Официальные сокращения учёных степеней. Официальные сокращения учёных степеней Сокращение научных степеней

А также присвоения одноимённого учёного звания.

Порядок присуждения степени

Основные научные результаты докторской диссертации должны быть опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях , перечень которых определяет ВАК. К опубликованным результатам приравниваются также патенты на изобретения и тому подобное. К диссертации соискателем пишется автореферат объёмом до двух (в гуманитарных науках - до 2,5) печатных листов, где излагаются основные идеи и выводы диссертации, показаны вклад автора в проведённое исследование, степень новизны и практическая значимость результатов исследований. Автореферат за три месяца до защиты рассылается членам диссертационного совета, а также организациям по списку, определённому ВАК, и по дополнительному списку, определённому диссертационным советом. При защите диссертации в виде научного доклада в качестве автореферата рассылается текст доклада.

Защита диссертации происходит на открытом заседании диссертационного совета, состоящем из докторов наук и получившим от ВАК право рассматривать диссертации по определённому кругу специальностей. Диссертационные советы создаются при соответствующих научно-исследовательских организациях ( , научных центрах и так далее) и университетах (и других вузах). В защите диссертации участвуют три официальных оппонента - доктора наук, заранее назначенные диссертационным советом, которые должны дать письменный отзыв о диссертации. В обсуждении диссертации, кроме членов совета и оппонентов, имеют право участвовать другие научные работники и специалисты. После обсуждения работы происходит тайное голосование членов диссертационного совета. Решение диссертационного совета по вопросу присуждения учёной степени доктора наук считается положительным, если за него проголосовали не менее двух третей членов совета, участвовавших в заседании. Диссертационный совет по результатам защиты подаёт (или не подаёт) в ВАК ходатайство о присуждении учёной степени доктора наук соискателю. Это ходатайство и диссертация рассматриваются экспертным советом ВАК по соответствующей специальности, после чего заключение экспертного совета о возможности присуждения степени направляется в президиум ВАК, который и принимает окончательное решение. Лица, которым учёные степени присуждены с нарушением установленного порядка, могут быть лишены этих степеней ВАК, как правило, на основании ходатайств диссертационных советов, на заседании которых состоялась защита диссертаций .

Научные отрасли

В зависимости от специальности, по которой происходит защита докторской диссертации, в России соискателю присуждается одна из следующих учёных степеней :

В педагогических науках до 1950 года к наименованию ученой степени обязательно добавлялось описание узкой специализации («… по методике истории», «… по физической культуре» и т. п.). Спорадически в названии научной специальности они присутствовали до конца 1960-х годов.

Ученая степень по психологическим наукам начала присуждаться с 1968 года . До этого (с 1953 года) присуждалась ученая степень «кандидат педагогических наук (по психологии)».

Ранее также существовала степень доктора военно-морских наук . Некоторое время (в районе 1940-х годов) учёная степень доктора искусствоведения называлась доктор искусствоведческих наук. В середине 1930-х годов непродолжительное время существовала степень доктора государственных и общественных наук . До 1930-х гг. существовала учёная степень доктора астрономии и геодезии . Учёная степень доктора политических наук существовала около 1940-х гг., затем была отменена, в 1990-х гг. вновь введена.

Численность

История степени в России

Знак доктора Императорского университета (1885)

В XIX веке порядок присвоения докторской степени определялся Положениями об учёных степенях и, частично, университетскими уставами. По Уставу 1804 и положению 1819 существовала сложная система производства в доктора, предполагавшая предварительный искус, публичные словесные испытания из четырёх вопросов (два - по выбору, два - по назначению), защиту диссертации. Во второй половине XIX века система упростилась. Получение докторской степени свелось к защите диссертации, которая подавалась для экспертизы в Совет факультета и обсуждалась на публичном диспуте с участием официальных и неофициальных оппонентов .

В европейской континентальной академической системе (в таких странах, как Германия , Австрия), многие особенности которой были заимствованы российской и советской системой послевузовского образования, существует процедура «хабилитации » или «габилитации» (англ. habilitation от лат. habilis «способный, пригодный»), которая следует после присуждения докторской степени. В определённом смысле, эта процедура по ряду параметров аналогична защите докторской диссертации в России, так как после прохождения «хабилитации» учёному присваивается титул «хабилитированного доктора» (англ. doctor habilitatus, Dr. habil. ), дающий право на занятие профессорской должности в университете. Однако, строго говоря, титул «хабилитации» не является отдельной учёной степенью, а играет роль квалификации, добавочной к докторской степени и позволяющей претендовать на указанную должность.

Согласно путеводителю о признании российских квалификаций в других европейских странах, размещённому на сайте «Российское образование для иностранных граждан» (заказчик - Минобрнауки России), «в странах с двухступенчатой системой учёных степеней степень доктора наук должна рассматриваться для целей официального признания как вторая ступень в системе учёных степеней. В странах с одноступенчатой системой учёных степеней она должна оцениваться в качестве официального признания этой степени».

п.262 Международной стандартной классификации образования (МСКО) 2011 (документ № 36 C/19), см. п.29 Доклада Исполнительного совета ЮНЕСКО от 12.02.2012 , установлено, что «…в разных странах программы, относящиеся к уровню МСКО 8, называются по-разному, например, кандидат наук (PhD), доктор наук/философии (DPhil), доктор литературы, (D.Lit), доктор (естественных) наук (D.Sc), доктор права (LL.D), докторская степень или аналогичные термины. Однако важно отметить, что программы с названиями, схожими с названием „доктор“, следует включать в уровень МСКО 8, только если они соответствуют критериям, описанным в пункте 263. В целях сопоставимости данных на международном уровне для обозначения уровня МСКО 8 используется термин „докторантура или её эквивалент“.»

Франция

В 2003 году правительства России и Франции подписали соглашение о взаимном признании документов об учёных степенях , в котором обладатели российской степени «Кандидат наук» и французской степени «Доктора» (фр. Docteur ) взаимно сопоставлены. Однако нет договоров, регламентирующих признание французского хабилитированного доктора (фр. Habilitation à diriger des recherches , HDR) и российского доктора наук.

Германия

В Российской Федерации, германская академическая квалификация «Habilitation » признаётся на уровне российской учёной степени «доктор наук», а германская академическая степень «Doktor» - на уровне российской степени «кандидат наук». Соответствующее решение было принято работавшим в 2004-2018 гг. (ныне реорганизованным) Министерством образования и науки Российской Федерации . В Федеративной Республике Германия признание входит в компетенцию министерств земель, когда речь идёт о выдаче разрешения на использование учёных степеней в обществе, и в компетенцию высших учебных заведений, когда речь идёт об академическом поприще, включая научно-исследовательскую деятельность. Эти органы признают российскую учёную степень «Доктор наук» на уровне германской академической квалификации «Habilitation», а российскую учёную степень «Кандидат наук» на уровне германской академической степени «Doktor».

См. также

  • Категория «Доктора наук »

Примечания

  1. (неопр.) . КонсультантПлюс (23 мая 2016). Дата обращения 7 июня 2018.
  2. О перечне научных и образовательных организаций, которым предоставляется право самостоятельно присуждать учёные степени (неопр.) . Документы Правительства России (25 августа 2017). Дата обращения 1 октября 2017.
  3. Иностранцам разрешено защищать диссертации в России на родном языке , ИА REGNUM (2 июня 2017). Дата обращения 7 июня 2018.
  4. Лишение (восстановление) ученых степеней (неопр.) (недоступная ссылка) . Российское образование . Дата обращения 7 июня 2018. Архивировано 14 октября 2017 года.
  5. Приказ Министерства образования и науки России от 25 февраля 2009 г. № 59 о Номенклатуре специальностей научных работников, перечень отраслей науки (неопр.) . ВАК (25 февраля 2009). Дата обращения 7 июня 2018. Архивировано 27 ноября 2011 года.
  6. Приложение 3 «Перечень отраслей наук, ученых степеней и званий и их сокращений» к «Положению о представлении обязательного экземпляра диссертаций», утверждённому приказом Министерства науки и технологий РФ от 31 августа 1998 г. № 145. Отменено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 21 октября 2013 г. № 1168 .
  7. Российская академия наук. Справочник. Часть II . / Под ред. акад. Б. Ф. Мясоедова. - М.: Наука, 2007.
  8. Российская академия наук: справочник 2012. Ч. II / Cост.: Б. Ф. Мясоедов (рук.), А. А. Макоско, М. И. Лукин и др. - М.: Наука. 2012. - 1008 с. - ISBN 978-5-02-037982-4
  9. Фадеев С. Словарь сокращений современного русского языка. - СПб.: Политехника, 1997. - 527 с.
  10. Приложение 3 к Положению о представлении обязательного экземпляра диссертаций (утверждено приказом Миннауки России от 31 августа 1998 года № 145, зарегистрировано в Минюсте России 25 ноября 1998 года, регистрационный № 1650) (неопр.) (31 августа 1998). Дата обращения 7 июня 2018. Архивировано 26 апреля 2006 года.
  11. Приказ Миннауки РФ от 31.08.1998 N 145 "Об утверждении Положения о представлении обязательного экземпляра диссертаций" (утратил силу) (неопр.)
  12. Приказ Минобрнауки "Об утверждении форм направления сведений о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах гражданского назначения в целях их учета в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения и требований к заполнению указанных форм, а также порядка подтверждения главными распорядителями бюджетных средств, осуществляющими финансовое обеспечение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения и выполняющими функции заказчика таких работ, соответствия сведений об указанных работах, внесенных в единую государственную информационную систему учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, условиям государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения" (неопр.) . Российская газета . Дата обращения 30 октября 2018.
  13. Степень доктора государственных и общественных наук была у

12:17 am - Болибрух Андрей Андреевич. Доктор физико-математических наук. Профессор. Из "Воспоминаний..."

Как часто мне приходилось слышать от моих коллег , что их жизнь на мехмате МГУ была бы прекрасна, если бы не необходимость заниматься общественными науками: историей партии, философией, политэкономией. Сколько трагических историй о загубленной аспирантуре или о неудачно сданной сессии по причине именно общественных наук можно найти в студенческом фольклоре. Скажу сразу, что никогда полностью не понимал и не принимал этих рассказов.

Мне кажется, что многие эти истории скорее говорят об интеллектуальной лени их персонажей, не способных или не желавших сделать над собой минимальное умственное усилие для того, чтобы решить эту заведомо разрешимую проблему.

Мне повезло , мое отношение к общественным наукам сформировалось под влиянием замечательного человека, преподававшего тогда курс философии на мехмате, Евгения Александровича Беляева. Я посещал на старших курсах его кружок по философии искусства, на котором впервые познакомился с работами Выготского и Потебни, прочитал с огромным интересом знаменитую книгу Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса».

Евгений Александрович внушил нам простую мысль: все курсы общественных дисциплин опираются на ограниченный объем фактического материала, вполне доступный для памяти студента МГУ, и основаны на очень простых правилах игры (так же как и политическая жизнь, и поведенческие стереотипы общества). Для интеллекта мехматянина не должно составлять никакого труда понять эти правила и в нужные моменты действовать в соответствии с ними, поэтому любая оценка на экзамене по общественной дисциплине, кроме отличной, безусловно, является позором или признаком интеллектуальной лени для математика.

Он еще дал понять, каким серьезным испытанием являлись для преподавателей истории партии и философии практические занятия по своим предметам на мехмате. Многие из них испытывали большой дискомфорт от одной мысли о встрече с мехматской аудиторией.

Действительно , было бы большим заблуждением думать, что можно поставить непонравившемуся студенту плохую оценку по политэкономии просто так. Нет, экзаменатор должен поймать студента на незнании или на неправильной интерпретации какого-либо общественного события, т. е. соблюсти некие правила. Ну, а если студент знает эти правила и заведомо не глупее вас - как быть в этом случае?

Главным условием успешного обучения по общественным наукам была активность на семинарских занятиях: надо было выступать, отвечать на вопросы, причем совершенно неважно, насколько разумными или идеологически правильными были эти выступления. Разумеется, нельзя было нарушать существующие правила: нести антисоветчину или подвергать ревизии линию партии, а в остальном вы были свободны, ибо ценилась именно активность как таковая.

Вспоминаю в связи с этим нашу преподавательницу политэкономии Н. В. Баутину, интеллектуалку и вообще очень интересную женщину, питавшую некоторую слабость к умеренному интеллектуальному хамству собеседника. Уж не помню, как я почувствовал в ней эту слабость, но, как-то выступая на семинаре и рассказывая о периоде рабфаков в те годы, я сказал нечто вроде следующего: «Вот так и было принято решение о повышении культурного и научного уровня... преподавателей политэкономии». Нинель Владимировна при этом даже зажмурилась от удовольствия. Надо ли говорить, что я без проблем сдал ей впоследствии экзамен.

Активность на семинарах позволяла подчас получить экзамен автоматом, что освобождало от рутинной зубрежки материала, и я должен с удовольствием отметить, что за время обучения в МГУ не законспектировал ни одной работы классиков марксизма-ленинизма, что сэкономило мне массу сил и времени для других, более разумных дел.

Тем не менее возникали ситуации, когда дело шло всерьез, и оценка по истории партии становилась пропуском в аспирантуру. Здесь-то и приходилось применять те навыки и понимание правил игры, о которых я рассказал выше.

До сих пор вспоминаю свой экзамен в аспирантуру по истории партии. Я сдавал его вместе со своим другом Колей Осмоловским, замечательным математиком и абсолютно лояльным гражданином: не нужно было даже заглядывать в его анкету, чтобы с уверенностью сказать, что уж это-то полностью наш человек, у которого нет
и не может быть никаких политических и прочих недостатков.

Тем не менее преподаватель, принимавший экзамен, решил на всякий случай попридержать Колю. Мне кажется, дело было в том, что в то время на радио «Голос Америки» был диктор с аналогичной фамилией, и в больном мозгу экзаменатора возникло некое сомнение по поводу Николая, а может быть, ему просто было скучно, и он решил
немного порезвиться.

«Есть ли в СССР национальный вопрос?» - спросил преподаватель. Я замер и немного похолодел, понимая, в какую непростую ситуацию угодил мой друг. Скажешь, что есть, тебе ответят: «Ну как же, при развитом социализме...», скажешь, что нет, приведут примеры. Однако экзаменатор не на того напал. «Есть, но решен»,- последовал стремительный Колин ответ. Преподаватель только развел руками, поняв, что этот студент ему просто не по зубам, и экзамен для Коли благополучно закончился.

Мне же достался вопрос о речи Брежнева перед Всесоюзным совещанием студентов. Разумеется, речи этой я не читал и читать не собирался, но отвечать-то надо было. Вдохновленный Колиным ответом, я сказал себе: «Неужели я глупее Леонида Ильича и не смогу воспроизвести его выступление?»

Через 15 минут я набросал тезисы выступления из 12 пунктов и протянул их экзаменатору. «Очень хорошо,- сказал он.- Но у вас имеется два пункта, о которых Брежнев ничего не говорил». «Я знаю,- ответил я,- но они естественным образом вытекают из его обращения применительно к нашему университету. Поэтому я счел возможным добавить их при ответе». Экзаменатор был очень доволен моим объяснением и, отметив мой творческий подход к изучению истории партии, поставил итоговую пятерку.

«Возьмите точку и подвигайте ее ,- сказал он,- получите прямую. Подвигайте прямую - получите плоскость, подвигайте плоскость - получите трехмерное пространство. А теперь попробуйте подвигать трехмерное пространство - и снова получите то же трехмерное пространство. Вот поэтому окружающий нас мир трехмерен!» Все попытки студентов объяснить лектору ущербность такой аргументации ни к чему не привели. По-моему, впоследствии он даже где-то опубликовал это свое доказательство.

Лекции по историческому материализму нам читал знаменитый Спиркин, прославившийся научным обоснованием уфологии, науки о летающих тарелочках. Говорят, его лекции были исключительно интересны и даже забавны: на них обсуждалось все, даже сексуальные проблемы (и их место в социальной структуре общества),
однако я на них не ходил. Но мне посчастливилось наблюдать, как Спиркин принимал досрочный экзамен по своему предмету у одного моего приятеля. Делалось это на бегу, возле столовой зоны «Б».

Спиркин задал моему приятелю всего один вопрос : «Скажите, то, чем вы занимаетесь со своей девушкой наедине во время свидания, это общественное явление или личное?» - и удалился в столовую. Через 30 минут мучительно размышлявший студент ответил вышедшему преподавателю: «Общественное».- «Нет, личное»,-
сказал на это Спиркин, поставил в зачетку четверку и удалился.

В качестве преподавателя по научному коммунизму нам достался замечательно миниатюрный, как бы высохший от времени А. И. Сухно, отсидевший в сталинские времена по нелепому обвинению, о котором он нам как-то рассказал следующую историю. В тридцатые годы он работал пропагандистом-агитатором и часто, выступая перед рабочими заводов и фабрик, разъяснял им линию партии. И вот с некоего момента он стал замечать, что ходит за ним какой-то человек и все записывает. Когда впоследствии уже в камере НКВД ему дали прочитать эти записи, он пришел в ужас.

Так, скажем, выступая перед аудиторией, Сухно говорил: «В своей речи товарищ Молотов не успел подробно осветить следующий вопрос», а осведомитель записывал: «А. И. Сухно заявил с трибуны, что Молотов дурак и ревизионист» и т. д.

Разумеется , Сухно бурно протестовал против такой интерпретации своих слов, следователю надоело с ним возиться, и он добавил в конце обвинительного заключения: «А кроме того, Андрей Иванович Сухно - бывший адъютант Махно», что уж ни в какие ворота не лезло, но что говорило о наличии у следователя элементарного, хотя и своеобразного чувства рифмы. В общем, А. И. Сухно получил свои 15 лет и был реабилитирован только в конце 50-х годов.

Гражданская оборона Сколько анекдотов, смешных историй и небылиц было связано у младшекурсников в мои студенческие годы с гражданской обороной! Тогда она была введена в сетку расписания в качестве обязательного предмета и давала студенческому остроумию богатую пищу для всевозможных шуток и каламбуров. Давно стали классическими и прочно вошли в студенческий фольклор такие высказывания некоторых преподавателей, как: «От меня до следующего столба шагом марш!» или: «Девушки биофака должны выйти из стен университета не только женщинами, но и офицерами запаса».

Трудно, практически невозможно в подобных случаях добраться до авторов этих «крылатых» фраз, и порой возникает вопрос: «Да полноте, существовали ли они на самом деле?» Да, существовали. У одного из таких преподавателей ГО я учился.

Это полковник К . Преподавал он на мехмате и химфаке в 1967-68 годах, был требователен и суров со студентами, внешне выглядел вполне интеллигентно и подтянуто с аккуратной бородкой клинышком и в очках, чем-то напоминавших пенсне профессора Преображенского из «Собачьего сердца» Булгакова. Но это первое впечатление немедленно исчезало, как только полковник начинал говорить. Не то чтобы он говорил уж совсем неграмотно или косноязычно, но по контрасту с его внешностью разговорная речь К. смотрелась какой-то неестественно упрощенной. Потом, когда мы узнали, что он имел официально лишь четыре класса начального школьного образования, все встало на свои места. Но я помню, что поначалу никак не мог приноровиться к его манере.

В отличие от меня один из моих сокурсников, пришедших на факультет после службы в армии, быстро его раскусил и сразу нашел правильный тон. Полковник спросил его, как он поступит, будучи директором завода, в случае объявления ядерной тревоги. При этом преподаватель вручил моему приятелю план завода с производственными помещениями и бомбоубежищами.

«Поскольку у меня бомбоубежища недостаточно вместительные, я отведу своих людей в убежища соседнего завода»,- последовал ответ. «Вы правильно ответили, но по-хамски»,- сказал на это полковник и поставил студенту весомую пятерку.

Уже начиная со второго занятия мы с приятелем стали записывать в тетрадь наиболее понравившиеся нам выражения и фразы полковника. Мы записывали за ним почти слово в слово, и перед тем, как привести здесь некоторые из этих фраз, я хочу еще раз отметить, что среди них нет ни одной придуманной нами и что полковник К.
должен считаться их единственным и полноправным автором.

Хочется еще отметить, что свое дело полковник знал отлично, и того заряда бодрости и веселья, который давали нам занятия по ГО, хватало на всю неделю.
Вот некоторые высказывания полковника К. с моими краткими комментариями:
«От смешного до великого - один шаг».
«Мы вам преподносим самые высшие знания, которые существуют».
«Семью семь - сорок семь (7×7=47)» (к большой и тихой нашей радости).
«CuO2 - двуокись кремния (купрум о два - двуокись кремния)» (а это уже к радости ребят из группы химфака).

Полковник К. с большим уважением относился к своей науке , что нашло отражение следующем его высказывании. «Гражданская оборона вынуждена обобщать данные всех наук». Тут же он добавил, что пишет учебник по гражданской обороне, и так охарактеризовал его: «Ну что вам сказать о моей будущей книге, в ней просто удачно скомпоновано все известное человечеству»

Вот еще некоторые из его знаменитых фраз. «Председатель совета министров области». «100 человек людей». «20 лет спустя сегодня». «Цель занятия была - расширить ваше творчество». «Я ношу большой портфель и в нем имею на любой случай ответ». «Он - плагиат». «Преступления нас окружают везде и кругом». «Те силы, которые стремятся к войне, видимо, еще существуют».

«Садиться за прочтение литературы поздно». (Последнее было сказано в связи с необходимостью самообразования, которую остро ощущал К.)
«Расчет не от умного мышления, а от учета реальных действий». «Нельзя сказать, что дилетанты, конечно, кое-что знают в своем деле».
«Мы хорошо понимаем одну вещь, но никак не хотим ее понять, вот в чем дело». По поводу одной задачи, о которой мы спросили полковника, он ответил, что для ее решения «Тут надо иметь или соломоновую голову, или высокий диалект». (Трудно не согласиться с такой точной и лаконичной оценкой!)

А вот серия высказываний о жизни и об умении правильно себя вести в ней. «Всегда не улыбайтеся!» «Молчаливый человек, иногда и дурак, выдает себя за умного». «Моя дочь очень неумная, но она берет физически». «Трудом можно взять многое».

Была в полковнике какая-то поэтическая жилка, что отразилось в следующих его фразах.«После применения химического оружия нельзя прикасаться
к веткам листьев». «Уже через 2 часа кислорода в воздухе не окажется, у людей начнутся обмороки». «Он падает в глубокое, а в конце концов и пожизненное забытье».
«На некоторых участках люди будут сидеть как неподвижные, как зачарованные, в погребах, в подвалах...»
«Танк и самолет не первой свежести».

А вот замечательная фраза, решающая проблему секса и порнографии в социалистическом обществе. «Куда идет советский человек, если ему хочется посмотреть на
голых женщин? - В Третьяковскую галерею».

И наконец, заключительные фразы К. о науке и о себе. «Исследования Эйнштейна являются капитальным вложением в математику». «Ядро еще намного не разрешено». «Некоторые меня признают за сумасшедшего». «Это правда, а не утверждение». «Между мечом и атомной бомбой никакой разницы нет. Только мечом можно размозжить одну голову, а атомной бомбой - численно больше». «На драме я растрачиваю нервную энергию, но не отдыхаю».

Полковник К . был необыкновенно артистичен. Помню, мы както спросили его, как распространяется взрывная волна. Дело было в аудитории, в которой имеются расположенные друг напротив друга два больших окна. Не говоря ни слова, полковник подошел к одному из них и, плавно изгибая вытянутые руки и торс, на
полусогнутых ногах дошел до противоположного окна. Мне никогда не приходилось видеть такой наглядной демонстрации колебательного движения!

Как-то у нас на занятии зашел разговор о прикладах и скрипках, выяснилось, что дерево для них заготавливают на одних и тех же комбинатах. Но «наши скрипки, как правило, не играют»,- заявил полковник, объяснив это тем обстоятельством, что хорошую сушеную древесину пускают прежде всего на приклады, а на скрипки
уже ничего не остается.

«Но вот однажды,- стал рассказывать нам, сидя за своим столом, полковник,- один из директоров решил изменить этот порядок и попробовал пустить хорошую древесину на скрипки. И тут он почувствовал, что кресло из-под него уходит, уходит...» - произнося эти слова, К. приподнялся и стал медленно вытаскивать из-под себя стул. Мы, затаив дыхание, следили за манипуляциями полковника, но, к счастью, все обошлось без травм и, дорассказав историю, он не
забыл вернуть стул в исходное положение. Что же касается несчастного директора фабрики, он-таки потерял свое кресло. Приклады -это вам не шутка!

К сожалению, карьера преподавателя для полковника К. внезапно оборвалась в 1968 году, когда, не разобравшись, что к чему, какая-то студенческая группа с того же химфака написала на него коллективную жалобу (может быть, как раз по поводу «купрум о два», не знаю), и полковник ушел из университета. А жаль!

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО МАРКСИЗМУ-ЛЕНИНИЗМУ ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, МОСКВА "ВЫСШАЯ ШКОЛА", 1988 выдержки

Итоговый государственный экзамен по марксизму-ленинизму проводится после завершения изучения всех курсов общественных дисциплин - истории КПСС, философии, политической экономии и научного коммунизма - в сроки, предусмотренные учебными планами высших учебных заведений.

Государственный экзамен по марксизму-ленинизму должен определить степень усвоения студентами основных положений марксистско-ленинской теории как целостного учения з органическом единстве его составных частей, трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, документов КПСС, умение самостоятельно, с марксистско-ленинских позиций анализировать явления общественно-политического развития, активно использовать полученные знания в своей профессиональной и общественной деятельности.

Организация и проведение государственного экзамена. К государственному экзамену по марксизму-ленинизму допускаются студенты, завершившие изучение всех теоретических дисциплин, сдавшие все зачеты и экзамены в соответствии с учебным планом данной специальности.

Государственный экзамен по марксизму-ленинизму проводится в форме ответа на вопросы билета. В процессе подготовки к ответу экзаменуемым разрешается пользоваться программой государственного экзамена по марксизму-ленинизму, программами курсов истории КПСС, философии, политической экономии и научного коммунизма для высших учебных заведений.

Государственный экзамен проводится на открытом заседании комиссии при наличии не менее четырех ее членов; на заседании комиссии могут присутствовать
представители ректората, партийной, комсомольской и других общественных организаций вуза. Продолжительность экзамена по марксизму-ленинизму одного студента -
не более 45 минут.

Продолжительность, заседания Государственной экзаменационной комиссии не должна превышать шести часов в день. Решение об оценке знаний студента принимается Государственной экзаменационной комиссией ка закрытом заседании открытым голосованием простым большинством голосов членов комиссии, участвовавших в заседании. При равном числе голосов решающим является голос председателя.

Результаты государственного экзамена по марксизму-ленинизму определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" в соответствии с требованиями инструктивного письма Минвуза СССР от 28 октября 1981 г. 14№ 31 "О контроле учебной работы и оценке знаний студентов на экзаменах". При
определении оценки знаний принимается во внимание уровень идейно-теоретической, научной и практической подготовки студентов, учитывается их общественно-политическая характеристика.

Получение неудовлетворительной оценки по марксизму-ленинизму не лишает студента права сдавать государственные экзамены по остальным дисциплинам и защищать дипломный проект (работу). Лица, получившие на государственном экзамене по марксизму-ленинизму неудовлетворительную оценку, отчисляются из высшего учебного заведения и направляются на работу в порядке, установленном для молодых специалистов. К повторной сдаче государственного экзамена они могут быть допущены в течение трех лет после окончания вуза при представлении положительной характеристики с места работы.

На тех специальностях, где государственный экзамен по марксизму-ленинизму является единственным и сдается задолго до зашиты дипломного проекта (работы),
ректорам - вузов разрешается допускать студентов к повторной сдаче государственного экзамена по марксизму-ленинизму в период подготовки и зашиты дипломного
проекта (работы).

Студентам, не сдавшим государственный экзамен по марксизму-ленинизму по уважительной причине (документально подтвержденной), ректором вуза может быть
разрешена сдача экзамена в период подготовки к другим государственным экзаменам, а также защиты дипломного проекта (работы).

Протоколы заседания Государственной экзаменационной комиссии по марксизму-ленинизму, оформленные в соответствии с приказом Минвуза СССР от 14 марта
1974 г. № 245, и зачетные книжки с проставленными в них оценками подписываются председателем и членами комиссии по марксизму-ленинизму.

IV. Подведение итогов государственного экзамена. Результаты государственного экзамена по марксизму-ленинизму объявляются выпускникам в день его проведения после оформления протоколов Государственной экзаменационной комиссии. При этом дается общая оценка ответов студентов, отмечаются наиболее яркие из них, характеризуется уровень марксистско-ленинской подготовки студентов.

По окончании работы Государственной экзаменационной комиссии по марксизму-ленинизму ее председатель составляет согласно установленному порядку отчет,
который приобщается к отчету председателя ГЭК по специальности. Итоги государственного экзамена по марксизму-ленинизму обсуждаются на совете вуза (факультета),
Совете кафедр общественных наук и заседании обществоведческих кафедр. Ректорат, Совет кафедр общественных наук по итогам государственного экзамена разрабатывают и осуществляют соответствующие мероприятия, направленные на дальнейшее совершенствование преподавания общественных наук, повышение качества марксистско-ленинской теоретической подготовки специалистов.

Положение утверждено приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 18 декабря 1987 г. №860
****
4. Материальное единство мира. Категория материи. Ленинское определение материи. Данные современной науки о материальном единстве мира и его многообразии. Ленинский анализ кризиса в физике в работе "Материализм и эмпириокритицизм". Его значение для философского осмысления современной науки.

6. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Материалистическая диалектика как наиболее глубокое и всестороннее учение
о связи и развитии, как всеобщий метод познания и преобразования действительности. Данные современной науки о всеобщей связи и развитии в природе и обществе. В.И. Ленин о двух концепциях развития. Развитие марксистско-ленинской диалектики в материалах XXVII съезда КПСС.

8. Познание как отражение действительности. Диалектик о-материалистический принцип познаваемости мира в свете современной науки. Познание как отражение действительности. Понятие истины. Диалектический характер процесса познания. Практика как основа познания и критерий истины. К. Маркс "Тезисы о Фейербахе". XXVII съезд КПСС о единстве теории и практики.

16. Характер и противоречия труда в социалистическом обществе. Всеобщность и обязательность труда. Формирование отношения к труду как к первой жизненной потребности. Работа В.И. Ленина "Великий почин". Дисциплина труда и необходимость ее укрепления

19. Планомерное развитие социалистической экономики. Общественная собственность на средства производства - экономическая основа планомерного развития. Содержание закона планомерного развития народного хозяйства. Планомерность и пропорциональность. Планомерность и планирование. Ведущая роль социалистического государства в плановом развитии экономики. Единство централизованного управления экономикой и хозяйственной самостоятельности предприятий (объединений). XXVII съезд КПСС об ускорении темпов экономического роста, структурной перестройке народного хозяйства, обеспечении сбалансированности развития экономики.

IV. НАУЧНЫЙ КОММУНИЗМ. 1. Научный коммунизм в системе марксизма-ленинизма. Предмет и метод, законы и категории научного коммунизма, его интернациональная сущность и творческий характер. Место и роль научного коммунизма в марксизме-ленинизме, его взаимосвязь с другими составными частями этого учения. Творческий вклад XXVII съезда партии и последующих. Пленумов ЦК КПСС в развитие научного коммунизма.

2. Современный антикоммунизм - идейно-политическое оружие империализма. Классовая сущность и формы проявления современного антикоммунизма. Связь
антикоммунизма с реформизмом и ревизионизмом. Работа В.И. Ленина "Марксизм и ревизионизм". XXVII съезд КПСС о необходимости усиления борьбы против буржуазной идеологии.

3. Сущность коммунистической формации, этапы ее становления и развития. Человек как главная "цель развития коммунистической формации, ее главное
богатство и высшая ценность. Социализм и коммунизм - две фазы единой коммунистической формации. Работы "Критика Готской программы" К. Маркса и "Государство и революция" В.И. Ленина, Программа КПСС об их основных чертах.

7 Социалистическое общество. Учение о социализме и его творческое развитие в Программе КПСС. Общие закономерности социалистического общества. Этапы развития. Противоречия в социалистическом обществе и пути их разрешения. Особенности их разрешения в условиях перестройки.

12. Социально-классовая структура социалистического общества и пути достижения социальной однородности. Классы и социальные слои при социализме. Становление бесклассовой структуры общества. Пути преодоления существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом и достижения социального равенства.

13. Развитие национальных отношений и укрепление интернационального единства наций в социалистическом обществе. Разрешение национального вопроса - выдающееся завоевание социализма. Советский народ - качественно новая историческая общность людей. Диалектика развития национальных процессов при социализме. XXVII съезд КПСС о новых задачах по совершенствованию национальных отношений в СССР на современном этапе, необходимости формирования у граждан высокой культуры межнационального общения

17. Социализм и личность. Социалистический тип личности. Пути всестороннего гармоничного развития советского человека. Единство прав, свобод и ответственности личности. Возрастание роли человеческого фактора в условиях перестройки и ускорения социально-экономического развития страны. Критика буржуазного индивидуализма, антимарксистских фальсификаций положения личности при социализме.

21. Социалистический образ жизни. Сущность, характерные черты, основные направления совершенствования социалистического образа жизни. Пути преодоления его антиподов: пьянства, алкоголизма, наркомании, токсикомании, курения и других вредных привычек. Необходимость преодоления религиозных предрассудков.

21. Полная и окончательная победа социализма в СССР. Третья Программа партии. Внутреннее и международное положение СССР в конце 5Ох годов. Вывод партии
о полной и окончательной победе социализма в СССР. Принятие XXII съездом КПСС третьей Программы партии. Третья Программа партии об основных задачах коммунистического строительства, повышении руководящей роли партии - партии всего советского народа. Оценка Программы партии, принятой XXII съездом, в документах XXVII съезда КПСС

25. XXVTI съезд партии, новая редакция Программы КПСС о партии как руководящей силе советского общества. Программа КПСС (новая редакция), XXVII съезд о закономерном возрастании руководящей роли КПСС в новых исторических условиях. КПСС - ведущая сила и главный гарант перестройки. Необходимость совершенствования стиля и методов работы партии, повышения уровня политической, идеологической и организаторской роли КПСС, коренного улучшения деятельности партийных организаций, партийных органов и кадров. Укрепление связи партии с массами в ходе перестройки.

27. Борьба партии за претворение в жизнь решений XXVII съезда КПСС. Завершение партией в основном первого, начального этапа перестройки - этапа
выработки нового курса партии, создания его идейно-теоретической и организационной платформы. Положительные сдвиги в социально-экономическом развитии страны.
Трудности перестройки. 70-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Октябрь и перестройка. Практическая реализация выработанной программы - главная задача партии и народа.

Официальные сокращения учёных степеней (по материалам Минобрнауки РФ)

Учёная степень

Сокращение

без ученой степени

(не пишется ничего)

доктор архитектурных наук

д-р архитектуры

доктор биологических наук

д-р биол. наук

доктор ветеринарных наук

д-р ветеринар. наук

доктор военных наук

д-р воен. наук

доктор географических наук

д-р геогр. наук

доктор геолого-минералогических наук

д-р геол.-минерал. наук

доктор искусствоведения

д-р искусствоведения

доктор исторических наук

д-р истор. наук

доктор культурологии

д-р культурологии

доктор медицинских наук

д-р мед. наук

доктор педагогических наук

д-р пед. наук

доктор политологических наук

д-р полит. наук

доктор психологических наук

д-р психол. наук

доктор сельскохозяйственных наук

д-р с.-х. наук

доктор социологических наук

д-р социол. наук

доктор технических наук

д-р техн. наук

доктор фармацевтических наук

д-р фармацевт. наук

доктор физико-математических наук

д-р физ.-мат. наук

доктор филологических наук

д-р филол. наук

доктор философских наук

д-р филос. наук

доктор химических наук

д-р хим. наук

доктор экономических наук

д-р экон. наук

доктор юридических наук

д-р юрид. наук

кандидат архитектурных наук

канд. архитектуры

кандидат биологических наук

канд. биол. наук

кандидат ветеринарных наук

канд. ветеринар. наук

кандидат военных наук

канд. воен. наук

кандидат географических наук

канд. геогр. наук

кандидат геолого-минералогических наук

канд. геол.-минерал. наук

кандидат искусствоведения

канд. искусствоведения

кандидат исторических наук

канд. истор. наук

кандидат культурологии

канд. культурологии

кандидат медицинских наук

канд. мед. наук

кандидат педагогических наук

канд. пед. наук

кандидат политологических наук

канд. полит. наук

кандидат психологических наук

канд. психол. наук

кандидат сельскохозяйственных наук

канд. с.-х. наук

кандидат социологических наук

канд. социол. наук

кандидат технических наук

канд. техн. наук

кандидат фармацевтических наук

канд. фармацевт. наук

кандидат физико-математических наук

канд. физ.-мат. наук

кандидат филологических наук

канд. филол. наук

кандидат философских наук

канд. филос. наук

кандидат химических наук

канд. хим. наук

кандидат экономических наук

канд. экон. наук

кандидат юридических наук

канд. юрид. наук

Официальные сокращения учёных званий (по материалам Минобрнауки РФ)

Учёное звание

Сокращение

без ученого звания

(не пишется ничего)

профессор

член-корреспондент РАН

чл.-корр. РАН

член-корреспондент РАМН

чл.-корр. РАМН

член-корреспондент РАСХН

чл.-корр. РАСХН

член-корреспондент РАО

чл.-корр. РАО

академик РАН

акад. РАН

академик РАМН

акад. РАМН

академик РАСХН

акад. РАСХН

академик РАО

В России степень доктора наук присуждается президиумом Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Министерства образования и науки по результатам публичной защиты докторской диссертации. Соискатель должен иметь учёную степень кандидата наук. Согласно Положению о порядке присуждения учёных степеней , «диссертация на соискание учёной степени доктора наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное научное достижение, либо решена крупная научная проблема, имеющая важное социально-культурное или хозяйственное значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны и повышение её обороноспособности».

Диссертация на соискание учёной степени доктора наук представляется в одном из трёх видов:

  • специально подготовленная рукопись (это наиболее частый случай);
  • научный доклад (с разрешения ВАК по ходатайству диссертационного совета; готовится соискателем на основе совокупности ранее опубликованных им научных и опытно-конструкторских работ по соответствующей отрасли знаний, имеющих большое значение для науки и практики, представляет собой краткое обобщённое изложение результатов проведённых им исследований и разработок, известных широкому кругу специалистов.);
  • опубликованная монография (научное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование темы, прошедшее научное рецензирование и удовлетворяющее критериям, установленным «Положением о порядке присуждения учёных степеней»).

Основные научные результаты докторской диссертации должны быть опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях , перечень которых определяет ВАК. К опубликованным результатам приравниваются также патенты на изобретения и т. п. К диссертации соискателем пишется автореферат объёмом до 2 (в гуманитарных науках - до 2,5) печатных листов, где излагаются основные идеи и выводы диссертации, показаны вклад автора в проведенное исследование, степень новизны и практическая значимость результатов исследований. Автореферат за месяц до защиты рассылается членам диссертационного совета, а также организациям по списку, определённому ВАКом, и по дополнительному списку, определённому диссертационным советом.

Защита диссертации происходит на открытом заседании диссертационного совета, состоящем из докторов наук и получившим от ВАКа право рассматривать диссертации по определённому кругу специальностей. Диссертационные советы создаются при соответствующих научно-исследовательских организациях (институтах, научных центрах и т. д.) и университетах (и других вузах). В защите диссертации участвуют три официальных оппонента - доктора наук, заранее назначенные диссертационным советом, которые должны дать письменный отзыв о диссертации. В обсуждении диссертации, кроме членов совета и оппонентов, имеют право участвовать другие научные работники и специалисты. После обсуждения работы происходит тайное голосование членов диссертационного совета. Решение диссертационного совета по вопросу присуждения учёной степени доктора наук считается положительным, если за него проголосовали не менее двух третей членов совета, участвовавших в заседании. Диссертационный совет по результатам защиты подаёт (или не подаёт) в ВАК ходатайство о присуждении учёной степени доктора наук соискателю. Это ходатайство и диссертация рассматриваются экспертным советом ВАКа по соответствующей специальности, после чего заключение экспертного совета о возможности присуждения степени направляется в президиум ВАК, который и принимает окончательное решение.

Научные отрасли

В зависимости от специальности, по которой происходит защита докторской диссертации, соискателю присуждается одна из следующих учёных степеней :

  • Доктор архитектуры
  • Доктор биологических наук (д. б. н.)
  • Доктор ветеринарных наук
  • Доктор военных наук
  • Доктор географических наук (д. г. н.)
  • Доктор геолого-минералогических наук (д. г.-м. н.)
  • Доктор искусствоведения
  • Доктор исторических наук (д. и. н.)
  • Доктор культурологии
  • Доктор медицинских наук (д. м. н.)
  • Доктор педагогических наук
  • Доктор политических наук
  • Доктор психологических наук
  • Доктор сельскохозяйственных наук (д. с.-х. н.)
  • Доктор социологических наук
  • Доктор технических наук (д. т. н.)
  • Доктор фармацевтических наук
  • Доктор физико-математических наук (д. ф.-м. н.)
  • Доктор филологических наук (д. ф. н.)
  • Доктор философских наук (д. филос. н.)
  • Доктор химических наук (д. х. н.)
  • Доктор экономических наук (д. э. н.)
  • Доктор юридических наук (д. ю. н.)

Ранее также существовала степень доктора военно-морских наук . Некоторое время (в районе 1940-х годов) учёная степень доктора искусствоведения называлась доктор искусствоведческих наук.

Многие специальности допускают присуждение соискателям учёной степени по нескольким вариантам отраслей наук в зависимости от преобладающей предметной области конкретной диссертации. Например, по специальности 02.00.04 (физическая химия) могут быть присуждены степени доктора физико-математических или технических, или химических наук. При этом, однако, соблюдается принцип «одна диссертация - одна отрасль наук» независимо от количества специальностей диссертации и отраслей наук специальности. Также конкретный диссертационный совет может быть ограничен в номенклатуре присуждаемых степеней в зависимости от отрасли.

Аналоги в других странах

Вопрос аналогов российской степени доктора наук за границей не является однозначным в виду большого разнообразия требований и характеристик докторской степени в других странах (вплоть до разных регионов одной страны), а также от области познаний.

Так, ввиду того, что в некоторых западных странах принята одноступенчатая система послевузовского образования (как, например, это становится всё более распространённым в Великобритании), по окончании которой выпускникам в случае успешной защиты диссертации присваивается степень доктора философии (или аналогичная ей), в Российской Федерации эта степень часто приравнивается к степени кандидата наук . Таким образом, в этом случае российская степень доктора наук оценивается как более высокая относительно этого варианта степени доктора философии.

Одновременно в ряде западных стран послевузовское образование в той же мере, что и в Российской Федерации, характеризуется двумя ступенями, требующими каждая защиты отдельной диссертации. Например, во Франции, Бразилии, Канаде и Нидерландах первая послевузовская ступень - это титул мастера (магистра) наук (Master of Science, M.Sc.), тогда как вторая ступень - это звание доктора философии (Ph.D.). В этом случае, та докторская степень, которая получается со статусом доктора философии , аналогична степени доктора наук в Российской Федерации, так как в той же мере является второй степенью послевузовского образования .

В некоторых западных странах существует титул, присуждаемый тому, кто уже является носителем докторской степени, и который также может иногда приравниваться к титулу доктора наук в Российской Федерации. Так, в англо-саксонской академической системе (Великобритания, США и др. англоязычные страны) следующая после доктора философии (Ph.D.) степень в естественных науках носит название доктор наук (Doctor of Science, D.Sc.); для исследователей, специализирующихся в филологии, - доктор словесности (Doctor of Letters, D.Litt.); в области права - доктор права (Doctor of Laws, LLD). Однако отличие состоит в том, что присвоение этой степени обычно осуществляется не по результатам защиты диссертации, а по сумме опубликованных работ и по общему вкладу в науку или даже по общественной или публицистической деятельности. По этой причине звание доктора наук , доктора словесности или доктора права является прежде всего почётной степенью, вручаемой после многолетних заслуг, а не результатом направленной работы на получение степени.

В европейской континентальной академической системе (в таких странах, как Германия, Франция, Австрия), многие особенности которой были позаимствованы российской и советской системой послевузовского образования, существует процедура «хабилитации » (или «габилитации», habilitation , от лат. habilis - способный, пригодный), которая в той же мере следует уже после присуждения докторской степени. В определённом смысле, эта степень по ряду параметров аналогична защите докторской диссертации в России, так как после прохождения «хабилитации» претенденту присваивается титул «хабилитированного доктора» (doctor habilitatus, Dr. habil.), которая даёт право на занятие профессорской должности в университете. Однако стоит заметить, что титул «хабилитации» не является отдельной учёной степенью, но квалификацией, добавочной к докторской степени, которая позволяет занимать пост профессора университета.

Примечания

Источники

  • Нормативные документы на сайте ВАК Минобрнауки России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Доктор физико-математических наук" в других словарях:

    Диплом кандидата наук Кандидат наук учёная степень первой ступени (до доктора наук) в СССР, Российской Федерации и ряде стран СНГ. В российских вузах кандидатская степень является одним из достаточных условий для участия в конкурсе на должность… … Википедия

    Физико математический факультет Владимирский государственный гуманитарный университет Год основания 1939 Декан Сидорова Ирина Владимировна … Википедия

    Физико технический факультет (ФТФ, Физтех) факультет Новосибирского государственного технического университета (НГТУ). Современная эмблема факультета Содержание … Википедия

    - (ФизМехФ) самый наукоемкий факультет СПбГПУ. Идея создания факультета принадлежит двум друзьям одноклассникам, выдающимся ученым XX века: ученому физику, академику А.Ф. Иоффе, создателю советской школы физики, и ученому механику, академику С.П.… … Википедия

    Физико механический факультет (ФизМехФ) самый наукоемкий факультет СПбГПУ. Идея создания факультета принадлежит двум друзьям одноклассникам, выдающимся ученым XX века: ученому физику, академику А.Ф. Иоффе, создателю советской школы физики, и… … Википедия

    Сюда перенаправляется запрос «Харьковская мужская гимназия». На эту тему нужна отдельная статья. У этого термина существуют и другие значения, см. Физико математический лицей … Википедия

    - … Википедия

    Диплом доктора философских наук (СССР, 1960 е гг.) Доктор наук учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук) в СССР, России и ряде стран СНГ. В российских вузах докторская степень является одним из достаточных условий для участия в … Википедия

доктор биологических наук - д-р биол. наук
доктор ветеринарных наук - д-р ветеринар. наук
доктор военных наук - д-р воен. наук
доктор географических наук - д-р геогр. наук
доктор геолого-минералогических наук - д-р геол.-минерал. наук
доктор искусствоведения - д-р искусствоведения
доктор исторических наук - д-р ист. наук
доктор культурологи - д-р культурологии
доктор медицинских наук - д-р мед. наук
доктор педагогических наук - д-р пед. наук
доктор политологических наук - д-р полит. наук
доктор психологических наук - д-р психол. наук
доктор сельскохозяйственных наук - д-р с.-х. наук
доктор социологических наук - д-р социол. наук
доктор технических наук - д-р техн. наук
доктор фармацевтических наук - д-р фармацевт. наук
доктор физико-математических наук - д-р физ.-мат. наук
доктор филологических наук - д-р филол. наук
доктор философских наук - д-р филос. наук
доктор химических наук - д-р хим. наук
доктор экономических наук - д-р экон. наук
доктор юридических наук - д-р юрид. наук
кандидат биологических наук - канд. биол. наук
кандидат ветеринарных наук - канд. ветеринар. наук
кандидат военных наук - канд. воен. наук
кандидат географических наук - канд. геогр. наук
кандидат геолого-минералогических наук - канд. геол.-минерал. наук
кандидат искусствоведения - канд. искусствоведения
кандидат исторических наук - канд. ист. наук
кандидат культурологи - канд. культурологии
кандидат медицинских наук - канд. мед. наук
кандидат педагогических наук - канд. пед. наук
кандидат политологических наук - канд. полит. наук
кандидат психологических наук - канд. психол. наук
кандидат сельскохозяйственных наук - канд. с.-х. наук
кандидат социологических наук - канд. социол. наук
кандидат технических наук - канд. техн. наук
кандидат фармацевтических наук - канд. фармацевт. наук
кандидат физико-математических наук - канд. физ.-мат. наук
кандидат филологических наук - канд. филол. наук
кандидат философских наук - канд. филос. наук
кандидат химических наук - канд. хим. наук
кандидат экономических наук - канд. экон. наук
кандидат юридических наук - канд. юрид. наук

Существуют и более краткие, неофициальные сокращения ученых степеней:

доктор архитектурных наук - д.арх.н.;

кандидат архитектурных наук - к.арх.н.

доктор биологических наук - д.б.н.;

кандидат биологических наук - к.б.н.

доктор ветеринарных наук - д.в.н.;

кандидат ветеринарных наук - к.в.н.

доктор военных наук - д.воен.н.;

кандидат военных наук - к.воен.н.

доктор географических наук - д.г.н.;

кандидат географических наук - к.г.н.

доктор геолого-минералогических наук - д.г.-м.н.;

кандидат геолого-минералогических наук - к.г.-м.н.

доктор искусствоведения - д.иск.;

кандидат искусствоведения - к.иск.

доктор исторических наук - д.и.н.;

кандидат исторических наук - к.и.н.

доктор медицинских наук - д.м.н.;

кандидат медицинских наук - к.м.н.

доктор педагогических наук - д.п.н.;

кандидат педагогических наук - к.п.н.

доктор политологических наук - д.пол.н.;

кандидат политологических наук - к.пол.н.

доктор психологических наук - д.псх.н.;

кандидат психологических наук - к.псх.н.

доктор сельскохозяйственных наук - д.с.-х.н.;

кандидат сельскохозяйственных наук - к.с.-х.н.

доктор социологических наук - д.соц.н.;

кандидат социологических наук - к.соц.н.

доктор технических наук - д.т.н.;

кандидат технических наук - к.т.н.

доктор фармацевтических наук - д.фарм.н.;

кандидат фармацевтических наук - к.фарм.н.

доктор физико-математических наук - д.ф.-м.н.;

кандидат физико-математических наук - к.ф.-м.н.

доктор филологических наук - д.фил.н.;

кандидат филологических наук - к.фил.н.

доктор философских наук - д.ф.н.;

кандидат философских наук - к.ф.н.

доктор химических наук - д.х.н.;

кандидат химических наук - к.х.н.

доктор экономических наук - д.э.н.;

кандидат экономических наук - к.э.н.

доктор юридических наук - д.ю.н.;

кандидат юридических наук - к.ю.н.

mob_info