него денежной суммы. Обычно плательщик относится ко всем этим платежам как к неизбежности и заинтересован в том, чтобы поменьше заплатить.

Государство понимает такой интерес плательщика и старается ему противодействовать. Законодательством предусмотрена целая система контроля над плательщиками налогов, сборов и обязательных взносов. За неуплату и недоплату предусмотрены меры принуждения и наказания.

Однако, с точки зрения плательщика, между налогами, сборами и взносами наблюдаются небольшие различия (скорее формального характера). Основное различие заключается в том, что по поводу уплаты налогов, сборов и обязательных страховых взносов плательщик вступает во взаимодействие с разными государственными структурами.

По поводу налогов и сборов плательщик чаще всего взаимодействует с налоговой инспекцией Федеральной налоговой службы . Сама Федеральная налоговая служба подчиняется Министерству финансов Российской Федерации , которое, в свою очередь, подчиняется Правительству Российской Федерации .

Федеральная налоговая служба – это структуры федерального уровня государственного управления. Тем не менее она отвечает за сборы платежей в бюджеты всех уровней: федерального, регионального и местного.

На региональном и местном уровнях управления нет аналогичных структур. Это объясняется желанием государства устроить систему государственного управления рационально, без дублирования функций. Подобное устройство структур государственного управления также удобно плательщикам налогов и взносов.

Если налоги и сборы исчисляются по торговым операциям с зарубежным партнером (экспорт или импорт), то плательщик взаимодействует с таможней – территориальным подразделением Федеральной таможенной службы . Указанная служба подчиняется непосредственно Правительству Российской Федерации.

Сборы могут взиматься и другими государственными структурами в случаях, когда они оказывают конкретные услуги гражданам и организациям. Такой сбор может выглядеть как оплата услуги.

При уплате обязательных страховых взносов плательщик взаимодействует со следующими внебюджетными государственными фондами:

Пенсионный фонд Российской Федерации ;

Фонд социального страхования Российской Федерации .

Обязательные страховые взносы также уплачиваются Федеральному фонду обязательного медицинского страхования . Однако плательщик взносов не взаимодействует с указанным фондом непосредственно. Сторону государства при уплате взносов в эти фонды представляет Пенсионный фонд.

Столь мудрое (без иронии) государственное решение можно объяснить следующими соображениями:

Схема расчета взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования аналогична схеме расчета взносов в Пенсионный фонд, причем суммы взносов в фонд медицинского страхования существенно меньше;

Государство старается упростить взаимодействие граждан и организаций с государственными органами.


Рис. 2


Несмотря на то что по поводу уплаты налогов и сборов, с одной стороны, и обязательных страховых взносов, с другой, плательщик взаимодействует с разными государственными структурами и на основании разных законодательных актов, техника этого взаимодействия аналогична. Меры принуждения и наказания, применяемые в отношении плательщика, уклоняющегося от своих обязанностей, также аналогичны.

Все это позволяет нам сэкономить усилия на самообразование, объединяя налоги, сборы и страховые взносы в одно понятие – обязательные платежи государству – и изучая эти виды платежей параллельно, в одной книге.

Экономически активному члену общества, который желает производить и продавать товары или предоставлять услуги другим членам общества, приходится взаимодействовать с весьма большим количеством государственных структур. Но в нашей книге рассматриваются только те структуры, с которыми приходится взаимодействовать по поводу исчисления налогов, сборов и обязательных страховых взносов.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоги, сборы и страховые взносы. Правила исчисления (А. В. Гартвич, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром -

Действующим законодательством установлены обязательные страховые платежи в различные фонды – пенсионный, социального и медицинского страхования. Это непреложная обязанность для всех компаний и предпринимателей. Иными словами, взносы уплачивают все – и ИП без нанятого персонала, и ООО со средними доходами, и огромная корпорация с немалым штатом сотрудников. Кроме того, даже по каким-то причинам не функционирующие организации, т. е. не получающие доход, но не заявившие о прекращении своей деятельности в официальном порядке, также производят эти платежи. Расчет сумм страховых взносов осуществляется в различных предприятиях по-разному, все зависит от многих причин: статуса предприятия, организационных особенностей и других условий. Попробуем разобраться в тонкостях начислений для разных категорий организаций, работников и узнаем порядок расчета страховых взносов для предприятий разных форм собственности.

Чем отличаются налоги работодателя и его сотрудников?

Сначала рассмотрим отличия в уплате налогов персоналом и работодателем, поскольку их часто путают, хотя понятия эти полярно противоположные. Расчет страховых взносов осуществляется на основе размера оплаты труда. Нельзя смешивать такие разные понятия, как платежи работодателя и сотрудника. Работник уплачивает НДФЛ с суммы начисленной ему лично зарплаты, а работодатель платит 30% от размера всего фонда зарплаты персонала в различные фонды. Кстати, выступая налоговым агентом, компания или ИП удерживает и перечисляет в бюджет полную сумму НДФЛ с ее работников. Такова разница между налогами, которые уплачивают наемные работники и руководители предприятий.

Страховые взносы: что это такое?

Взносы, уплачиваемые работодателем в социальные фонды, называются страховыми, или социальными отчислениями. Все платежи в них рассчитываются и перечисляются помесячно в установленные законодательным порядком сроки.
Подавляющая часть населения России является нанятыми работниками разных предприятий. Для компаний, находящихся на традиционной системе налогообложения, база для расчета страховых взносов строится исключительно на сумме начисленной им зарплаты и связанных с нею выплат, например премий или доплат за работу в праздничные и выходные дни, классность, территориальный коэффициент и др. Выплаты, характеризующиеся как социальные, в расчетную базу не входят. К ним относятся:

  • материальные компенсации;
  • помощь от компании для восстановления здоровья или приобретения лекарственных средств на основании коллективного договора или отраслевых тарифных соглашений;
  • пособия, начисленные при увольнении сотрудников, вызванном сокращением производства и ликвидацией рабочих мест;
  • затраты на командировки, носящие производственный характер, но не имеющие отношения к начислению заработной платы.

Итак, все начисления производятся на сумму начисленной зарплаты. Узнаем, в какие фонды перечисляют взносы предприятия, применяющие ОСНО, их размеры и особенности расчета, а также для каких компаний и в каких случаях применяются сниженные тарифы.

ФСС

Один из важнейших социальных фондов, куда отчисляются страховые взносы – ФСС. Он работает в двух направлениях: контролирует и оплачивает пособия по временной нетрудоспособности и возмещает ущерб, вызванный полученными производственными травмами.
В связи с этим взносы в ФСС исчисляются по следующим тарифам:

▪ 1-й – по временной потере трудоспособности и материнству – 2,9 % от зарплаты работников. На 2015 год установлен предельный уровень оплаты труда, с которого насчитываются взносы, в сумме 670 тыс. руб. На полученный свыше этого уровня доход тариф не начисляется.

▪ 2-й – страхование от производственных несчастных случаев. Величина взноса варьируется от 0,2% до 8,5 % и соответствует одному из 32 классов риска на производстве, законодательно установленных для компаний различной степени производственного травматизма. Для этого вида страхования не существует размера предельной базы, отчисления с заработной платы производятся независимо от суммы дохода по установленному для каждого предприятия классу риска. Только для бюджетных предприятий профессиональный риск ограничен первым классом.

ФФОМС

Отчисления по медицинскому страхованию составляют в 2015 году 5,1% от суммы оплаты труда. Максимальный уровень зарплаты, свыше которого взносы не насчитываются, равен 624 тыс. рублей.

ПФР

Для предприятий, работающих на общих основаниях, взносы составляют 22 %. Предельный доход для их начисления в текущем году равен 711 тыс. руб. В отличие от остальных фондов, в ПФР на суммы, превышающие норматив, отчисления производятся в размере 10 %. Но распределяются они уже не на отдельный счет работника, а на общий, консолидированный счет. В представленной таблице указаны размеры отчислений и предельные уровни дохода, на который они начисляются, для предприятий, применяющих ОСНО.

1. Пример расчета страховых взносов

Сотруднику предприятия за январь начислена зарплата – 68 тыс. руб. В нее входят выплаты:

  • оклад - 40 000 руб.;
  • отпускные - 15 000 руб.;
  • оплачен больничный лист - 13 000 руб.

Всего начислено: 68 000 руб.

Оплата листа нетрудоспособности не входят в базу для расчета, понижая сумму дохода для начисления взносов.

68 – 13 = 55 тыс. руб.

Начислено взносов за январь:
в ПФР:
55 000 * 22% = 12 100 руб.
в ФСС:
55 000 * 2,9% = 1595 руб.

В ФСС (от несч. сл.):

55 000 * 0,2% = 110 руб.
в ФФОМС:
55 000 * 5,1% = 2805 руб.
Всего начислено взносов за месяц - 16 610 руб.

Продолжим пример:

Зарплата этого сотрудника за 10 месяцев года составила 856 000 рублей. Размер начисленных за это время взносов:

В ПФР:
711 000 * 22% + (856 000 – 711 000) * 10% = 156 420 + 31 900 = 188 320 руб.
в ФСС:
670 000 * 2,9% = 19 430 руб.

ФСС (от несч/сл.):

856 000 * 0,2% = 1712 руб.
ФФОМС:
624 000 * 5,1% = 31 824 руб.
Начислено за 10 месяцев - 241 286 руб.

Страховые взносы: расчет для ИП

Часто предприниматели, организуя собственный бизнес, работают в единственном числе, не набирая штат персонала. Сам себе ИП зарплату не платит, он получает доход от предпринимательской деятельности. К этой категории относится и так называемое самозанятое население - частнопрактикующие юристы, врачи и другие специалисты, организовавшие собственный бизнес.

Для таких предпринимателей законодательно утвержден особый порядок начисления подобных платежей – фиксированные (обязательные) страховые взносы.

Осуществляется расчет обязательных страховых взносов исходя из размера МРОТ, индексирующегося ежегодно. Поэтому с каждым годом увеличивается и сумма фиксированных взносов, не считая эксперимента законодателей в 2013 году, когда за основу для расчета отчислений брали не один МРОТ, а два.

Эта сумма четко определена и рассчитывается как произведение 12-кратного МРОТ на тарифы, установленные для ПФР в размере 26 % и ФФОМС - 5,1%:

В текущем году обязательный взнос составил 18 610,80 руб. и 3650,58 руб. соответственно. Всего подлежит перечислению за год 22 261,38 руб.

Расчет страховых взносов в ФСС индивидуальные предприниматели не делают, поскольку для них не предусмотрены расчеты с фондом ни по оплате листов нетрудоспособности, ни по производственным травмам.

Законодательно установлена предельная планка получения дохода для возможности уплаты отчислений в фиксированной сумме – 300 тыс. руб. Превышение этого уровня доходов потребует доначисления размера взносов: на сумму, полученную сверх этого норматива, начисляется 1 %. Такое правило действует только для начисления взносов в ПФР. Оно не относится к отчислениям в ФФОМС. На размер взноса в этот фонд не влияет сумма доходов, он стабилен.

Порядок перечисления и расчет страховых взносов в ПФР предпринимателями

Алгоритм расчетов с пенсионным фондом следующий:

До окончания текущего года в обязательном порядке уплачивается фиксированный взнос. Это обязанность всех предпринимателей. Как уже упоминалось, при уплате этого взноса не играет роли ни финансовый результат деятельности, ни режим налогообложения, ни размеры дохода, ни его полное отсутствие. Этот взнос уплачивается, поскольку является обязательным.

До 1 апреля будущего года перечисляется полученная расчетным путем часть взносов – 1% от размера дохода, превысившего трехсоттысячный предел.

3. Рассмотрим пример расчета страховых взносов для ИП, работающего без персонала:

Годовой доход практикующего врача составил 278 тыс. руб. Составим расчет страховых взносов:

в ПФР = 5965 * 12 * 26 % = 18 610,80 руб.

в ФФОМС= 5965 * 12 * 5,1% = 3650,58 руб.

Платежи осуществляются одинаковыми долями поквартально или сразу полной суммой. Главное, чтобы они были внесены до конца года.

4. Рассмотрим следующий пример:

Доход ИП за год – 2 560 000 руб.

Взнос в ПФР = 18 610,80 + 1 % * (2 560 000 – 300 000)= 18 610,80 + 22600 = 41 210,80 руб.

В ФФОМС – 3650,58 руб.

Важно! Фиксированная сумма 22 261,38 руб. должна быть перечислена до конца налогового года, взнос с разницы 18 949,42 руб. уплачивается до 1 апреля.

Предельная сумма взноса в текущем году - 148 886,40 руб. Рассчитывается она по формуле: 8-кратный размер МРОТ за год, помноженный на установленный тариф ПФР.

Особенности расчета взносов ИП: как правильно рассчитать размер дохода ИП

Расчет страховых взносов ИП изменен радикально. И если раньше все расчеты строились на размере прибыли, сегодня за основу для их начисления берется размер полученного дохода. И следует различать эти понятия, поскольку неправильно подсчитанная сумма дохода и, следовательно, платежа может повлечь наложение штрафных санкций.


При совмещении нескольких налоговых режимов доходы от деятельности на каждом из них должны суммироваться. Если доход предпринимателя за год - не больше 300 тыс. рублей или отсутствует, то ИП обязан перечислить лишь фиксированный взнос.

Применение пониженных тарифов: кто может рассчитывать на льготы?

Российским законодательством регламентирована возможность применения сниженных тарифов для некоторых категорий предприятий-работодателей. Величины этих тарифов различны для разных компаний и зависят от деятельности, которой они занимаются. Размеры тарифов перечислены в 1-й части ст. 58 З-на № 212-ФЗ. Это весьма пространный реестр, который вмещает целый ряд плательщиков, имеющих право использования льгот. В таблице представлен список предприятий, деятельность которых позволяет применять льготные тарифы при расчете социальных отчислений.

Размеры пониженных ставок страховых взносов
Компании, имеющие право на применение льготных тарифов ПФР ФСС ФФОМ
Предприятия, работающие на ЕСХН, сельхозпроизводители, общественные представительства инвалидов 21 2,4 3,7
Партнерства, организованные бюджетными, некоммерческими учреждениями, IT-компании, др. 8 4 2
Компании и ИП, работающие на патенте и УСН по видам деятельности, перечисленным в законе, предприниматели-фармацевты на ЕНВД, некоммерческие организации на УСН, предприятия, работающие в сфере социального обеспечения, разработок НИОКР, здравоохранения, культуры, благотворительного направления 20 0 0
Предприятия-участники проекта "Сколково" 14 0 0

В пункте 8, ч. 1 ст. 58 опубликован список видов деятельности, по которым установлено применение льготных тарифов. Организациям и ИП, работающим с любым из них, дано право не насчитывать отчисления по социальному и медицинскому страхованию, а для взносов в ПФР установлена ставка 20%. Предельный доход для расчета отчислений – 711 тыс. руб. На полученные доходы, сверх этого размера, взносы не насчитываются. Законодателями установлены и некие ограничительные барьеры, которые должны быть применены для реализации предприятиями права на использование льготных тарифов.

Рассмотрим расчет страховых взносов по льготным тарифам на нескольких следующих примерах.

1. С годового дохода работника предприятия – сельхозтоваропроизводителя, имеющего право на льготный расчет в сумме 264 000 руб. отчисления составили:

В ПФР:
264 000 * 21% = 55 440 руб.
в ФСС:
264 000 * 2,4% = 6336 руб.

В ФФОМС:

264 000 * 3,7% = 9768 руб.

Итого: 71 544 руб.

2. С зарплаты работника предприятия сферы соцобеспечения, ведущего деятельность, подпадающую под применение льгот в сумме 210000 руб., должны быть насчитаны взносы:

В ПФР:
210 000 * 20% = 40 500 руб.
Итого: 40 500 руб.

3. С годового дохода сотрудника IT-компании в сумме 547 000 руб. сделаны отчисления:

В ПФР:
547 000 * 8% = 43 760 руб.
в ФСС:
547 000 * 4% = 21 880 руб.

В ФФОМС:

547 000 * 2% = 10 940 руб.

Итого: 76 580 руб.

Еще одно нововведение с начала текущего года – суммы взносов при уплате не округляются до рублей, как было принято раньше, а насчитываются и уплачиваются в рублях и копейках, не создавая при расчетах с фондами мизерных переплат.

Учет расчетов по страховым взносам: начисление, проводки, особенности

Начисление страховых взносов осуществляется предприятиями-работодателями в том же месяце, за который начисляется зарплата. Важно! Начисление-расчет страховых взносов на отпускные производится сразу же при расчете отпускных, причем на всю сумму, независимо от продолжительности периода отпуска. Зачастую начинается он в одном месяце, а заканчивается в другом. Тем не менее расчет по начисленным страховым взносам производится на всю сумму сразу.

Бухгалтерский учет страховых взносов осуществляется на счете № 69 «Расчеты по социальному страхованию» и его субсчетах для отдельного выделения видов отчислений и фондов. Корреспондируется он со счетами учета затрат производства, сумма начисленных взносов отражается по кредиту 69-го счета :

Д-т 20 (23, 26, 44 …) К-т 69 - начислены взносы в ПФР, ФСС и ФФОМС на соответствующие субсчета, утвержденные в компании.

Уплаченные взносы дебетуют субсчета 69 и отражаются в кредите счета 51 «Расчетный счет», подтверждая произведенный платеж и расчет по уплаченным страховым взносам.

Особенности применения льгот при уплате взносов для «упрощенцев»

Законодательно установлена возможность уменьшения налогооблагаемой базы предприятий, применяющих спецрежимы. Уплаченные страховые взносы в полном объеме рассчитанной суммы уменьшают базу по начисленному налогу, предусмотренному спецрежимом, в следующих случаях:

ИП применяет УСН и/или ЕНВД и функционирует без нанятого персонала;

Компания работает на упрощенном режиме «Доходы за минусом расходов».

1/2 суммы отчислений уменьшает базу для расчета налога, когда применяются следующие режимы:

УСН «Доходы * 6%»;

Обладателям патентов страховые взносы не уменьшают их стоимость.

Надо отметить, что право на применение указанных льгот осуществимо только в том периоде, за который начисляется налог, и уменьшена база может быть исключительно на сумму уплаченных (не начисленных!) в этом же отчетном периоде взносов.

Штрафные санкции

Страховые взносы, расчет по которым произведен, должны быть уплачены в фонды в установленные сроки. По закону при несвоевременном перечислении ежемесячных платежей контролирующие ведомства вправе предъявить организации пени за каждый день просрочки.

Неустойки, не предусмотренные законодательно, не могут быть применены в качестве санкций, но штрафы бывают весьма внушительными. Существует немало причин, которые могут вызвать неудовольствие внебюджетных фондов. Они вправе оштрафовать компанию за несвоевременную регистрацию в фондах либо за опоздание с предоставлением отчетности по взносам, а также за использование бланков неустановленной формы. Это далеко не полный перечень нарушений, внебюджетный фонд располагает немалой властью и лучше заранее готовить и представлять все необходимые отчетные формы, чтобы иметь возможность что-либо изменить и вовремя отчитаться.

mob_info