Можно ли нанять тьютора в школу. Тьютор в школе: нормативная база

Несмотря на то, что профессия тьютор тесно связана с профессией педагога и имеет схожие черты, она имеет отличия как по форме, так и по методам работы. Предлагаем вам поближе познакомиться с этой профессией.

Для полного усвоения обучающего материала некоторым детям недостаточно одних уроков в школе, а точнее внимания со стороны школьного учителя. Безусловно, педагоги должны следить за тем, чтобы каждый ребенок понял то, о чем говорит учитель. Но не всегда получается это сделать, поскольку каждый школьник воспринимает информацию по-своему.

Что делать, если какой-то предмет дается ребенку сложнее другого, или ему нужно больше времени, чтобы разобраться в теме, а отведенных школьной программой часов не хватает для этого? Именно в такой ситуации необходима помощь тьютора, который сопровождает и поддерживает ребенка на протяжении всего периода обучения, помогая ему восполнить пробелы в знаниях.

Несмотря на то, что эта профессия тесно связана с профессией педагога и имеет схожие черты, она имеет отличия как по форме, так и по методам работы. Предлагаем вам поближе познакомиться с этой профессией.

Кто такой тьютор?


Педагог, наставник, путеводитель и личный вдохновитель. Этот человек охватывает все аспекты образования ребенка. Он не просто дает знания, он понимает, что нужно ученику, с учетом его слабых и сильных сторон, выявляет склонности и интересы, а также помогает развить способности школьника. Тьютор работает, как с детьми дошкольного возраста, так и со студентами высших учебных заведений. То есть, в сферу его деятельности входят все, кому необходима индивидуальное обучение.

Название профессии произошло от латинского tutor (защитник, опекун). Тьюторство возникло еще в средние века. Многие, хоть раз в жизни, слышали о "бродячих студентах" Средневековья, но не все знают об особенностях обучения в те времена. В тот период для людей была очень важна свобода. Студенты были вольны заниматься тем, что им больше приходилось по нраву, и имели право самостоятельно выбирать дисциплины, которые они хотели посещать, и преимущественно занимались самообразованием. В этой ситуации им был очень необходим наставник, способный определить действительно важные для них предметы. Тьютор сопровождал их весь период обучения от начала и до конца, был посредником между профессорами и студентами. С годами профессия закрепилась в западной системе образования и приобрела более четкие границы.

В России профессия возникла недавно и многим больше известна под другим названием - репетитор . Ее распространение связано с увеличением технологических возможностей, преобразования образовательной сферы, изменением методик обучения, вызванных меняющимися условиями жизни.

Среди обязанностей тьютора можно выделить:

  • разработку индивидуальных методик обучения с использованием современных ресурсов;
  • выявление, формирование и развитие способностей ученика;
  • организация индивидуального процесса обучения;
  • подготовка обучающегося к экзаменам, поступлению в учебное заведение и его сопровождение на протяжении всего периода учебы;
  • оценка индивидуальных достижений подопечного;
  • планирование учебного плана при взаимодействии с преподавателями учебных заведений.

Очень важную роль тьютор выполняет на работе в специальных инклюзивных школах. Дети с ограниченными возможностями не могут вливаться в общество так же легко, как и обычные школьники, поэтому им нужно особое внимание и поддержка. Для работы с такими ребятами персональному учителю нужно гораздо больше знаний, а также на него возлагается и больше обязанностей в соответствии с потребностями подопечного. В этом случае они работают по другим методикам и помогают детям не только усвоить программу обучения, но адаптироваться в коллективе. Однако это совсем не значит, что наставник выполняет всю работу вместо ребенка. Его задача заключается в оказании помощи в некоторых сложных вопросах, а главное он должен научить его быть самостоятельным.

Широкое распространение сегодня получило и дистанционное образование, в котором также требуется помощь тьюторов. Интернет-обучение использует другие методики и предполагает удаленный контакт с учителем, поэтому его обязанности несколько отличаются от очной работы.

Какими личностными качествами должен обладать тьютор?


Чтобы стать тьютором, нужно обладать многими важными качествами, но основополагающим является любовь к детям. Она позволяет человеку преодолеть все препятствия на пути к пониманию, наладить контакт с учеником и выявить его индивидуальные способности. Ребенок, чувствующий неприязнь по отношению к нему, никогда не будет прислушиваться к взрослому и видеть в нем авторитет, поэтому искренность и доброта выходят на первое место в этой работе.

Высокий уровень ответственности, дисциплинированность и психологическая устойчивость должны сопровождать каждое действие наставника . Тьютор должен найти золотую середину между предоставлением ученику самостоятельности и контролем за его действиями. Он направляет, подталкивает ребенка на каждом этапе обучения, но при этом внимательно следит за его поступками и с особой тактичностью корректирует ошибки.

Для того чтобы процесс обучения проходил слаженно и эффективно, специалисту нужно иметь организаторские способности, быть коммуникативным и обладать ораторскими способностями. Все это поможет преподнести материал и сделать урок интересным и увлекательным, что очень важно для восприятия и освоения новых знаний.

К другим качествам, которые пригодятся тьютору в работе можно отнести:

  • активность;
  • оптимистичность;
  • решительность;
  • высокий уровень культуры;
  • склонность к анализу;
  • практичность;
  • рассудительность;
  • спокойствие;
  • творческие способности;
  • развитая интуиция.

Преимущества профессии тьютор

Персональный педагог может реализовать себя, работая как индивидуально, так и в различных специальных учебных заведениях с группами детей. В случаях с индивидуальным форматом занятий снижается эмоциональное напряжение, ведь взаимодействие с одним ребенком не требует распределения энергии на целую группу.

Сегодня в образовательной сфере увеличивается востребованность профессии и, соответственно, спрос на специалистов растет. Кроме того, данная специальность находится в списке профессий будущего , поэтому тьютору не нужно переживать относительно занятости как сейчас, так и в будущем.

К тому же, уровень заработной платы повышает интерес к профессии со стороны специалистов. В зависимости от квалификации средний оклад тьютора в Москве колеблется в пределах 35-100 тысяч рублей, а по России наставники получают от 8 до 33 тысяч. Проведение индивидуальных занятий также приносит хороший доход: от 500 до 1000 рублей в час. Плюс такие уроки не ограничивают по времени и позволяют самостоятельно устанавливать график работы.

Если специалисту нравится его работа, он будет получать большое моральное удовольствие от общения с детьми и возможности открыть перед ними мир знаний, расширить кругозор.

Имея достаточно опыта и знаний, можно заняться индивидуальным предпринимательством и открыть собственную школу или учебный центр.


Недостатки профессии тьютор

Несмотря на то, что работа с детьми приносит удовольствие, работа куратора учебного процесса предполагает больше обязанностей, чем простое общение с подопечными. Много времени уходит на подготовку к занятиям, которая требует постоянно поиска материалов, длительного пребывания в сидячем положении, напряжения зрения. Если не подойти к вопросу правильно, это может негативно отразиться на здоровье.

Еще одним негативным фактором является постоянное эмоциональное напряжение, которое часто является причиной стрессов. Постоянное давление со стороны родителей, воспитанников и руководства может вызвать депрессию и расстройства.

Индивидуальные занятия имеют не только плюсы, но и минусы. Так, тьютору для достижения определенного уровня дохода нужно постоянно рекламировать свои услуги и искать учеников, поскольку при обучении 1-2 детей у него хоть и останется много свободного времени, но уровень зарплаты будет низким.

Где можно получить профессию тьютор?

В отличие от западных ВУЗов, которые уже давно включили эту специальность в свои программы обучения, российские университеты начали готовить тьюторов относительно недавно. Но популярность профессии набирает обороты, и уже в скором времени планируется увеличение количества учебных заведений, осуществляющих подготовку этих специалистов.

.

Организация деятельности тьютора в школе определяется соответствующей нормативной базой. На федеральном уровне — это непосредственно закон «Об образовании в Российской Федерации», Трудовой кодекс, «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009). На уровне образовательной организации — это устав образовательной организации, коллективный договор, правила внутреннего распорядка, трудовой договор работника с работодателем.

Здесь для вас квалификационная характеристика тьютора, направления его деятельности, документация тьютора, информационные материалы.

Нормативно-правовые акты являются основанием для разработки школьных локальных актов: положения, должностной инструкции и др.

При этом основополагающим документом является квалификационная характеристика тьютора (приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009), согласно которой тьютор:

  • имеет должностные обязанности :

Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей; координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.

Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий); обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.

Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.

Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.

Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования.

Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.

Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона.

Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения.

Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.

Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).

Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

  • должен знать :

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;

основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;

методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся; технологии открытого образования и тьюторские технологии;

методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);

современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

основы экологии, экономики, права, социологии; организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; административное, трудовое законодательство;

основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

  • должен иметь (требования к квалификации):

высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Так как тьютор относится к педагогическим работникам, то согласно квалификационному справочнику он должен иметь профессиональную, информационную, коммуникативную и правовую компетентности.

Представленный на интернет-сайтах опыт работы ОУ, где практикуется должность тьютора, позволяет сделать следующие выводы:

тьютор:

  • работает в соответствии с планом (на учебный год, четверть, месяц, неделю), утверждаемым администрацией школы. Содержание плана определяется выбранной моделью тьюторского сопровождения, особенностями направлений, определенных обучающимися. На основании этого плана тьютор организует индивидуальную и групповую работу;
  • ежедневно ведёт учёт посещаемости и успеваемости обучающихся в отдельном журнале;
  • еженедельно отслеживает продвижение учеников в обучении;
  • один раз в четверть заполняет соответствующие его функционалу разделы портфолио ученика (уровень владения учебным материалом, степень готовности к самостоятельной работе, активность на уроках и внеурочной деятельности, развитие исследовательских и проектных навыков);
  • подводит предварительные итоги успеваемости по окончании четверти, полугодия и составляет с учениками планы ликвидации пробелов и задолженностей;
  • представляет отчёт по итогам полугодия, года промежуточной и итоговой аттестации в закрепленных группах, классах;
  • отчитывается о проделанной работе и ее результатах перед директором школы, заместителем директора по УВР, на совещании при директоре, информационных совещаниях, на педагогическом совете;
  • разрабатываеторганизационно-методические материалы:

— комплекс вариантов индивидуальных образовательных программ и маршрутов,

— комплекс материалов для диагностики интересов и проектирования образа будущего,

— макет портфолио достижений обучающегося,

— макет индивидуального плана обучающегося;

  • как сопровождающий индивидуальную образовательную программу обучающегося не берёт на себя принятие каких-либо решений, не вынуждает обучающегося делать определённый выбор и не гарантирует быстрый образовательный результат;
  • ответственность тьютора перед обучающимися и их родителями (законными представителями) состоит в следовании ценностям профессии и создании необходимых условий для появления образовательного результата.

Специалисты считают, что результатом деятельности тьютора в образовательном плане может быть:

  • рост уровня мотивации и культуры личностного и профессионального развития обучающегося;
  • рост уровня развитости и сформированности базовых компетентностей (информационной, предпринимательской, коммуникативной) обучающегося;
  • рост уровня развитости личностных качеств, умений и способностей обучающегося: умения видеть и формулировать цель, умения планировать, умения делать выбор, умения принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
  • развитие у обучающегося творческих, рефлексивных способностей, интеллектуальной активности, способности к самообразованию;
  • расширение горизонтов образовательного, профессионального, соци­ального самоопределения обучающегося.

Примерная документация тьютора:

  • программа (план) тьюторского сопровождения обучающегося;
  • план работы с обучающимися на неделю, месяц, четверть;
  • индивидуальные образовательные траектории обучающихся;
  • план-график работы с тьюторской группой;
  • журнал учета посещаемости детей;
  • анализ выполнения образовательной программы (требований ФГОС) обучающимися;
  • портфолио обучающихся;
  • материалы мониторинга образовательных результатов и эффектов индивидуализации образования обучающихся и др.
  1. Андреева Е. А. Суть и содержание традиционной модели тьюторства / Е. А. Андреева // Образовательные технологии. – 2011. – № 1. – С. 81–87.
  2. Ворожцова И. Б. Педагогический смысл тьюторского сопровождения образовательной деятельности: [наблюдение и слушание] / И. Б. Ворожцова // Начальная школа. – 2010. – № 5. – С. 27–32.
  3. Гаврилова С. В. Тьюторское сопровождение профильного обучения в современной школе / С. В. Гаврилова, Ю. Э. Дьяченко. – URL: http://science.ncstu.ru/conf/past/2010/sc-potential/theses/ped/049.pdf/file_download (20.09.2012).
  4. Гущина Т. Н. Педагогическое сопровождение развития субъектности обучающегося: [тьюторское сопровождение] / Т. Н. Гущина // Педагогика. – 2012. – № 2. – С. 50–58.
  5. Золоторева А. В. Дополнительное образование: «двери» и «форточки» ФГОС. Тьютор – школе / А. В. Золоторева // Директор школы. – 2011. – № 8. – С. 82–87.
  6. Ковалева Т. М. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе: тьюторское сопровождение / Т. М. Ковалева // Инновации в образовании. – 2007. – № 11. – С. 14–26.
  7. Ковалева Т. М. Современное качество образования и принцип индивидуализации: [методика тьюторского сопровождения] / Т. М. Ковалева // Завуч: управление современной школой. – 2012. – № 1. – С. 68–72.
  8. Фамелис С. А. Тьюторское сопровождение исследований учащихся / С. А. Фамелис // Биология в школе. – 2007. – № 2. – С. 57–62.
  9. Челнокова Е. А. Модель тьюторской деятельности в условиях профильного обучения / Е. А. Челнокова // Наука и школа. – 2011. – № 6. – С. 57–60.

Некоторые сайты по проблеме

http://thetutor.ru/ — Тьюторская Ассоциация

http://www.edu.of.ru/distantobr/default.asp?ob_no=3897 – Дистанционный образовательный портал «Библиотека тьютора»

http://www.odn2.ru/bibliot/tsoi_tiutorstvo_v_obrazovatelnom_protsesse.html — Тьюторство в образовательном процессе

ru.wikipedia.org/wiki/ Тьютор — Тьютор – Википедия

www.fondedu.ru — Образовательный центр «Участие»(Санкт-Петербург)

При подготовке использованы материалы образовательных учреждений, отдельных авторов, размещенные на интернет-сайтах

Тьютор в школе: нормативная база

17.11.2017 12:14:00

Еще три-четыре года назад школы открещивались от под любым предлогом. А сегодня, мне кажется, что наличие инклюзивных классов становится даже престижным», — говорит психолог и тьютор Ирина Билык.

сайт обсудили с Ириной, как тьютор помогает сделать инклюзивную среду комфортной для ребенка, его учителя и одноклассников. И что нужно, чтобы от инклюзивного обучения выигрывали все.


Ирина Билык
психолог, тьютор инклюзивного класса, АВА терапист

Кто такой тьютор,
и какова его роль в классе

С этого года образование у нас стало инклюзивным. Дети с расстройствами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с неврологическими и ментальными нарушениями теперь включаются в обычные классы.

Польза очевидна. Особые дети учатся жить в обществе. Они чувствуют себя его частью, а не изгоями, тянутся в развитии к обычным детям. Их одноклассники осознают, что непохожесть другого человека — это нормально. Они становятся более открытыми, проникаются духом взаимопомощи.

Но учителям сложнее принять это нововведение. Многие просто не знают, как работать с особыми детьми. Есть и такие, кому мешают личные предубеждения.

А если и знают, и предубеждений нет, все равно трудно делить внимание между классом и особым ребенком.

Особому ребенку и задания нужно отдельно объяснить, и регулировать поведенческие всплески. А если он при этом еще и плохо реагирует на речь, или у него не сформированы навыки самообслуживания — это дополнительно усложняет дело.

Тьютор сопровождает ребенка в школе, адаптирует его к тому, что происходит на уроке и на переменах. Обучает реагировать на инструкции учителя, помогает завязать общение с одноклассниками.

В первую очередь мы решаем поведенческие проблемы. Да, мы принимаем все особенности наших детей. Но в классе кроме них есть и другие ученики, и нужно постараться, чтобы комфортно было всем.

В чем суть работы тьютора

Для каждого ребенка с особыми потребностями разрабатывается индивидуальная программа развития (ИПР). Она учитывает особенности ребенка, учитывает, каким способом ему удобнее воспринимать информацию. Иногда ИПР сильно отличается от программы остального класса.

Во время урока я сижу рядом с подопечным и помогаю понять инструкции учителя, направляю, подсказываю, что нужно сделать.

Остальным детям это не мешает. Хотя бы уже потому, что в классе не бывает идеальной тишины, которую мы могли бы нарушать и всех отвлекать. Да и подсказывать мы стараемся не голосом, а жестом, картинкой.

Например, учитель попросил дневник — я показываю на пиктограмму «дневник» и на учителя.

Если ребенок не воспринимает что-то на слух, я пишу это маркером на дощечке. Отвечаем у доски или работаем в группе тоже вместе: я помогаю визуальными подсказками.

Я, например, работаю с аутичными детьми. Поэтому, кроме базового медицинского и психологического образования, прохожу курс прикладного анализа поведения (АВА). Эта методика применяется в работе с расстройством аутистического спектра и другими состояниями.

В идеале, тьютор работает в связке с поведенческим аналитиком, который курирует его подопечного с момента постановки диагноза. Аналитик знает возможности ребенка, помогает правильно построить работу, может оценить и скорректировать результаты.

Кто может быть тьютором для особого ребенка

Лучше всего на роль тьютора подходят педагоги-психологи, коррекционные педагоги, логопеды. Но целеустремленный студент тоже может справиться. Главное, чтобы это был ищущий, внимательный и пунктуальный человек.

Тьютором может быть и один из родителей. Но это крайний вариант. Родители слишком эмоционально включены в ситуацию, чтобы работать профессионально и беспристрастно.

Тьютор должен увидеть дефициты и пробелы у ребенка, обучить его недостающим навыками и постепенно самоустраниться. А родитель не всегда готов осознанно поставить ребенка перед трудностью.

Да и восприятие играет роль. Когда другие дети, или сотрудники школы задают вопросы, или ведут себя нетактично, родителям это причиняет боль. А тьютор профессионально и спокойно решает ситуацию.

Я знаю, с диагнозом бывает сложно смириться. Кажется, что, если «спрятать голову в песок», проблема исчезнет. Но мне хочется кричать таким родителям: остановитесь, что вы делаете?

Из общей программы этот ребенок усвоит, в лучшем случае, элементарные вещи. Вызовет в свой адрес насмешки одноклассников и раздражение учителей, получит кучу ярлыков: двоечник, дурачок, и тд.

А специализированная программа для его уровня развития даст ему понятные цели. Он будет достигать их, и будет успешным в этом.

Так что же важнее: удовлетворить амбиции, или дать ребенку доступное ему развитие?

Как родители могут помочь своему ребенку освоиться в обычном классе

Родители особого ребенка тоже должны принимать участие в инклюзии. Но их роль в другом

Отношение к миру дети перенимают у взрослых. Атмосфера в классе во многом зависит от того, в каком ключе инклюзию обсуждают дома родители. А в обществе еще много стереотипов, недопонимания этой темы.

Хорошо, если близкие особого ребенка с самого начала подготовят почву для его появления в классе.

Смысл презентаций — снять все недомолвки и недопонимание. Объяснить, что за нарушение у ребенка, в чем оно заключается. Рассказать, что по непонятным причинам такие нарушения сейчас очень распространены, никто не застрахован от них. Уметь общаться с такими людьми, очень важно, хотя бы уже потому, что их становится все больше.

Такие беседы вносят ясность. Люди, которые раньше были настроены скептически, становится более лояльными и поддерживающими. В частности, снимается большая часть напряжения в конфликтных ситуациях.

У нас ведь, если обычные дети подрались — ничего страшного. А если в драке участвовал ребенок с нарушением — это почти катастрофа.

Приходится выслушивать, напоминать, что периодически дерутся все дети. А у нас, вообще-то, инклюзия, современное общество, давайте будем терпимее друг к другу.

Как тьютор «вписывает» особого ребенка в общество

Инклюзия — это не ресурсные комнаты в школах, не законы. Это в первую очередь люди, которые нас окружают.

В прошлом году в нашем классе работала учительница — профессионал с огромным стажем. Но нам никак не удавалось найти с ней общий язык.

Она игнорировала наших детей, настраивала против них класс. Вся наша инклюзия чуть не пошла прахом из-за этого.

В этом году у нас новая молодая учительница. Она стремится сотрудничать, включает наших детей в работу.

Прежде чем дать задание, уточняет, что они могут сделать, а что нет. Следит за моими знаками: можно ли спросить ребенка. Такая командная работа — именно то, что нужно.

И люди отзываются. Работники столовой «помогают» купить булочку. Вахтер следит, чтобы они не вышли из школы, и тд.

Мы планируем работу со старшеклассниками, чтобы они знали, что за дети учатся в их школе. Конечно, не все нас поймут. Будет и хихиканье, и тыканье пальцами, все это будет. Но будем работать с этим.

Дети в нашем классе уже сейчас намного добрее и осознаннее по отношению к особым детям, чем их сверстники. Они видят, когда нужно помочь, сами встают в пару, берут за руку, ведут в столовую «у нас сейчас еда», или помогают выполнить что-то на уроке.

ТЬЮТОР ДЛЯ РЕБЕНКА С РАС: ПРАВОВАЯ НОРМА И РЕАЛЬНОСТЬ

Порой необходимость «раздобыть» тьютора для ребенка превращается в самоцель. Давайте разберемся, что это за зверь такой – тьютор, и для чего он нужен ребенку с РАС. Ниже родители найдут краткие ответы на наиболее часто возникающие вопросы.

Кто такой тьютор?

Как ни странно, этот вопрос чаще всего задают не родители, а организаторы

образовательного процесса: чиновники, директора, методисты и завучи. И этот факт

свидетельствует о неизбежном консерватизме нашей образовательной системы. Оно и понятно: учителя видят в качестве модели обучения ту модель, по которой учились сами 10-20-30 лет назад.

Слово «тьютор» имеет английское происхождение и в дословном переводе означает

«наставник». Традиционно тьютором в системе западноевропейского высшего образования

назывался человек, который помогал студенту выстраивать индивидуальную образовательную траекторию: выбирать из всего многообразия курсов и семинаров те, которые ему подходят больше всего.

В российском образовательном поле тьюторы появились вследствие курса на

индивидуализацию образования. Первоначальное закрепление тьютора как особой

педагогической единицы произошло в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе „Квалификационные характеристики должностей работников образования“ . И там тьютор понимается именно как наставник, отвечающий за индивидуализацию образовательного маршрута ребенка, в том числе, например, ребенка, проявившего выдающиеся способности.

Таким образом, тьютор может быть наставником абсолютно любого ребенка, если мы говорим о том, что современные образовательные учреждения обязаны подстраиваться под индивидуальные особенности детей.

Но если речь идет о связке «тьютор - ребенок с ОВЗ », то понимание роли тьютора может кардинально поменяться. Тьютор из наставника превращается в сопровождающего,

непосредственно участвующего в образовательном процессе для того, чтобы помочь включить ребенка с особыми потребностями в учебную деятельность. Тьютор может сидеть с ребенком на уроке (именно этого чаще всего ждут от него родители) и/или заниматься с ним индивидуально – в зависимости от потребностей. С 26 января 2017 года вступил в силу

профессиональный стандарт тьютора, в котором в частности говорится, что функции тьютора заключаются в следующем:

– Педагогическое сопровождение учащихся, в том числе с ОВЗ

– Организация образовательной среды

– Организационно-методическое сопровождение индивидуальных

образовательных маршрутов

Таким образом, профессиональный стандарт пытается примирить обе эти позиции. В

классах и группах для детей с РАС, использующих в качестве основного коррекционнореабилитационного метода прикладной анализ поведения, тьюторы по сути являются терапистами. Работая с ребенком, они отрабатывают с ним разработанные специалистами программы, направленные на коррекцию индивидуальных дефицитов. И это уже третий набор функций, который возможен для позиции тьютора в системе образования, который тоже нашел свое отражение в профессиональном стандарте (там, в частности указывается, что тьютор обязан владеть основами прикладного анализа поведения).

Очень важно: различать функции тьютора и ассистента. Ассистент – это технический

помощник, который не обязан быть педагогом. Его дело – оказывать ребенку помощь в

преодолении бытовых трудностей, с которыми он может столкнуться в образовательном

учреждении, например, катить коляску, помогать мыть руки, следить за слуховым аппаратом, быть поводырем в случае, если ребенок не видит. Тьютор – это педагогическая должность, он не просто протирает очки, но участвует в адаптации подачи материала, помогает ребенку выстраивать коммуникацию с одноклассниками и так далее и тому подобное.

Почему тьютор так востребован сегодня?

Почему же потребность в тьюторах так высока сегодня?

Во-первых, это связано с тем, что вступивший в силу закон «Об образовании», а также специальные ФГОСЫ для детей с ОВЗ законодательно закрепили необходимость обучать абсолютно всех детей. И более того, родитель более не обязан искать для своего особенного ребенка особенную школу. Закон (в частности ст. 44 Закона № 273) дает родителю возможность выбирать образовательную организацию, в которую будет ходить ребенок. Это может быть и самая обычная школа рядом с домом. У нас больше нет необучаемых детей. И нет никаких законных оснований для школы отказать ребенку в приеме на основании его «особенности».

Благодаря этому замечательному положению Закона школы столкнулись с совершенно

новой для них ситуацией. И это можно сравнить только с «шоковой терапией» в экономике.

Несмотря на все бравурные рапорты чиновников от образования, школы в подавляющем

большинстве оказались не готовы к этому – прежде всего, в силу отсутствия навыков, опыта, а зачастую и желания включать особенного ребенка в свой класс. Нередко приходится слышать от коллег-учителей, что они поддерживают идею инклюзии, но не хотят, чтобы особенные дети приходили в их собственный класс. И многие из них по-прежнему верят, что если «надавить» на родителей, на администрацию, то проблема исчезнет сама собой. Поэтому очень часто родители слышат от школы: без тьютора мы не будем учить вашего ребенка в классе, мы не знаем, как с ним работать, у нас и без того большая нагрузка, он будет мешать обычным детям.

Во-вторых, школы (даже коррекционные) зачастую впервые столкнулись с такой

проблемами – а это практически все дети с РАС. Родители детей с аутизмом более не готовы

мириться с перспективой обучать ребенка в отрыве от детского коллектива (на дому или в

форме семейного образования),.

Факты, исследования и мировой опыт свидетельствуют о том, что включение ребенка в среду сверстников существенно повышают качество его обучения и способствует преодолению многочисленных коммуникативных барьеров, мешающих ребенку

с аутизмом стать частью общества.

Еще один фактор, который приводит к повышению спроса на услуги тьютора, -

фактическое отсутствие системы ранней помощи. Нередко диагноз ребенку (например, ребенку с РАС) ставят в возрасте 5-6 лет, а то и перед школой, что, безусловно, уменьшает шансы реабилитировать ребенка до того уровня, когда ему не потребуется специальное

сопровождение. И даже если ребенок получал помощь, то обычно объем ее в государственной системе детских садов бывает недостаточен. Дети с серьезными нарушениями поведения обычно посещают группу «Особый ребенок» (стандартная норма – 3 часа 3 раза в день), где у них нет шансов сформировать необходимые базовые навыки. А включение ребенка в комбинированную (инклюзивную) группу, где он мог бы получить необходимый опыт, затруднено еще и тем, что услуги тьютора в детских дошкольных учреждения не предусмотрены нормативными актами. В частности такой единицы нет в Приказе № 1014 Министерства образования, регулирующем правила организации процесса в ДОУ. По информации на март 2017 года, изменения в данный Приказ будут внесены, но пока мы имеем то, что имеем. Если у ребенка и есть тьютор в саду, то он зачастую оплачивается из родительского кармана или тьютором (разумеется, без оплаты) является родитель ребенка.

Как следует из всего вышесказанного, тьютора считают чуть ли не волшебником,

который придет и превратит неудобного для системы образования ребенка-бяку в

удобоваримую для сада/школы единицу.

Какие задачи стоят перед тьютором?

Главное задача тьютора – помочь ребенку стать частью образовательного процесса. Вопреки распространенному мнению, тьютор не помогает учителю осуществлять

образовательный процесс, задача обучать ребенка остается за учителем. Именно учитель дает инструкции по выполнению заданий, он должен объяснять и адаптировать дидактический материал, проводить аттестацию и оценивать динамику ребенка. Тьютор осуществляет помощь, постепенно «уменьшая» подсказки (от прямой физической подсказки до вербальной). Если

ребенок чего-то не понял или не уловил задание, тьютор не должен повторять для него задание.

Грамотный тьютор напомнит ребенку, что можно поднять руку и попросить учителя повторить задание.

Таким образом, присутствие тьютора не освобождает учителя от обязанности уделять

внимание ребенку, потому что у него есть свой «персональный» учитель. Тьютор - это

связующее звено между ребенком и учителем, между ребенком и его сверстниками, он помогает разрешать сложные ситуации, направляет деятельность ребенка, использует возможности и ресурсы ребенка для эффективного обучения. Надо, однако, помнить, что в адаптированную программу ребенка с РАС включено развитие навыков социализации и коммуникации, поэтому работа тьютора не прекращается со звонком с урока. На переменах тьютор организует общение ребенка с одноклассниками, инициирует и направляет ситуации, которые могут помочь ребенку преодолеть коммуникационные барьеры. Кроме того, в задачу тьютора также входит обучение ребенка навыкам самообслуживания, если они не сформированы по возрасту. Таким образом, обучающий процесс во время школьного дня не прекращается ни на секунду.

Необходимо помнить одно важное правило:

Главная задача тьютора – как можно скорее стать ненужным ребенку. Сколько времени

займет этот путь – зависит как от профессионализма команды, так и от особенностей ребенка.

Важно не допустить возникновения зависимости от помощи тьютора. Способствовать

этому может, например, механизм ротации – смены тьюторов, если их в школе несколько.

Различаются ли задачи тьютора ребенка с РАС в инклюзивном и коррекционном

образовании?

Как показывает опыт и практика, фундаментальных отличий здесь пока нет: и дети,

обучающиеся в коррекционных классах, и дети в общеобразовательных школах могут иметь серьезные поведенческие проблемы, которые мешают им включаться в любой детский коллектив. И к сожалению, в коррекционных группах и школах точно также возникает масса проблем с адаптацией учебной среды к нуждам ребенка с РАС: у нас по-прежнему не хватает адаптированных учебных материалов, учитывающих особенности восприятия и асинхронное развитие детей с РАС. Но, к сожалению, специалисты ПМПК редко вписывают тьюторское сопровождение детям, заведомо идущим по программам коррекционного образования уровня 3 и 4, однако перейдем к следующей проблеме.

Кому положен тьютор?

Если кратко отвечать на этот вопрос, то учреждение, получающее государственную

субсидию на обучение ребенка с РАС (это касается одинаково и государственных и частных

школ), обязано оплатить услуги тьютора ребенку, у которого есть соответствующая запись в заключении ПМПК или ИПР. Почему ИПР, а не ИПРА? Потому что в новой форме

индивидуальной программы реабилитации/абилитации (ИПРА) отмечается лишь нуждаемость в специальных условиях. Старая форма – ИПР – перечисляла эти условия достаточно подробно.

Таким образом, главным документом для получения услуги тьютора является

заключение ПМПК. Оба документа – и ИПР/ИПРА и ПМПК – обязательны для исполнения государственными органами.

Заключение ПМПК действует в течение всего времени обучения ребенка на той или инойступени образования. Впрочем, при необходимости родитель может пройти ПМПК в любое время – если необходимость существенно поменять программу или набор специальных образовательных условий.

Чем руководствуется ПМПК, прописывая или не прописывая ребенку тьюторское

сопровождение? Если речь идет о дошкольном уровне образования, то это приказ № 1014 от 30 августа 2013 года. Но согласно действующей версии Приказа, тьютор в ДОУ не предусмотрен (впрочем, иногда ПМПК делают приятные исключения и все-таки

оставляют заветную запись в заключении).

Если ребенок учится в школе или идет в школу, то важно понимать, когда именно

возникают договорные отношения со школой. Если они возникли до 1 сентября 2016 года,

образовательный процесс выстраивается в соответствии с Приказом № 1015 от 30 августа 2013 года. Данный документ предусматривает возможность предоставления тьюторского

сопровождения из расчета 1 тьютор на 1-6 детей с ОВЗ. При этом нет никаких четких

ограничений по времени, когда эти услуги остаются востребованными. Однако, в большинстве случаев Психолого-медико-педагогические комиссии прописывают детям с РАС сопровождение «на период адаптации» - от полугода до года. Именно так ПМПК трактуют пункт о необходимости «специального сопровождения ребенка с РАС» на период адаптации ребенка к школе – от полугода до года. В данном случае неясность нормы подзаконного акта трактуется не в пользу детей, хотя скорее всего Министерство образования имело в виду ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ сопровождения детей в этот период.

Еще одна сложность – тьютора очень редко прописывают при рекомендованной

программе 8.3 и 8.4, мотивируя это тем, что ребенку все равно путь в коррекцию, а там тьютор при маленьком классе не нужен. Следует помнить, что период адаптации к школе

– это не только первичное поступление в образовательное учреждение, но и выход, например, с надомного обучения для детей более старшего возраста.

начального образования для детей с ОВЗ. Он не предусматривает нозологических ограничений, а также временных ограничений для тьюторского сопровождения. Тьютор может быть предоставлен любому ребенку с ОВЗ, независимо от нозологии, временно или постоянно.

Следует отметить, что нормами законов и подзаконных актов никак не

регламентировано различение индивидуального или группового сопровождения. Запись ПМПК содержит общую формулировку необходимости тьютора, а детали реализации данного положения остаются за школой.

Альтернативный путь. А что делать, если ПМПК по каким-то причинам не вписало

тьютора в заключение или период адаптации прошел? В этом случае тьютор может быть

предоставлен школой без соответствующей записи в соответствие с правом руководителя

самостоятельно формировать штатное расписание (п. 4 ст. 28 Закона «Об образовании»).

Впрочем, эта возможность в большей степени действительна для государственных бюджетных, но не для казенных образовательных учреждений, которым необходимо согласовывать штатное расписание с Учредителем (Департаментом образования, другим руководящим органом, выполняющим эти функции).

Решение о предоставлении тьютора ребенку может быть обосновано решением

внутреннего школьного психолого-педагогического консилиума. Альтернативный путь,

однако, работает только в том случае, если руководитель организации разделяет мнение

специалистов и/или родителей о необходимости такого сопровождения. Необходимо понимать, что в подавляющем большинстве российских регионов такое решение чревато серьезными финансовыми затратами для школы, поэтому этот путь используется в российских школах крайне редко.

Последняя возможность

Если ни ПМПК, ни школа не разделяют мнения родителей о необходимости тьютора,

родитель может попытаться найти тьютора и оплатить тьюторские услуги самостоятельно или с помощью общественной организации. Но в этом случае придется потратить некоторые усилия на то, чтобы легализовать присутствие тьютора в школе. Это может быть сделано через заключение трехстороннего договора между тьютором, родителем и школой. Школа также может заключить волонтерский договор с тьютором. Либо, если в этом участвует общественная организация, договор с тьютором заключает НКО, а затем договор о сотрудничестве заключается между НКО и школой. В этом случае, и у родителя и у тьютора будет чуть больше защищенности в решении разных сложных ситуаций. Во всех этих случаях школа имеет право требовать от тьютора, присутствующего в течение всего дня в школе, оформления медицинской книжки. Однако, вполне вероятно возникнет неясность с распределением ответственности за жизнь и здоровье ребенка.

Родитель-тьютор: за и против

Часто возникает вопрос: может ли родитель (мама или папа) сопровождать своего

ребенка в школе/саду? Опрос, проводившийся Московской городской ассоциацией родителей детей-инвалидов показал, что процент родительского сопровождения чрезвычайно высок. В 46% случаев тьюторами ребенка являются его родители.

Но это очень тревожная цифра. Родитель может заменять тьютора только в крайнем случае.

Во-первых, это необходимо для генерализации навыков ребенка с РАС. Нередки случаи,

когда с родителем ребенок показывает одно поведение, а при работе с другим человеком –

совсем другое.

Во-вторых, как уже говорилось выше, тьютор должен стремиться к тому, чтобы ребенок стал самостоятельным. Преодолеть зависимость ребенка от родителя гораздо сложнее, чем зависимость от чужого человека. В-третьих, родители – это третья сторона процесса, они являются одновременно законными представителями ребенка и оценивают качество услуги. Поэтому нередко учитель воспринимает родителя как контролера из «Родпотребнадзор» (что зачастую так и бывает), а не как коллегу, с которым необходимо выстраивать эффективное взаимодействие. Родителю же тоже сложно выйти из роли контролера: ведь ему кажется, что он точно знает, что ребенок воспринимает, а что нет, что он может, а что никогда не сможет и как его нужно учить.

Еще один существенный аргумент против родителя-тьютора – правовой. Согласно

профстандарту, тьютор должен иметь профильное педагогическое образование, далеко не

каждый родитель соответствует этому требованию. Кроме того, родитель ребенка с ОВЗ не

может стать «универсальным» специалистом, ведь его задача – не в том, чтобы стать

профессионалом, помогающим всем и разным детям, а в том, чтобы помочь одному

конкретному собственному ребенку. После окончания ребенком школы, он, скорее всего,

совсем уйдет из профессии.

Ну и самый главный аргумент против: постоянное сопровождение ребенка,

зацикленность на его проблемах очень быстро приводит к «выгоранию» родителя и

существенно ухудшает качество жизни семьи. Родитель, вынужденный работать тьютором, не состоится как профессионал, семья может понести существенные финансовые потери, так как «упущенная выгода» может оказаться достаточно большой.

Но что делать, если нет другого выхода: школа не справляется с ребенком, и добиться

нужных записей в документах не получается или квалификация школьных сотрудников

оставляет желать лучшего? Можно попытаться минимизировать издержки и потери:

1. Объединитесь с другими родителями, которые нуждаются в услугах тьютора.

«Поменяйтесь» детьми – тем самым можно избежать усиления зависимости ребенка от папымамы.

2. Помните, что ответственность за результаты образовательного процесса несет учитель. Если вам что-то не нравится в том, как он дает материал, не делайте ему замечаний

при коллегах и тем более, при учениках. Предложите помощь – возможно, он прислушается к вам, так как вы знаете своего ребенка лучше других. Но старайтесь избегать аргумента: «Я – родитель, я знаю лучше». Разговаривайте с учителем на равных как коллега с коллегой.

3. Не останавливайтесь на достигнутом – используйте ситуацию, чтобы узнать

новое. Не упускайте возможности повысить квалификацию, вникайте в документы и

особенности процесса. Возможно, тьюторство станет вашей новой профессией.

4. Соблюдайте правило уменьшения подсказки, помните о необходимости

увеличивать самостоятельность ребенка.. Заведите специальную одежду для школьных

занятий, чтобы обозначить смену роли родителя на роль педагога.

Заключение

Помните: сам по себе тьютор не может решить всех проблем ребенка. Если ребенок

«мешает классу», прежде всего, необходимо найти причину. Неграмотный специалист вполне может закрепить нежелательное поведение и навредить образовательному процессу. Поэтому обязательное требование к тьютору ребенка с РАС – владение основами прикладного анализа поведения и базовые компетенции психолога, дефектолога или другого коррекционного специалиста. Впрочем, тьютор не обязательно должен сам писать поведенческие протоколы.

Здесь ему нужна помощь специалиста в ПАП более высокого уровня.

Не менее важно наладить взаимодействие между тьютором и учителем класса, а также

между школой и родителями, чтобы обеспечить соблюдение общих принципов и подходов при решении задач освоения и академической программы и социализации ребенка.

Тот факт, что тьюторство возникает как отдельная тема в методичке для родителей детей с РАС, свидетельствует о том гигантском шаге вперед, который произошел в общественном сознании и нашем образовании. Будем, однако, надеяться, что этот шаг – только начало большого пути по превращению наших образовательных учреждений в среду, дружелюбную по отношению к особенными детям.

Хочу отправить ребенка с задержкой психоречевого развития в первый класс общеобразовательной школы с тьютором. Какие законы регламентируют присутствие тьютора рядом с конкретным ребенком и какие показания необходимы для этого? Наша ПМПК прописывает тьюторов только аутистам. Говорят, что они положены только детям, у которых проблемы с установлением контакта. У моего плохая моторика и нарушено внимание и пространственное мышление. Требуется в основном техническая помощь. Как добиться тьютора?

Вопрос о назначении ребенку тьютора (ассистента/помощника) регулируется в первую очередь ст. 79 Закона «Об образовании в РФ», в которой говорится следующее:

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Менее конкретно указано в ст. 19 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ»:

Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Таким образом, все дети с ОВЗ, дети-инвалиды, вправе получить помощь ассистента (помощника) при получении образования. Законом не ограничивается право на помощь ассистента в зависимости от заболевания, т.к. критерием его необходимости является невозможность либо существенные сложности (в том числе технического характера, о которых Вы указываете в сообщении), которые затрудняют образовательный процесс.

Возникают вопросы о том, как получить помощь ассистента (помощника, тьютора) – законом не указано, что ассистент должен быть отражен в заключении ПМПК или ИПР. Однако на практике родители часто сталкиваются с требованием школы (образовательной организации), чтобы ассистент был вписан в заключение ПМПК.

Сначала я бы все же рекомендовала обратиться в саму образовательную организацию и уточнить порядок – могут ли они предоставить помощника (именно технического) без включения его услуги в заключение ПМПК и ИПР. В случае, если это не предусмотрено, начинать надо будет с ПМПК. И на комиссии, ссылаясь на ст. 79 Закона «Об образовании в РФ» и документы, подтверждающие необходимость сопровождения ребенка, требовать назначения помощника.

Анна Миронова, юрист

mob_info