Урок словарной работы «Дни недели. Конспект урока по русскому языку

Всероссийский урок, посвященный Дню русского языка.

Урок-игра «Великое русское слово» для 3 класса

Учитель: Тома Любовь Николаевна

Коваленко Валентина Владимировна

Корнева Галина Александровна

Цель: расширение лексического запаса и кругозора, совершенствование навыков диалогической и монологической речи;

Задачи: - спос обствовать умению формулировать собственное мнение и позицию, принимать и сохранять учебную задачу;

Развивать творческие способности, внимание, умение

анализировать свою деятельность;

Воспитывать интерес к предмету, любовь к русскому языку.

Ход урока

1. Подготовка к восприятию.

Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о настоящих чудесах. И в первую очередь, о чуде великого русского языка. Будем учиться бережному отношению к нашему родному языку.

Слайд: высказывания классиков о русском языке

Человек через слово всемогущ:

язык - всем знаниям и всей природе ключ.

Г.Р. Державин

Перед вами громада - русский язык! Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В.Гоголь

Почему Г.Р.Державин говорит, что «человек через слово всемогущ»? как вы понимаете это высказывание?

А о каких законах русского языка говорит Н.В.Гоголь?

2. Путешествие по страницам журнала.

Давайте погрузимся сегодня в эти законы и перелистаем журнал, который так и называется «Великое русское слово»

Страница первая «Речь правильная и хорошая»

Писатель А.Н.Толстой отмечал: «Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

Послушайте внимательно стихотворение Ю. Тимянского «Рассказ школьного портфеля»; в конце стихотворения мальчик задаёт вопрос, вам необходимо будет на него ответить.

● Инсценирование стихотворения учащимися

Рассказ школьного портфеля

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор»,

«Дилектор входит в кабинет…»,

«Закрыт м а г ` а з и н на обед…»,

«Хозяйка моет с т а к а н`ы…»,

«Секёт свеклу…»,

«Пекёт блины…».

И до меня дошёл черёд:

Портфель он «п ` о р т ф е л е м» зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал, не шутя:

Пусть и его зовут П е т`я.

П е т`я! - несётся со двора, -

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, П е т`я,

Ведь ты большой, а он дитя!

«П е т`я» обижен на ребят:

Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

(Ю. Тимянский)

Как бы вы ответили на вопрос мальчика?

Почему нельзя нарушать произносительные нормы

Куда бы вы посоветовали ему обратиться, чтобы научиться правильно произносить слова?

Как думаете, в какой словарь?

Орфоэпический словарь.

● Работа в паре (на столе лист со стихотворением)

Прочитайте ещё раз стихотворение, найдите слова, которые Петя произносил неправильно.

Запишите их правильно в тетрадь и поставьте ударение.

Коридор, директор, магазин, стаканы, сечёт, печёт, портфель, свёкла.

А вот ещё попробуйте расставить ударение в словах:

Слайд: Звонит, свекла, красивее, каталог, торты, жалюзи, договор, квартал, щавель, положил.

Страница вторая «богатство русского языка»

А знаете вы, что настоящий кладезь мудрости содержится в пословицах и поговорках, которые хранят опыт народный, дают советы на все случаи жизни, учат и воспитывают нас. Знать много пословиц и поговорок значит не только хорошо владеть родным языком и средствами его выразительности, но и быть человеком мудрым. Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы и поговорки.

Какие пословицы и поговорки о языке вы знаете?

От доброго слова язык не усохнет.

Каков разум, таковы и речи.

Пулей попадёшь в одного, а метким словом - в тысячу.

Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.

Живое слово дороже мёртвой буквы.

Собери “рассыпавшуюся” пословицу:

Насмешишь, людей, поспешишь.
(“Поспешишь - людей насмешишь”
Не, рубить, чай, дрова, пить
“Чай пить - не дрова рубить”
Потеряешь, за, погонишься, своё, чужим.
“За чужим погонишься, своё потеряешь.”
День, коли, до, нечего, скучен, вечера, делать
“Скучен день до вечера, коли делать нечего”.

Давно известно и доказано, что русский язык - один из богатейших языков мира. А сколько слов есть в русском языке для обозначения действия «засмеяться»! Если человек засмеется негромко или исподтишка, то говорят - хихикнул, если внезапно - фыркнул, прыснул, если громко - захохотал, разразился смехом.

Как называются такие слова? (синонимы)

С обратной стороны ваших листочков написано слово, прочитайте его про себя, а теперь, работая в паре, подберите к нему как можно больше синонимов (слова: передвигаться, красивый, говорить)

Страница третья «Эта простая сложная орфография»

Мы сегодня с вами не просто перелистываем журнал, а ещё и поработаем в нём. В любом печатном издании есть люди профессии корректор.

Кто знает, чем они занимаются?

Правильно, исправляют ошибки. Вот и на этой странице журнала оказалось много ошибок, исправьте их.

Дядя, прашу тебя, памаги тваей плимяннице оли, а то небудет её наги

в этой пративной школе. Мне вчера за дектант на слава учитель паставил «два», а сам сказал, что маю работу даже несмок прачитать.

Попраси его, дядя, исправить «двойку» и паставить мне «пять».

Молодцы, и здесь хорошо поработали.

Дорогие ребята! Русский язык очень красив и выразителен. Великий русский писатель М. Горький писал:

«Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».

Урок словарной работы

«Дни недели»

Учитель. Посмотрите на эмблему нашего урока (совушка). Вспомните, что мы сегодня будем изучать.

Дети. Сегодня мы познакомимся с новыми словами.

У. Сегодня мы будем путешествовать по графствам, где правят Лексика, Этимология, Орфография. Покажите эти графства на карте.

Что изучают в лексике?

Д. Лексическое значение слов.

У. Что изучают в этимологии?

Д. Историю и происхождение слов.

У. Что изучают в орфографии?

Д. Правописание слов.

У. Я вам предложу загадки, а вы отгадаете, какие слова мы будем учить.

В книге шесть листов простых,

а седьмой — золотой.

Есть семь братьев:

годами равные, именами разные.

— О ком или о чем так сказано?

Д. Это дни недели.

У. Запишем тему сегодняшнего урока — «Дни недели».

Итак, сегодня мы будем говорить о днях недели, узнаем историю их названий, научимся писать эти слова. Но прежде чем графини Лексика, Орфография и Этимология разрешат вам войти в свои графства, они хотели бы испытать вас. Ответьте, что обозначает слово неделя’]

Д. Все дни, их семь.

У. Правильно, это семь дней от понедельника до воскресенья. А какова история этого слова, мы узнаем из справки, которую приготовила нам графиня Этимология.

Слово неделя есть во всех славянских языках: украинском, болгарском, польском. Это слово образовалось от слов не делати и обозначало в древнерусском языке день отдыха, воскресенье. Постепенно слово неделя стало обозначать семь дней — от понедельника до воскресенья.

— Графини нас пропустили, но хотели бы услышать, как вы по порядку называете все семь дней недели.

Д. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

У. Первый день — понедельник. Кто из вас отгадает, почему день так назван?

Д. Не знаем.

У. Помочь нам может Этимология.

Понедельник — слово общеславянское. Когда-то началом недели считали воскресенье. А воскресенье у славян называлось неделя. И первый день недели — воскресенье — стали называть понедельник.

— Запишем в тетрадях слова неделя, понедельник.

Думаю, что значение слова вторник и историю этого слова мы определим быстрее. Какое слово русского языка оно напоминает?

Д. Второй — это же второй день недели!

У. Посмотрим, верно ли наше предположение.

Вторник — это слово пришло в наш язык из старославянского. Обозначает второй день после воскресенья. Оно близко по значению слову второй.

— Запишем в тетрадях — вторник.

Какой следующий день недели?

У. Определите значение.

Д. Середина, посредине.

У. Вновь обратимся за помощью к Этимологии.

Среда — слово заимствовано из старославянского языка. Обозначает середину, средний день недели.

— Прекрасно! Мы с вами уже хорошо чувствуем и понимаем язык, грамотно определяем значения слов и даже знаем их историю. Запишем слово среда.

Следующее слово — четверг. Сможем определить значение?

Д. Четвертый день недели.

У. Этимология подтверждает наше предположение.

Четверг — это слово общеславянское, означает четвертый день недели. Значение этого слова близко к значению слов четверо, четыре.

— Запишем и это слово в тетради.

Пятница — значение этого слова не является для вас тайной. Кто определит его значение?

Д. «Пять», «пятый день недели».

У. Пятница — это слово древнерусское. Пятый день назван пятницей по счету дней недели.

— Запишите это слово в тетрадь Суббота. История этого слова довольно необычна. Оно проделало длинный путь из языка в язык: из еврейского языка пришло в греческий, из греческого — в славянский, а оттуда — к нам в русский язык. В еврейском языке слово суббота читалось как шаббат, что значит «отдых, праздник». Евреи отдыхают в субботу. Из всех дней недели это единственное слово неславянского происхождения.

— Очень внимательно запишем слово, диктуя себе: суббота.

Итак, воскресенье. Какое слово русского языка напоминает вам это?

Д. Не знаем.

У. Нам поможет Этимология.

Воскресенье — это слово пришло в наш язык из старославянского. Образовалось от слова воскресить. Название этого праздничного дня связано с историей Иисуса Христа.

— Запишем слово в тетрадь.

А сейчас графини Лексика и Этимология предлагают нам игру в грамматические комплименты. Мы ведь любим, когда нам говорят хорошее. Вот и мы сейчас будем говорить хорошее словам: что они обозначают, их историю происхождения.

Неделя — ? Понедельник — ? Вторник — ? Среда — ? Четверг — ? Пятница — ? Суббота — ? Воскресенье — ?

Молодцы, мы порадовали графинь! Теперь очередь Орфографии. Запишите по памяти в тетради названия всех дней недели. А Орфография выберет лучшие работы.

В заключение графини предлагают решить этимологические задачи:

1. Какое слово является родственником словам неделя, понедельник!

2. Какие из дней недели названы по счету? (Вторник, среда, четверг, пятница)

3. Какое название дня недели — слово неславянского происхождения? (Суббота)

4. Какой день недели связан с древней историей? (Воскресенье.)

Урок подходит к концу, заканчивается наше путешествие. Думаю, что графини довольны вашей работой, они обязательно придут к нам в гости еще. Вы же выучите правописание названий дней недели

Конспект урока русского языка,

посвященный Дню русского языка

10 класс

Учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №38 г. Калининграда

Войтенко Елена Петровна

2018 г.

г. Калининград

Тема: «Язык-хранитель духовной культуры нации».

Интегрированный урок развития речи в 10 классе

(русский язык, литература).

Цель: воспитание представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Задачи:
1
. Воспитательные

Воспитание любви к родному слову, русскому языку как символу государства;

Воспитание чувства гордости за силу, красоту русского слова как выразителя менталитета русской нации;

Воспитание бережного отношения к слову.

2 . Образовательные

Совершенствование навыка разноаспектного анализа текста;

Создание собственного художественного текста как эмоционального отклика на поднятую тему.

3. Развивающие

Развитие критического мышления учащихся при работе с текстом;

Развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости к богатству и красоте русского слова;

Развитие творческих способностей учащихся.

Методы и технологии, используемые на уроке: - диалоговая технология, полилог;

Личностно-ориентированное обучение;

Элементы технологии критического мышления;

Продуктивно-творческий метод (написание эссе).

«Сбережение русского языка, литературы и культуры

- это вопросы национальной безопасности,

сохранения своей идентичности в глобальном мире»,

В.В.Путин на съезде Общества русской словесности.

Структура урока I этап

Вызов (создание творческой мотивации урока развития речи).

1.Слово учителя.

Русский язык! Какая буря чувств, эмоций, мыслей, переживаний нахлынет на каждого из нас при вдумчивом произнесении этого словосочетания! Для многих из нас русский язык - родной язык.

А ведь родной язык для личности человека – примерно то же, что воздух для его тела. На языке мы думаем, общаемся, творим, принимаем решения, и если несвободное дыхание – угроза жизни, то несвободное владение языком – угроза личности. Да, важнейшим средством коммуникации является слово. Без правильной речи нельзя обойтись. Бизнес - это умение говорить убедительно. Политика - это умение убеждать и завоевывать симпатии. И обычные человеческие отношения – дружба, сотрудничество, любовь - насквозь пронизаны словами. Представления человека о мире и своей стране в этом мире отражаются в словоупотреблении: ведь словом всё начинается и в слове же завершается.

Язык - это основа основ духовной культуры. Это то прекрасное, что нам досталось от наших предков. Язык - это связь времен и народов. Каждый должен любить, уважать и ценить свой язык, к какой бы языковой группе он не находился.

Уважения к своему языку - это уважение к самому себе, к своей Родине.

Тема сегодняшнего урока – это один из этапов важного диалога о духовных традициях нашего Отечества, который вы сможете продолжить на уроках литературы, истории, обществознания, иностранного языка.

2. Осмысление эпиграфа.

Обратимся к эпиграфу урока. Найдите ключевые слова.

Составление кластера

Русский язык

Сбережение, сохранение

Национальная безопасность

Своя идентичность

Глобальный мир

Работа в группах (учащиеся используют толковые словари)

Дайте толкование ключевых слов.

Обсуждение лексических значений.

Как вы понимаете главную мысль эпиграфа?

Сбережение русского языка – это не только сохранение культуры народа, его духовной составляющей, но сохранение нации.

II этап

Осмысление

Приемы:

Чтение текста

Разноаспектный анализ

Работа в парах

Озаглавливание текста

Учитель:

Вот какая историческая ответственность лежит на каждом поколении за передачу языка в сохранности и чистоте, а значит, эта же ответственность лежит на каждом человеке. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский указывал, что родной язык – это лучший выразитель духовных свойств народа.

1.Чтение и осмысление текста.

«Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне и родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа... Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык,- народа нет более!» (К.Д. Ушинский "Родное слово").

Вопросы и задания:

    Почитайте текст про себя, озаглавьте.

    Прочитайте текст выразительно вслух.

    О чем этот текст? Какова его тема?

    Как он доказывает свою точку зрения? Какие аргументы приводит?

    Какой вывод делает?

    Какие средства художественной выразительности помогают автору убедительно изложить свою позицию?

2. Размышление о прочитанном (создание собственного текста).

Разделяете ли вы точку зрения автора? Письменно ответьте на вопрос.

3. Решение лингвокультурологической задачи.

Учитель. Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности. Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры 24 мая. В 863 году они создали азбуку для обращенных в христианство славянских народов, с этого времени ведет свое начало славянская письменность, книжность. Нужно помнить, что у каждого слова есть свой исторический корень, свой глубинный духовный смысл.

Задание: напишите свои ассоциации со словом благодарность.

(проверяем записи).

Предлагаю изучить, что означает слово «благодарность». Когда и как оно появилось в языке?

Чтобы понять значение слова «благодарность», обратимся к материалам этимологических, толковых, словообразовательных словарей, к трудам философов и публицистов. В работе используем материалы следующих источников: «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Этимологический словарь» М. Фасмера, «Этимологический словарь» Н.М.Шанского, «Этимологический словарь русского языка» А.В.Семенова, «Этимологический словарь русского языка» И.А.Крылова, «Толковый словарь» В.И. Даля и др.

Работа в группах: с раздаточным материалом.

Группа № 1.Лексикография слова.

1.Толковый словарь В. И. Даля:

Благодарствовать или благодарить кого, на чем, за что, дарить словом или делом, или желать кому благ, добра; изъявлять благодарность, признательность; объявлять себя должником за услугу, признавать одолжение; спасибить кому- то, говорить спасибо. Не гостям хозяина, а хозяину гостей благодарить. Благодарение – действие благодарящего, изъявление спасибо, признательности; благодарность - чувство признательности, желание воздать кому за одолжение, услугу, благодеяние; самое исполнение этого на деле. Благо дарительный или благодарственный - способный. Благодать – дары Духа Святого; помощь, ниспослания свыше, к исполнению воли Божьей; милость, благодеяние, благотворение, помощь, преимущество, выгода, обилие, избыток, довольство.

2.Толковый словарь С.И. Ожегова :

БЛАГОДАРНОСТЬ - Чувство признательности к кому-н. за оказанное добро, внимание, услугу. Принять с благодарностью что-н. Принести б. кому-н. Сделать что-н. в знак благодарности или в б. за что-н. 2. только мн. Слова, выражающие эти чувства (разг.). Рассыпаться в благодарностях. 4. Официальное действий. Объявить б. в приказе. Получить Б. от дирекции.

3.Толковый словарь Д.Н. Ушакова:

Благодарность – 1) чувство признательности за оказанное добро. 2) выражение этого чувства. Рассыпаться в благодарностях. 3) взятка.

Вывод: общим в толковании слова «благодарность» в толковых словарях Д.Н. Ушакова, В.И. Даля и С.И. Ожегова является то, что благодарность толкуется как чувство или его выражение. Но в словаре Д.Н. Ушакова также упоминается значение благодарности как взятки, а в словаре С.И. Ожегова как официальное действие.

Группа №2 .Этимология слова.

1.Этимологический словарь русского языка И.А. Крылова:

Заимствование из старославянского, где существительное благо ("добро, счастье") возникло на основе прилагательного среднего рода благо – "хорошо". Исконно русская форма этого слова сохранилась лишь в названии города Бологое между Москвой и Санкт-Петербургом.

2. :

благо

Древнерусское – болото.

Старославянское – благо.

Общеславянское – bolgo (благо).

Слово «благо» в значении «добро, польза» известно с древнерусской эпохи (XI–XII вв.).

В полногласной форме «болого» оно заимствовано из церковнославянского, где употреблялась близкаясовременной форма «благо».

Слово восходит к общеславянскому субстантивированному прилагательному среднего рода bolgo от bolgъ (-а, -о) – «благой, добрый, хороший».

Родственными являются:

Украинское – благо.

Чешское – blaho.

Производные: благотворный, благотворительный, благополучие, благодетельствовать, благодетель, благодать, благородный, облагородить.

3.Этимологический словарь А. Ситниковой:.

БЛАГО.

Из ст.-сл. яз. Ст.-сл. благо - «добро, счастье» возникло на основе прилаг. ср. р. благо - «хорошо» в результате морфолого-синтаксического способа словообразования.

Это слово, как и многие слова с первой частью благо (благодать, благоденствие, благодетель, благодушие и др.), пришло из старославянского языка, в котором было калькой греческого слова со значением частей «благо, хорошо» и «давать, преподносить».

Благодарить, благодарность, благодарение, признательность .

4.Этимологический словарь М. Фасмера :

благо благо́й –цер. слав. заимств. вместо исконнорусск. *бологъ; см. болого.

Весьма употребительно благо- в словосложениях как соответствие греч. εὑ-напр.: благочести́вый εὑσεβής, благонра́вный εὑήθης, благоро́дныйεὑγενής и т. д .

5.Этимологический словарь Н.М.Шанского:

Благодаря. Икон. Возникло из деепричастия благодаря - от благодарить, заимств. из ст.-сл. яз., словообразовательной кальки греч. eucharisteīn (eu «благо, хорошо», charisteīn «давать, преподносить») .

Вывод: сравнение словарных статей различных этимологических словарей о слове «благодарю» позволяет сделать вывод, что все авторы этимологических словарей считают: слово «благодарю» происходит от старославянского «благо», которое пришло из древнегреческого языка.

Группа №3. Толкование слова в иных словарях и энциклопедиях.

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры:

БЛАГОДАРНОСТЬ отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях.

2. ЛетяговаТ.В. Тысяча состояний души: краткий психолого-филологический словарь:

Благодарность эмоционально-чувственное состояние признательности, высокой оценки значимости чьих-то деяний, отношений. Выражается как любовь, уважение к человеку или коллективу организации, как готовность сделать ответное благо.

3. Бим-Бад Б. М. Педагогический терминологический словарь:

Благодарность – чувство одобрения или любви к другому человеку за оказанное им благодеяние. Как моральное чувство и обязанность Б. восходит к древнейшим отношениям церемониального обмена дарами, а также к отношениям взаимности услуг. В истории мысли немало моралистов усматривали в б. основополагающее проявление добро деятельности человека. Изначально б. понималась как ответ услугой на услугу, как взаимность, характеризующая корыстные отношения (Аристотель, Сенека, И. Кант. объясняют Б. как особого рода дарения, а именно, бескорыстное, добровольное, ценное само по себе, осмысляется постепенно. В античности б. понималась как добродетель. Христианство понимает б. скорее, как обязанность.

Вывод: вышеуказанные словари рассматривают благодарность как моральное качество человека, характеризующееся признательностью и готовностью ответить взаимным действием.

Группа №4. Толкование слова в Библии.

«Благодарить, благодарность, благодарение, признательность…Как глагол, так и существительное в Ветхом Завете представлено словом «yadhah» , а в Новом Завете - греческим словом «euchariste» . Причем слово «eucharisteo» - обычно в греческом языке используется в прямом значении «благодарить», тогда как слово «yadhah» является одним из синонимов таких понятий, как «прославлять», «хвалить», «благословлять». Поэтому в Ветхом Завете это слово часто переводится как хвала, прославление, воспевание, славословие, восхваление.

В Новом завете Благодарность Богу - это похвала и прославление нашего Творца за то, Кем Он является, и за Его великие дела». Это Благодарность Богу за его жертву ради спасения человека. А по словам Архимандрита Саввы (Мажуко): «Праздник Пасхи - это праздник благодарности , ведь именно благодарность лежит в основании христианства».

Ветхий Завет

Новый Завет

Благодарность

«yadhah»

Благодарить

«eucharistein»

Благодарить

Перевод

То же, что

«прославлять», «хвалить», «благословлять»

«благодарить»

Значение

хвала, прославление, воспевание Бога

благодарность Богу за его жертву ради спасения человека

Вывод: слово «благодарю» происходит от старославянского «благо», которое пришло из древнегреческого языка. - общеславянское слово со значением «добро», глагол дарить , как и существительное , тоже являются общеславянскими. Любопытно вот что: образовано слово благодарить точно так же, как и греческое слово eucharistein с тем же значением ею по-гречески «благо», charistein - «давать», «подносить». В данном случае русский язык заимствовал не само слово, а способ его образования. Этот способ называется калькой. Евхаристия , согласно христианскому вероучению, - таинство в котором под видом хлеба и вина христиане приобщаются Тела и Крови Иисуса Христа. Это Таинство составляет основу главного христианского богослужения, Божественной литургии . В связи с этим можно говорить об огромном значении этой нравственной категории для мировоззрения русского человека – носителя христианской, а именно православной культуры.

Учитель. Как видим, постижение тайны слова открывает его глубину и истинный смысл. В каждом русском слове есть душа. Владимир Иванович Даль писал: « С языком шутить нельзя: словесная речь человека-это видимая связь, звено между душой и телом, духом и плотью».

Русский язык-это наше национальное достояние. Наша задача - передать эту драгоценность последующим поколениям в красоте, богатстве и чистоте. О высоком предназначении слова писал Иван Бунин. Выразительное чтение стихотворения «Слово»:

Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

Рефлексия

Создание творческих работ.

    Творческая работа : Вспомните тему урока, смысл эпиграфа и закончите предложение «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о.....». (К.Г. Паустовский).

    Чтение творческих работ. Сравнение с первоисточником.

«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности ) ». (К.Г. Паустовский).

Заключение

Учитель

Что нового вы узнали о русском языке сегодня на уроке?

Что вы узнали нового о себе после сегодняшнего урока?

Завершить наш урок я предлагаю словами Михаила Александровича Шолохова: «Родное слово, познанное и постигнутое в детстве, питает душу поэзией, рождённой историей, культурой, традициями народа, пробуждает в человеке истоки национальной гордости. Родной язык - хранилище духовных ценностей. Человек, отказывающий от родного языка, оторван от корней предков, он не может быть патриотом своей малой родины. Любой язык является одним из основных условии единства и успешного развития нации. В данном случае русский язык - величайшая сокровищница национальной духовной культуры русского народа, хранилище его духовно-нравственных представлений и идеалов. Языковое образование обеспечивает приобщение человека к духовному наследию предшествующих поколений и является основой формирования этнического и гражданского самосознания личности».

Домашнее задание: напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания М.А. Шолохова.

Тема. «Нет ничего сильнее слова» (занимательный и познавательный урок русского языка в старших классах)

Ход урока.

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня, 22 ноября, в России отмечается День словарей и Энциклопедий. Инициатива празднования этого Дня принадлежит филологу и философу Михаилу Наумовичу Эпштейну. (слайд 1-2)

Это день рождения В. И. Даля (1801 - 1872), создателя "Толкового словаря живого великорусского языка". Словарь - это не просто книга, он собой завершает и одновременно предвосхищает множество книг, он подводит итог развитию языка и прокладывает ему пути в будущее. Словари заслуживают своего праздника, и в России нет для этого более подходящей даты, чем день рождения Даля. (слайд 3)

А этот праздник отмечается только в нашей стране?

Нет. Не только у нас. Например, в Америке День словарей отмечается ежегодно 16 октября, в память родившегося в этот день основоположника серии вебстеровских словарей Ноя Вебстера (1758-1843). В этот день в американских школах рассказывают о разных типах словарей, учат ими пользоваться и с особым воодушевлением работают над пополнением словарного запаса учащихся. (слайд 4)

Вед.2.
- А мы в наш Словарный день, 22 ноября, вдобавок ко всему перечисленному, могли бы задуматься и о том, как нам повезло с Далем. Большие академические словари выходили и до него, он же создал уникальный словарь, представляющий не только наличный состав языка, но и способы его лексического обогащения. Словарь Даля - это книга словопроизводства, а не только словоописания. Она включает не только то, что говорится, но и то, что говоримо по-русски. Отсюда и щедрость, если не "избыточность", его словесных гнезд. Даль приводит все возможные слова от данного корня, считаясь не с фактами их употребления, но с самой возможностью их образования. Это словарь не столько для справочного использования, сколько для пробуждения вкуса и творческой способности к языку. Ни один из академических словарей не сравнится с далевским в представлении словообразовательного богатства русского языка, в передаче его живого, созидательного духа. Не случайно этой книгой пользовались - и вдохновлялись ею - столь разные писатели и поэты, как А. Белый, С. Есенин и А. Солженицын».

Леня, а ты любишь читать Словарь?
Вед.2.
- Скажешь тоже – читать! Заглянуть могу, если не знаю, что означает то или иное слово, как оно правильно пишется или произносится. А читать, это ты преувеличила. Что там особо интересного вычитать можно?
Вед.1.

Ну, это как сказать. Очень даже много интересного, ценного и полезного. Из словаря можно даже узнать, что такое сам словарь. Например, в толковом словаре Ожегова говорится, что «словарь – это книга, содержащая перечень слов, расположенных в определенном порядке (обычно по алфавиту), с толкованиями на том же языке или с переводом на другой язык». Словарями пользуются не только школьники и студенты, но даже преподаватели, писатели и ученые. Тот, кто не ленится часто смотреть в словарь, будет говорить и писать правильно. А еще он не станет засорять свою речь ненужными иностранными словами, а также грубыми, бранными и просторечными.

Согласен. Тогда давай сегодня повторим и как можно больше нового узнаем о словарях. А Галина Леонидовна и ребята нам в этом помогут.

Словарей существует великое множество. Все они делятся на 2 больших разряда:
1) словари энциклопедические
2) словари лингвистические (или – филологические) слайд 5

Если нужно узнать о том, когда произошло какое-нибудь событие, что означает, тот или иной научный термин, узнать, когда жил ученый или писатель, что представляет собой город или страна куда ты собираешься отправиться путешествовать, то нужно обратиться к энциклопедическим словарям. Они могут рассказать почти обо всем!

А в лингвистических словарях всех этих данных мы не найдем – там объектом описания является слово или его форма.

Ребята, а все ли из вас умеют пользоваться словарем? Давайте вспомним основные правила пользования словарем. (слайд 6)

Памятка работы со словарём.

1.Прочитай слово.

2. Определи, на какую букву оно начинается.

3. Найди в оглавлении, на какой странице эта буква.

ПОМНИ! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.

Ученик 1. Я представляю толковый словарь. (В руках книга)

Толковые словари очень важны. (слайд 7) Они объясняют значения слов. Самый известный толковый словарь, конечно, «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Он составлял его на протяжении всей жизни.
Кроме толкования значения слов (словарь насчитывает более 200 тысяч словарных единиц) словарь Даля включает в себя 30 тысяч пословиц.

Не менее известны «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, выдержавший более 20 изданий, и «Толковый словарь русского языка» Ожегова и Шведовой. Эти словари включают в свой состав основную лексику современного русского литературного языка.
Количество слов в русском языке постоянно пополняется, поэтому назвать их точное количество невозможно. 17-томный Словарь современного русского литературного языка Академии наук насчитывает 131 тысячу 257 слов.
Знание языка необходимо для общения. Чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир. Словарный запас Эллочки, героини Ильфа и Петрова, состоял из 30 слов. (просмотр отрывка из фильма). Негру из дикого племени Нумбо-Юмбо нужно более 300 слов. Шекспир использовал 12 тысяч слов, а современный образованный человек должен знать и уметь употреблять в речи 20 тысяч слов.

А теперь я проверю богатство вашего словарного запаса. Вы должны определить слово по его лексическому значению.

1. Торжественное открытие художественной выставки. (Вернисаж).
2. Отрезок времени, равный десяти дням. (Декада).
3. Нелепость, бессмыслица. (Абсурд).
4. Составная часть какого-либо соединения, смеси. (Ингредиент).
5. Человек, выдающий себя за другого, скрывающий свое настоящее имя. (Инкогнито).
6. Растительный мир. (Флора).
7. Животный мир. (Фауна).
8. Степень отчетливости произношения. (Дикция).
9. Театральная кукла, приводимая в движение при помощи нитей. (Марионетка).
10. Литературное произведение в форме воспоминаний. (Мемуары).
11. Тоска по Родине. (Ностальгия)

Своеобразной разновидностью толковых словарей являются словари иностранных слов, из которых вы можете узнать не только то, что означают те или иные иностранные слова и термины, но и то, из какого языка они пришли к нам. Современный словарь иностранных слов имеет 20000 слов.

Я предлагаю вам 14 слов иностранного происхождения. Ваша задача поочередно брать в руки словарь иностранных слов, находить нужное слово и выяснять его происхождение. (Ребята сидят за одним общим столом. Это команда. Учитель дает карточку со словами.) (слайд 8)

Карточка

Брошюра, апатия, яшма, импозантный, блеф, кантата, муляж, псевдоним, эпиграмма, тендер, нейлон, идеология, эксцесс.

Давайте проверим, что получилось.

Большой популярностью у ребят и учителей пользуется Фразеологический словарь.
Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4 тысячи фразеологизмов русского языка.
- А что такое фразеологизмы? (Это устойчивые сочетания слов, имеющие переносное значение).- Давайте полистаем его. (слайд 9)

Бить баклуши (бездельничать)
одного поля ягода (
похожи в чем-то нехорошем)
вывести на чистую воду (
разоблачить чьи-то темные дела)
делать из мухи слона
(преувеличивать)
перемывать косточки (сплетничать, осуждать)
узнать, где раки зимуют (узнать, что такое настоящие трудности или настоящее наказание).
подковать блоху (проявить изобретательность, выдумку)

Поясните значение данных фразеологизмов.

А теперь самостоятельно соотнесите фразеологизм и его значение. (слайд 10-11)

    Значение «бездельничать».

    Трудное, безвыходное положение.

    Сильно ругать, отчитывать, бранить

    Незаметный, маловлиятельный человек.

    Хоть плачь

    Плевать в потолок.

    Хоть волком вой.

    Намылить шею.

    Шишка на ровном месте.

    Снимать стружку.

Ответы . 2, 1, 2, 3,4, 3, 4, 1.

Ученик. 3.
- Если же мы хотим узнать, как правильно пишется или произносится то или иное слово, нам на помощь придут орфографические и орфоэпические словари.
Последний наиболее крупный орфографический словарь, вышедший в 2004 г., содержит около 180 000 слов.

Проверим ваши знания офографии и орфоэпии. (дети получают карточки) (слайд 12)

1. Выделите ударный слог в словах.

Включим, дозвонится, насорит, откупорил, торты, клала, еретик.
2. Вставьте пропущенные буквы в слова.

Стюарде..а, инте..генция, гал..рея, ко..ерсант, ветер..нар, гиг..байт, м..б..лизация.

Ученик. 4.

В лексике русского языка много слов, схожих по значению. Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». О словах-друзьях нам поведает Словарь синонимов. (слайд 13)

- Что такое синонимы? (Ответы уч-ся) Синонимы – это слова, близкие по значению, но разные по написанию. Например: правда – истина.

Но синонимы являются синонимами только до тех пор, пока они находятся в словаре. «В контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы все равно, как сказать: конь или лошадь, ребенок или дитя.

Подберите синонимы к словам: заметный, простор, убегать.

Проверка. (Учащиеся читают свои записанные слова. Ученик 4 читает все синонимы из словаря к данным словам.)

Словарей очень много. Посмотрите, о каких еще словарях мы сегодня не упоминали?

(Ребята перечисляют.) слайд 14

Ну, уж если вы хотите узнать всю подноготную правду о слове, то нельзя обойти вопрос о его происхождении: где и когда появилось слово, из каких частей и по какому способу образовалось, какое значение оно имело в далеком прошлом, как изменялось его значение. Ответить на этот вопрос вам поможет Этимологический словарь. Слайд 15

- Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении (этмос – истина).

Загляните в этот словарь и прочитайте историю любого слова.
А еще существуют словари происхождения имен и фамилий. Вот и домашнее задание у вас будет сегодня необычное. Найдите и объясните происхождение своего имени и фамилии. Запишите в тетрадь.

Вед.2. Да, информации, действительно много. И не переваришь сразу. Получается, словарь – это книга книг. Это вся вселенная в алфавитном порядке.

Конечно. Поэтому нам с вами нужно научиться читать эту главную книгу знаний.

«Усердней с каждым днем гляди в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.

\ Век заедать, век заживать чужой…»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

Учитель благодарит ведущих, детей, гостей мероприятия.

Цель:

Развивать монологическую речь, совершенствовать навыки диалогической речи.

Упражнять в подборе синонимов, антонимов толковании слов, понимании переносного смысла пословиц, разгадывании.

Упражнять в использовании в речи разнообразных грамматических конструкций.

Упражнять детей в звуковом анализе слов закреплять зрительный образ букв. Упражнять в чтении слогов/

Воспитывать любовь к своей стране, городу, месту, где родился, русскому языку

Воспитывать навыки учебной деятельности.

Ход занятия.

Вос-ль: Сегодня с вами поиграем в игру «Поле чудес».

Вот колесо, на нём вместо очков картинки, на доске слово, которое нам предстоит разгадать.

Вращаем барабан, когда стрелка остановится на какой-нибудь картинке, определяем первый звук и если определили правильно, то открываем букву в слове.

Правила понятны?

Тогда встречайте первую тройку игроков (называю имена).

Дети вращают барабан, определяют первый звук (если первый участник называет звук, то другие участники называют другие слова с этим звуком).

Если выпадет картинка, на которой изображены игрушки, то значит пришла пора игры.

в-ль: пришла пора поиграть нам детвора!

Игра «Бабочки и цветы»

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся.

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

У детей в руках бабочки на ниточках, на полу разложены цветы, в середине которых картинка (буква, слог) .

Дети под музыку летают вокруг цветов, когда музыка останавливается, бабочки садятся на цветок и дети определяют первый, последний звук в слове (букву, слог по указанию воспитателя) и придумывают новые слова.

Когда разгадают слово «Россия» воспитатель задаёт вопросы:

Как вы думаете, почему загадали это слово?

Что такое Россия?

Что мы можем рассказать о России?

Какая наша страна?

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.


Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.


Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
(Г. Ладонщиков)

Давайте составим предложения со словом Россия (из 2 и 3-ёх слов)

Могучая Россия.

Славная Россия.

Красивая Россия.

Любимая Россия.

Я люблю Россию.

Моя любимая Россия. Я люблю Россию. я живу в России т. д.

назовите первое слово, второе, третье.

Россия для многих из вас это страна, в которой мы родились и страна, в которой мы с вами живём.

какие пословицы о родине вы знаете?

родина-мать, умей за неё постоять.

воспитатель или ребёнок читает стихотворение:

Россия…как из песни слов,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей!

За ум, за подвиги святые.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть!

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом Русь!

Ребята, на каком языке мы с вами говорим?

Как вы думаете, почему он называется русским?

А на каком языке говорят:

украинцы - украинском.

белорусы - белорусском.

поляки - польском.

немцы - немецком, и т.д.

Пословицы и поговорки о языке:

языком не спеши, спеши делом.

язык до Киева доведёт.

слушай больше, а говори меньше.

говорит, как ручеёк журчит.

Игра «Подбери слово»

российский…(герб, флаг, дом, гимн)

русский…(народ, язык, холод. мороз, дом, дух,)

слово язык имеет несколько значений, какие?

язык у нас во рту, язык пламени, язык в колоколе.

есть такая пословица: без языка и колокол нем.

какие ещё есть слова, которые имеют несколько значений (ключ, очки, коса…)

В русском языке есть слова синонимы слова,которые обозначают одно и тоже.

например:

большой - огромный, громадный.

плакать – реветь, хныкать, рыдать.

Игра «Подбери синоним»

смелый – храбрый, мужественный,

смеяться-хохотать,

грустный - скучный, невесёлый, хмурый.

есть другая игра и другие слова, вам эти слова знакомы. Антонимы - слова с противоположным значением. Сегодня вы научитесь сами составлять пары слов:

Игра «Слова наоборот»

холодно - тепло

день-ночь.

хорошо - плохо.

длинный - короткий и т.д.

Ребята, а загадки вы знаете?

Послушайте я вам загадаю (о книге, родине)

хоть не шляпа, а с полями,
не цветок, а с корешком,
разговаривает с нами
всем понятным языком.
(книга)

Сама мала,
а ума придала.
(книга)

Страну чудес откроем мы
и встретимся с героями
в строчках
на листочках,
где станции на точках.
(книга)

Не куст, а с листочками,
не рубашка, а сшита,
не человек, а рассказывает.
(книга)

Говорит она беззвучно,
а понятно и не скучно,
ты беседуй чаще с ней –
станешь вчетверо умней.
(книга)

Не дерево, а с листами,
не рубашка, а сшита,
не растение, а с корешком,
не человек, а с разумом.
(книга)

Поселились мудрецы
в застекленные дворцы,
в тишине наедине
открывают тайны мне.
(книги)

Молодцы, сегодня мы с вами научимся составлять загадки.

Игра «Опиши, мы отгадаем»

(Дети составляют загадки: можно по картинкам,которые раздаёт воспитатель, можно без картинок)

Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.

Любите свою родину свой язык и свой народ!

Жура - жура -журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил.

Крылья, ноги натрудил,

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края.

(П.Воронько)

И всегда живите в мире и согласии с людьми другой национальности и помните, что наша страна многонациональная.Люди между собой говорят на родном языке, а русский язык- язык межнационального общения,он нас всех объединяет и сближает.

Лучшая на свете.

российский край, моя земля,
родимые просторы!
у нас и реки, и поля,
моря, леса и горы.

И север есть у нас, и юг.
сады цветут на юге.
на севере снега вокруг –
там холода и вьюги.

В Москве ложатся спать сейчас,
луна глядит в оконце.
дальневосточник в тот же час
встаёт, встречая солнце.

Российский край, как ты велик!
с границы до границы
и скорый поезд напрямик
в неделю не домчится.

Звучат по радио слова –
им дальний путь не труден.
знакомый голос твой, Москва,
повсюду слышен людям.

И рады мы всегда вестям
о нашей мирной жизни.
как счастливо живётся нам
в своей родной отчизне!

Народы – как одна семья,
хотя язык их разный.
все – дочери и сыновья
своей страны прекрасной.

И родина у всех одна.
привет тебе и слава,
непобедимая страна,
российская держава!
(пер. с укр. З. Александровой. )

mob_info