С июля в столице начнут действовать новые тарифы ЖКХ. Что такое коммунальные платежи Коммунальные платежи с 1 января года

Быстрее всего граждане заметят традиционное повышение тарифов за жилищно-коммунальные услуги. Так, с 1 июля в Москве вырастет тариф на холодную воду на 7,2%, до 35,40 руб./куб. м. Сегодня он составляет 33,03 руб. за кубометр. Стоимость горячей воды возрастет на 10,6% и составит 180,55 руб./куб. м. Также возрастут розничные цены на газ на 3,9% (6,40 руб./куб. м.). Кроме того, вырастет минимальный размер взноса на капитальный ремонт в Москве до 17 руб. за квадратный метр площади помещения вместо 15 руб., взимаемых на данный момент. Помимо этого, в силу вступает целый ряд нововведений, которые изменят привычные механизмы работы в сфере ЖКХ. Уже в конце 2016 года был подготовлен ряд законопроектов, которые также могут существенно повлиять на отрасль.

«Грядущие изменения в сфере ЖКХ в 2017 году носят весьма противоречивый характер. С одной стороны, часть законодательных инициатив связана непосредственно с обеспечением прав и законных интересов собственников помещений, улучшением их социальных гарантий. С другой стороны, факт непременного повышения цен на жилищно-коммунальные услуги создает существенные финансовые трудности для многих категорий жильцов и в конечном итоге становится тяжким бременем для малообеспеченных граждан», — считает Илья Шахмейстер, юрист HEADS Consulting.

Руководитель проекта «Школа грамотного потребителя», также признал, что работа идет в двух направлениях: с одной стороны, потребителям идут навстречу, с другой — прописывается ответственность как для потребителей, так и для поставщиков услуг.

«Главное не то, что вводятся штрафы, а то, что будет неотвратимость наказания, ничего не должно спускаться на тормозах»,

— отметил эксперт.

Новые строки в платежках

Если говорить об изменениях, которые должны защитить потребителей от произвола, то можно выделить следующие новации. С 1 января плата за содержание и ремонт дома переходит в состав платы за содержание жилого помещения и расходов на оплату коммунальных услуг, используемых для содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД). Напомним, что ранее это планировали сделать еще в апреле 2016-го, но перенесли на этот год.

Как пояснил Александр Козлов, перенос строки в платежках позволит начать регулировать начисление платы за общедомовые нужды (ОДН). Сюда входит плата за коммунальные услуги (за холодную и горячую воду, электро- и теплоэнергию, газоснабжение и водоотведение), которые идут на содержание мест общего пользования в доме (освещение в подъезде и т.п.).

«Если раньше плата начислялась практически бесконтрольно — известны случаи, когда управляющие организации выставляли счета за содержание дома, превосходящие счета за индивидуальное потребление в квартирах, — то сейчас все это будет регулироваться внутри коммунальной сферы и тарифы будут сдерживаться», — отмечает эксперт.

Еще одна строка перейдет из жилищной услуги в коммунальную — вывоз мусора.

Стоит отметить, что власти уже давно пытаются навести порядок и расчистить завалы в этой сфере. Согласно Федеральному закону №458-ФЗ твердые бытовые отходы уже переквалифицированы в твердые коммунальные, и с ними, соответственно, прописали новые методы работы. Предполагается, что тариф будет оплачиваться как по нормативам с каждого проживающего, так и по объему мусора. Таким образом планируется стимулировать раздельный сбор мусора: чем больше мусора можно будет вторично переработать, тем ниже будет плата. Помимо этого, предполагается, что регионы будут создавать собственных операторов, которые будут регулировать сферу переработки мусора.

«Пока это не носит обязательного характера, регионы, которые уже готовы, получат в этом году возможность начать работать по-новому, создавать новые схемы работы, назначат операторов. Известно, что эта сфера крайне непрозрачна, много несанкционированных свалок и т.п., давно требовалась тотальная ревизия», — отмечает Козлов.

На этот год также запланирован полноценный запуск системы «ГИС ЖКХ». Это единый информационный ресурс, который позволит жильцам совершать платежи онлайн, следить за информацией о деятельности своих управляющих, стоимости услуг, кредиторской задолженности, тарифах и т.п. Впрочем, стоит отметить, что сроки уже неоднократно переносились. Как отметил Козлов, после запуска «ГИС ЖКХ» в системе коммунального хозяйства «наступит переворот» и все процессы станет гораздо проще контролировать.

Капремонт льготам не помеха

Помимо этого, был выдвинут ряд обнадеживающих законопроектов.

«Так, правительство разместило законопроект, в котором предлагается сделать лицензируемой энергосбытовую деятельность, а также создать специальный реестр энергосбытовых компаний, с которым потребитель сможет ознакомиться на официальном сайте ведомства. По мнению правительства, указанные изменения поспособствуют улучшению качества работы энергосбытовых организаций», — говорит Илья Шахмейстер.

Как рассказал юрист, другая законодательная инициатива поступила от одного из депутатов , который

предлагает начиная с января 2017 года не учитывать в составе платы за жилое помещение взносы на капитальный ремонт.

«Данный законопроект вовсе не предусматривает отмену обязательных взносов на капитальный ремонт дома. По мнению парламентария, основной целью законопроекта является пресечение практики, при которой собственники, имеющие задолженность по оплате капремонта, не могут получить льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», — поясняет юрист.

В Минэкономразвития отмечают, что рост тарифов не превысит уровень прогнозируемой инфляции. Между тем потребители считают индексацию тарифов мерой неоправданной. Для каждого региона процент индексации будет разным. Например, для Санкт-Петербурга и для Якутии он будет выше – тарифы в этих субъектах Федерации вырастут на 6%, а в Москве тарифы увеличатся на 7%.

Ставки платы за пользование жилым помещением, принадлежащим на праве собственности городу Москве, для нанимателей жилых помещений по договору социального найма жилого помещения и договору найма специализированного жилого помещения...

Ставки платы за пользование жилым помещением, принадлежащим на праве собственности городу Москве, для нанимателей жилых помещений по договору социального найма жилого помещения и договору найма специализированного жилого помещения (ставки платы за социальный наем жилого помещения и наем специализированного жилого помещения)

N
п/п

Ставки платы за социальный наем жилого помещения и наем специализированного жилого помещения (в рублях за 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц)

Жилые дома со всеми удобствами, независимо от материала стен и наличия лифта и мусоропровода, расположенные в I зоне

16,56

23,21

Жилые дома со всеми удобствами, независимо от материала стен и наличия лифта и мусоропровода, расположенные во II зоне

15,05

21,10

Цены за содержание жилых помещений для нанимателей жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Москве и предоставленных в пользование по договору социального найма жилого помещения, договору найма специализированного...

Цены за содержание жилых помещений для нанимателей жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Москве и предоставленных в пользование по договору социального найма жилого помещения, договору найма специализированного жилого помещения и договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования; для граждан-пользователей жилыми помещениями, принадлежащими на праве собственности городу Москве и предоставленными в пользование по договору безвозмездного пользования; для граждан-собственников жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы, если на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома в установленном порядке не принято решение об установлении размера платы за содержание жилых помещений, за исключением населения, проживающего в жилых помещениях, находящихся в муниципальной собственности и собственности граждан, на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы (цены за содержание жилых помещений)

п/п

для жилых помещений, расположенных на втором и последующих этажах дома

для жилых помещений, расположенных на первом этаже дома

Многоквартирные дома:

1.1

23,60

20,56

26,53

23,56

1.2

22,25

19,20

24,08

21,10

1.3

20,56

20,56

23,56

23,56

1.4

19,20

19,20

21,10

21,10

1.5

11,45

11,45

14,32

14,32

2.1

Жилые дома со всеми удобствами, без лифта, без мусоропровода

19,06

Цены за содержание жилых помещений
с 1 июля 2017 года

п/п

за площадь, занимаемую в пределах установленных норм, для нанимателей жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Москве и предоставленных по договору социального найма или договору найма специализированного жилого помещения, для граждан - пользователей жилыми помещениями, принадлежащими на праве собственности городу Москве и предоставленными в пользование по договору безвозмездного пользования и для граждан - собственников жилых помещений, имеющих единственное жилое помещение и зарегистрированных в нем (в рублях за 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц, с учетом НДС)

за площадь, занимаемую сверх установленных норм, для нанимателей жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Москве и предоставленных по договору социального найма или договору найма специализированного жилого помещения, для граждан - пользователей жилыми помещениями, принадлежащими на праве собственности городу Москве и предоставленными в пользование по договору безвозмездного пользования, для граждан - собственников жилых помещений, имеющих единственное жилое помещение и зарегистрированных в нем, граждан - собственников жилых помещений, имеющих более одного жилого помещения или не зарегистрированных в нем, и для нанимателей по договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования (в рублях за 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц, с учетом НДС)

для жилых помещений, расположенных на втором и последующих этажах дома

для жилых помещений, расположенных на первом этаже дома

для жилых помещений, расположенных на втором и последующих этажах дома

для жилых помещений, расположенных на первом этаже дома

Многоквартирные дома:

1.1

Жилые дома со всеми удобствами, с лифтом и мусоропроводом

27,14

23,65

27,60

24,50

1.2

Жилые дома со всеми удобствами, с лифтом, без мусоропровода

25,05

21,95

25,05

21,95

1.3

Жилые дома со всеми удобствами, без лифта, с мусоропроводом

23,65

23,65

24,50

24,50

1.4

Жилые дома со всеми удобствами, без лифта, без мусоропровода

21,95

21,95

21,95

21,95

1.5

Жилые дома без одного или более видов удобств или с износом 60 процентов и более процентов, а также жилые помещения (квартиры), признанные в установленном порядке непригодными для проживания

13,17

13,17

14,90

14,90

Малоэтажные дома жилищного фонда города Москвы:

2.1

Жилые дома со всеми удобствами, без лифта, без мусоропровода

19,82

Тарифы ЖКХ с 1 июля 2017 года в Москве, таблица

Тарифы на холодную воду и водоотведение для населения города Москвы, за исключением населения, проживающего на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы

N
п/п

Наименование организации

Тарифы с учетом НДС (рублей/куб.м)

Акционерное общество "Мосводоканал"

33,03

23,43

35,40

25,12

Тарифы на горячую воду для населения города Москвы, за исключением населения, проживающего на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы

N
п/п

Наименование организации


с 1 января 2017 года

Тарифы на горячую воду с учетом НДС (рублей/куб.м)
с 1 июля 2017 года

Публичное акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания", иные организации (за исключением публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго")

163,24

180,55

Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Мосэнерго"

130,27

Тарифы на тепловую энергию (отопление) для населения города Москвы, за исключением населения, проживающего на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы

N
п/п

Наименование организации


с 1 января 2017 года

Тарифы на тепловую энергию для населения города Москвы с учетом НДС (рублей/Гкал)
с 1 июля 2017 года

Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Мосэнерго" - тариф на производство тепловой энергии

1006,04

1747,47

Публичное акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" - тариф на услуги по передаче тепловой энергии по магистральным сетям

563,32

1742,92

Публичное акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" и иные организации - тариф на тепловую энергию (покупка, производство, передача тепловой энергии по тепловым сетям с учетом расходов на содержание тепловых сетей (центральных тепловых пунктов, тепловых вводов, насосных станций)

2101,52

2199,24

Тарифы на электрическую энергию (электричество), отпускаемую энергосбытовыми организациями населению города Москвы, за исключением населения, проживающего на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы

N
п/п

Показатель (группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток)

Единица измерения

Население (тарифы указываются с учетом НДС)

1.1

Население, за исключением указанного в пункте 2 настоящего приложения

1.1.1

Одноставочный тариф

рублей/кВтч

5,38

5,38

1.1.2

Дневная зона

рублей/кВтч

6,19

6,19

Ночная зона

рублей/кВтч

1,64

1,79

1.1.3

Пиковая зона

рублей/кВтч

6,41

6,46

Полупиковая зона

рублей/кВтч

5,32

5,38

Ночная зона

рублей/кВтч

1,64

1,79

Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками (тарифы указываются с учетом НДС)

2.1

Одноставочный тариф

рублей/кВтч

3,77

4,04

2.2

Тариф, дифференцированный по двум зонам суток

Дневная зона

рублей/кВтч

4.34

4,65

Ночная зона

рублей/кВтч

1,15

1,26

2.3

Тариф, дифференцированный по трем зонам суток

Пиковая зона

рублей/кВтч

4,49

4,85

Полупиковая зона

рублей/кВтч

3,71

4,04

Ночная зона

рублей/кВтч

1,15

1,26

Розничные цены на природный газ для расчетов с населением города Москвы, проживающим на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы

N
п/п

Направления использования природного газа


с 1 января 2017 года

Розничная цена с учетом НДС (рублей/куб.м)
с 1 июля 2017 года

Приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты при наличии центрального отопления и центрального горячего водоснабжения

4,986

6,40

Приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения

4,986

6,40

Приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты при отсутствии газового водонагревателя и центрального горячего водоснабжения

4,986

6,40

Нагрев воды с использованием газового водонагревателя

4,986

4,593

Розничная цена на твердое топливо (уголь), поставляемое в пределах установленных норм для бытовых нужд населения города Москвы, проживающего в домах с печным отоплением, за исключением населения, проживающего на территории Троицкого и...

N
п/п


с 1 января 2017 года

Розничная цена на твердое топливо (уголь) с учетом НДС (рублей за тонну)
с 1 июля 2017 года

Твердое топливо (уголь), поставляемое в пределах установленных норм для бытовых нужд населения города Москвы, проживающего в домах с печным отоплением

1309,23

1370,11

Ставки планово-нормативного расхода для расчета размера субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в...

Ставки планово-нормативного расхода для расчета размера субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением многоквартирных домов, расположенных на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, жилые помещения в которых находятся в муниципальной собственности или собственности граждан

N
п/п


с 1 января 2017 года

Ставки планово-нормативного расхода (рублей в месяц за 1 кв.м общей площади жилого помещения)
с 1 июля 2017 года

Жилые дома с лифтом и мусоропроводом

26,53

27,60

Жилые дома с лифтом, без мусоропровода

24,08

25,05

Жилые дома без лифта, с мусоропроводом

23,56

24,50

Жилые дома без лифта, без мусоропровода

21,10

21,95

Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК Телетрейд, отмечает, что расходы россиян на услуги ЖКХ давно стали болезненной статьёй семейных бюджетов. На эти цели уходит в среднем 12% расходов людей. А в домохозяйствах с низкими доходами - до 33%.Ведь реальные доходы населения неуклонно снижаются с 2014 г. Их уменьшение только в январе-мае 2017 г. составило 1,8% в сравнении с аналогичным периодом 2016 г., по данным Росстата. На начало 2017 г. долги жителей по оплате ЖКХ составили примерно 275 млрд. руб., по данным Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН).

В системе оплаты жилищно-коммунальных услуг с начала 2017 года произошли существенные изменения. Поскольку изменения в ЖКХ затрагивают всех граждан, о них стоит знать каждому.

Ниже IQReview приводит обновленные сведения о коммунальных платежах.

Изменение строк в платежных счетах

С 1 января немного по-другому стал выглядеть сам список услуг к оплате . Теперь счет за содержание и ремонт дома переносится в состав уплаты за содержание жилого помещения и затрат на КУ, которые используются для содержания общедомового имущества. Раньше такое нововведение планировали ввести в обиход весной 2016 года, однако потом отложили.

Казалось бы, несущественное нововведение, однако оно позволяет регулировать перечисление средств на общедомовые нужны. До этого нормального порядка оплаты по факту не было: были ситуации, когда управляющие компании выставляли суммы за содержание дома больше, чем суммы за индивидуальное потребление в квартирах.

Раньше использование лампочек (на лестничных площадках, над дверями подъездов), лифтов, домофонов, а также воду для мытья подъездов оплачивали жильцы (расходы на это распределялись равномерно между всеми квартирами дома). С 2017 года на перечисленные расходы устанавливаются фиксированные нормативы. Если нормативы будут превышаться — оплачивать перерасход будут уже не жильцы (как раньше), а управляющие компании.

Также из жилищной услуги в коммунальную переместится такая строчка, как вывоз мусора. В этом направлении тоже должны были навести порядок. По закону №458-ФЗ, твердые бытовые отходы теперь квалифицируются как твердые коммунальные. Как следствие — может произойти пересмотр и изменение тарифов .

Т акое изменение в квитанции произошло не просто так: оно должно стимулировать граждан выбрасывать мусор раздельно. Чем больше отходов будет переработано, тем меньше будет сумма в квитанции ЖКХ . Также предполагается, что это будет способствовать появлению новых операторов, задачей которых будет контроль за переработкой мусора. Это направление достаточно сложное: и в крупных, и в маленьких городах (особенно) очень много несанкционированных свалок, да и сам процесс сбора и переработки отходов организован плохо.

Изменение в оплате долгов за услуги ЖКХ

Серьезно взялись за тех, у кого есть долги. Теперь у тех, кто не до конца производил оплаты услуг ЖКХ, с банковских карт можно будет списывать деньги в счет долга . Правда, делать это можно будет только в том случае, если по должнику будет судебный приказ (то есть только в судебном порядке). Если о взыскании решать дело будет суд — должник получит уведомление. При этом граждане имеют право оспорить указанную сумму долга, и подать заявление на отмену приказа.

В судебном порядке в мировых судах будут рассматриваться дела о долгах, которые не превышают сумму в 500 тысяч рублей. Арбитражные суды будут браться за дела, суммы по которым не превышают 400 тысяч.

Финансовую ответственность введут не только для должников, но и для управляющих компаний. Если ошибутся в квитанции , неправильно рассчитав сумму за коммунальные услуги, с них будет взыскиваться штраф в размере до 50% от ошибочно указанной суммы.

Размер пени за просрочку оплаты ЖКХ

Это, кстати, пункт достаточно актуальный: только за 2016 год и только по Москве было отправлено около 14000 обращений по ошибкам в счетах. Подтвердились из них около 10% жалоб (из-за нехватки информации о начислениях, задолженностях, проведенных перерасчетах, непонятных населению процедур начисления).

Важные законы, вступившие в силу с 1 января 2017 года

С начала года в силу вступили следующие важные законы:

    При расчете общей площади жилого помещения для террас, балконов, веранд и лоджий устанавливаются понижающие коэффициенты (согласно приказу Минстроя РФ от 25.11.2016).

    Со стороны государства усиливается контроль над расходом субвенций инвалидам и ветеранам (согласно закону №461-ФЗ).

    Создается Единый реестр недвижимости и единой учетно-регистрационной системы. В нем будет храниться информация из кадастра недвижимости и реестра прав.

Об изменении в правилах по капремонту

Почти два года назад в квитанции ЖКХ появилась новая графа - за капитальный ремонт. С взносами на капремонт население уже разобралось и свыклось.

В этом году и это направление затронули изменения:

    Теперь для ОМСУ появились конкретные сроки (1 календарный месяц) на выполнение ряда действий (раньше эти сроки никак не регламентировались). Речь идет о формировании фонда капремонта на счету регионального оператора (если жильцы не выбрали или не создали фонд самостоятельно), о принятии решения о проведении капремонта в соответствии с программой по региону.

    Информация о текущем состоянии фонда капремонта должна стать открытой. Теперь владелец счета должен представлять органу ГЖН отчет о таких данных: сумме, полученной в качестве взносов; сумме, израсходованной на капремонт; остатке на счету; заключении договора займа на выполнение работ по капремонту.

    В случае чрезвычайных ситуаций капремонт дома выполняется вне очереди. Объем работ при этом ограничивается только самым необходимым — делается то, что необходимо для ликвидации последствий аварии. Это дополнение распространяется только на дома, фонд капремонта которых формируется на счету регионального оператора.

Повышение тарифов

Самый главный нюанс для большинства граждан — это очередное повышение тарифов ЖКХ . В 2017 году это событие запланировано на 1 июля. Распоряжение об этом было опубликовано 21 ноября 2016 года.


Индекс повышения на тарифы

Индексы повышения на тарифы будут такими:

    Северная Осетия - 2.5;

    Адыгея, Карачаево-Черкесия, Чечня, Белгородская, Калининградская, Курская, Мурманская, Сахалинская, Тверская, Тамбовская области и Чукотка - 3.4;

    Алтайский край, Бурятия, Калмыкия, Марий Эл, Удмуртия, Псковская, Воронежская, Новгородская, Саратовская области - 3.5;

    Ингушетия, Ростовская область - 3.6;

    Карелия, Забайкалье, Ставрополье, Орловская и Костромская области - 3.7;

    Амурская, Курганская, Ивановская, Ленинградская области - 3.8;

    Хакасия, Красноярский край, Чувашия, Рязанская, Брянская, Смоленская области - 3.9;

    Краснодарский и Пермский края, Владимирская, Кировская, Московская, Оренбургская области - 4.0;

    Республика Коми, Хабаровский край, Ханты-Мансийский округ -4.1;

    Мордовия, Татарстан, Волгоградская, Архангельская, Тульская, Липецкая области, Ямало-Ненецкий АО - 4.2;

    Самарская и Вологодская области - 4.3;

    Астраханская и Нижегородская области - 4.4;

    Магаданская, Омская, Томская, Пензенская области - 4.5;

    Еврейская АО - 4.8;

    Ярославская область - 4.9;

    Свердловская, Новосибирская, Иркутская области, Тыва, Приморский край -5.0;

    Тюменская область - 5.4;

    Башкортостан - 5.8;

    Кемеровская область - 5.9;

    Камчатка, Саха, Санкт-Петербург - 6.0;

    Москва - 7.

Больше всего повышение тарифов ощутят москвичи - для столицы индекс повышения составил 7. Меньше всего услуги ЖКХ подорожают в Северной Осетии (индекс — 2.5). В среднем по стране коммуналка вырастет на 4%.

Об изменениях ЖКХ в 2017 году (видео)

Уже традиционно каждое лето Госдума РФ принимает по несколько федеральных законов, регулирующих жилищные отношения. Не стал исключением и 2017 год. В настоящей публикации приведен краткий обзор законопроектов, рассмотренных в июле, и федеральных законов, принятых в этом месяце. Разъяснения всех перечисленных нормативных правовых актов включены в программы предстоящих АКАТО!

Федеральный закон от 01.07.2017 № 149-ФЗ
«О внесении изменения в статью 174 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Законом устранена несогласованность правовых норм ЖК РФ, предусматривающих установление субъектами РФ дополнительного перечня услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 2 статьи 166 Жилищного кодекса РФ общий перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленный частью 1 указанной статьи ЖК РФ, может быть дополнен нормативным правовым актом субъекта РФ. В то же время частью 1 статьи 174 ЖК РФ установлено, что за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, может осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ, и работ, предусмотренных законом субъекта РФ, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.

Федеральным законом уточнено положение части 1 статьи 174 ЖК РФ, а именно предусмотрено, что за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, может осуществляться финансирование работ, предусмотренных не законом, а нормативным правовым актом субъекта РФ.

Законопроект № 113667-7

О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(в части уточнения порядка определения расходов на оплату коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме )

Законопроектом предусмотрено внесение изменений в статьи 154 и 156 ЖК РФ и в часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 №176-ФЗ в отношении порядка определения размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Федеральный закон (законопроект № 113667-7) принят Государственной Думой РФ в третьем (окончательном) чтении 19.07.2017.

Законопроект № 386179-6

О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации
(в части регулирования отношений между организациями, осуществляющими водоснабжение и водоотведение, и их абонентами)

Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон 416-ФЗ), в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в Водный кодекс РФ; ряд норм нескольких федеральных законов признаются утратившими силу.

Законопроектом в Закон 416-ФЗ вводится ряд новых определений, в частности определяется понятие «нормативы состава сточных вод», предусматриваются дополнительные полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения для Правительства РФ и органов местного самоуправления, устанавливаются обязанность абонента, у которого осуществляется прием сточных вод по договору водоотведения, вносить плату за нарушение нормативов и требований, обязательность включения положений о порядке осуществления контроля соблюдения таких нормативов и требований в договор водоотведения. Глава 5 Закона 416-ФЗ («Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения») признается утратившей силу, в Закон 416-ФЗ вводится Глава 5(1) «Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)».

Вступление в силу изменений, предлагаемых законопроектом, предусмотрено с 01.01.2019.

Федеральный закон (законопроект № 386179-6) принят Государственной Думой РФ в третьем (окончательном) чтении 19.07.2017.

Законопроект № 1086603-6

О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения

Законопроектом предусмотрено внесение изменений в федеральные законы от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в КоАП РФ, в ЖК РФ.

Изменения в Жилищном кодексе (о переходе к новым договорным отношениям между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями):

"В случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами."

Скачать закон полностью

Долги в сфере ЖКХ – основная проблема в сфере предоставления коммунальных услуг. Наиболее проблемными регионами являются Москва, Камчатский край и некоторые другие. Причем основной причиной появления долгов является отнюдь не сам потребитель, а управляющие компании. Посредники в лице УК по различным причинам задерживают отчисления. Новый законопроект о прямых расчетах между потребителем и поставщиком коммунальных услуг позволит решить эту проблему.

Какие задачи решает новый закон?

Многие управляющие компании не справляются с возложенными на них задачами. Существует множество причин возникновения задержек связанных с оплатой коммунальных услуг. И основная таковая – именно коррупционная составляющая. Ранее управляющая компания (УК) являлась посредником между потребителем и ресурсоснабжающей организацией (РСО). Новый законодательный документ позволит напрямую заключать договор о поставке услуг с РСО.

23 марта 2018 года в третьем, окончательном чтении был принят законопроект, на основании которого возможно исключить из цепочки оплаты поставляемых услуг УК. Согласно новому закону собственники многоквартирного дома на собрании могут принять решение самостоятельно о заключении договора или об отказе от такового. Заключать можно соглашение с РСО поставляющими следующие коммунальные услуги:

По комментариям авторов проекта по данной схеме в РФ уже много лет работают РСО поставляющие электроэнергию и газ в жилые дома. Ещё одна причина принятия данного закона – высокий показатель собираемости долгов при наличии прямого договора.
Согласно новому законопроекту РСО имеют право с момента принятия его расторгать в одностороннем порядке соглашения с УК. Основным условием этого является наличие долга в размере двух среднемесячных начислений или более того. Многие собственники недвижимости в многоквартирных домах опасаются получения двойных квитанций. Во избежание подобного уведомляется о принятии закона орган Госжилнадзора.

Сам закон вступает в силу с 01 апреля 2018 года. Но некоторые обозначенные в нем нормы будут вводиться в действие постепенно. Основные задачи, решаемые принятым законопроектом:

  • увеличение показателя собираемости денежных средств – исключение УК из цепочки оплаты позволит уменьшить задержки по оплате;
    снижение коррупционной составляющей – многие УК создаются с целью хищения денежных средств граждан;
  • упрощение схемы расчетов между потребителем и ресурсоснабжающей организацией;
  • наведение порядка в сфере управления жилым имуществом.

Ещё до официальной публикации стало известно о серьезных штрафных санкциях в отношении УК, не выполняющих требования к расчетам. При наличии ошибок будет назначаться штраф в размере 50% от суммы неправильно обозначенной суммы. Данный законопроект предложен лично Владимиром Путиным.

Основные достоинства нового закона, минусы

Принятый законопроект разрешает множество сложных вопросов накопившихся в сфере управления ЖКХ. Он защищает интересы простых граждан, а также ресурсоснабжающих организаций. Ранее нередки были случаи отключения целых многоквартирных домов – по причине задержки выплат от УК. При этом жильцы свои долговые обязательства исполняли в срок, без каких-либо задержек.
Кроме того, жильцы теперь сами имеют право выбирать поставщика услуг. Например, вывоз мусора может осуществляться разными компаниями. Благодаря принятию нового закона сегодня сами граждане будут иметь право выбирать юридическое лицо, занимающееся работой с отходами. В данном сегменте ЖКХ присутствуют определённые проблемы. За счёт нового законопроекта будет создана здоровая конкуренция в сфере утилизации отходов.

Многие УК искусственно завышали цены на поставляемые услуги ЖКХ. Особенно часто это касалось поставки горячей воды. Многие же жилые дома вовсе были снабжены собственными котельными в подвале и оплата не требовалась. Новый закон позволит усилить контроль со стороны жильцов над УК. Предоставляет новый рычаг давления. Управляющие компании станут более ответственно относиться к выполнению своих непосредственных обязанностей.

Некоторые проблемы могут возникнуть с процессом перерасчёта за низкое качество поставляемых услуг. В то же время не составит труда разрешить этот вопрос законным путем. Ответственным за поставку услуг являются именно РСО – с которыми напрямую заключается договор.


У простых граждан, решивших воспользоваться новым правом, вызывает опасение вероятность появления двойных квитанций. Когда УК, несмотря на принятое солидарно решение об отказе от её услуг как от посредника, все равно выставляет счета. Если договор с РСО был заключен в рамках законодательства, все обязательные процедуры выполнены – то приходящие после даты заключения соглашения квитанции от УК уплачивать нет необходимости.

Если собственник жилого помещения обнаружил две квитанции в своем почтовом ящике, то необходимо:

  • уведомить в письменной форме УК об отказе от её услуг;
  • сохранить квитанцию об оплате (перечислять средства УК нет необходимости);
  • обратиться в региональные отделение инспекции жилищного надзора.

Госжилнадзор – специальная организация, занимающаяся инспекцией в сфере ЖКХ. При обнаружении нарушений необходимо обращаться в письменной или электронной форме. Сегодня все подразделения инспекции имеют собственные сайты. Обратиться можно по телефону, электронной почте. Новый закон вступает в силу в день его официальной публикации.

В Минстрое выразили мнение, что с рынка после принятия закона могут уйти от 30 до 40% управляющих компаний. Причем это положительно скажется в целом на отрасли. Так как её покинут в первую очередь компании, недобросовестно исполняющие свои обязательства перед РСО и потребителями коммунальных услуг. Режим заключения договора напрямую с РСО определяется законом.

Основные изменения во втором квартале 2018 года

Поставщики коммунальных ресурсов и региональные операторы по обращению с ТКО могут напрямую заключать договоры с собственниками и нанимателями жилья в многоквартирных домах. Способ управления домом значения не имеет. В этом случае оплачивать коммунальные услуги потребители будут непосредственно поставщику или региональному оператору.

Перейти на прямые договоры можно по инициативе собственников. Они вправе решить этот вопрос на общем собрании.

Ресурсоснабжающие компании и региональные операторы также могут инициировать переход, отказавшись в одностороннем порядке от исполнения договора с лицом, осуществляющим управление МКД. Подобное допустимо, если долг за коммунальные ресурсы или услуги по вывозу ТКО составляет два и более среднемесячных платежа. Задолженность должна быть признана или подтверждена вступившим в силу судебным актом.

mob_info