Международная Церковь Филадельфия. Библия онлайн Но ничто не должно обладать мною

Вопрос: Объясните, пожалуйста: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».

Я специально взял сейчас свою книгу «Покушение на высший суверенитет», потому что есть здесь объяснение этого текста Писания. Позвольте коротко зачитать некоторые фрагменты и немножко порассуждать над ними. Апостол Павел пишет в 1 послании Коринфянам 6:12, т.е. он делает заявление: «Все мне позволительно…, но ничто не должно обладать мною». Я сокращаю, через многоточие. Еще раз: «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Здесь есть два слова: «все» и «ничто». Практически все, о чем не написано в Слове Божьем в категорической форме запрета – позволительно. Я полагаю, что многие церкви, отдельные пасторы погрешают здесь тем, что касаются тех спорных вопросов, которых нет в Писании, которые не освещаются конкретно в Писании. И когда человек увлекается и интерпретирует эти тексты Писания, он заводит общину, то ли семью, то ли сам себя загоняет в такие тупики. Потому я хочу повторить: все, о чем не написано в Слове Божьем в категорической форме запрета, ясно, черным по белому, в принципе позволительно. Однако, с равнозначной категоричностью, можно сказать что все, даже дарованное для жизни и благочестия, становится запретным, если начинает мною обладать, т.е. доминировать и владеть. Я верю, что это очень точный духовный взгляд, именно то, что апостол Павел имел в виду, написав этот текст: «ничто не должно обладать мною». А что может обладать мною? Да что угодно. Даже адреналин, который я получаю сейчас, сидя перед камерой и осознавая, что несколько сот или несколько тысяч людей будут смотреть этот эфир. Даже это может обладать мною. Потому все, что будет обладать человеком, непозволительно. Кто же способен отследить эту тонкую грань от позволенного до запретного, если не сам человек? Вот посмотрите, апостолу Павлу, допустим, было позволительно иметь спутницею жену, как у прочих апостолов. Он об этом конкретно пишет. Ему было позволительно жить от благовествования, как он сам об этом учит. Однако он не пользовался всем этим. Почему? Теоретически и теологически он на это право имел. Но, исходя из призвания и запросов, которые ставил перед ним Святой Дух, он понимал, что этого не должен делать. Теперь самое важное: Павел понимал, что лично он не должен этого делать, хотя другие апостолы имели жен, имели семьи и жили от благовествования. Подчеркиваю: лично он сам понимал, что Бог его как-то удерживает, и потому он этой властью не пользовался. Но самое важное дальше. Павел никогда не требовал такого поведения от других людей, никогда не делал это стандартом новозаветного служения и посвящения. Это было его личное хождение перед Богом, и он понимал, что Бог его вот здесь удерживает от того, чтобы воспользоваться этим правом или властью, дарованной ему. Теперь, когда мы касаемся, допустим, украшений или бижутерии, которую используют сёстры или еще каких-то моментов, на которые по-разному смотрят в церквях. Я хотел бы сказать, что в одних случаях Бог наряжал Свой народ, так об этом удивительно повествует Иезекииль в 16 главе. Это ж не аллегории! Это действительно Бог говорит: «Я надел на тебя узорчатое платье, обул тебя в сафьяновые сандалии, опоясал тебя виссоном, покрыл тебя шелковым покрывалом, нарядил тебя в наряды, положил на руки твои запястья, на шею твою – ожерелье, дал тебе кольцо на твой нос и серьги к ушам твоим и на голову твою прекрасный венец». Бог описывает Свою щедрость и Свое богатство в отношении Своего народа, с какой любовью Он их наряжал и принимал участие в их праздниках. В других случаях, кстати, тому же самому народу, и тот же самый Бог, неизменный в Слове, говорит: «снимите с себя украшения». Не так все просто, как нам кажется. Нам иногда кажется, что если мы пропишем определенные правила что позволительно, а что непозволительно, все решится. Но это далеко не так. Следовательно, я хотел бы сказать так: эти перемены, как будто Бог меняет Свое мнение или Свое отношение, никак не говорят об изменчивости Бога. Как раз наоборот: они доказывают разные состояния общества. По этой причине Бог остается неизменным, Его отношение к людям остается неизменным. Но люди – они переменчивы. Следовательно, глядя на духовное состояние общества Господь говорит: «снимите с себя украшения. Вы не в том состоянии». Сними с себя украшение, ты не в том духовном состоянии, тебе вредит это. Ты превозносишься. Ты стал гордым. Ты стала надменной. Сними это, это разрушает твоего духовного человека. Рядом стоящий человек, ему может быть наоборот это нужно. Потому что, когда мы читаем Иезекииля народ был унижен, он был в рабстве, чувство достоинства было подавлено. Господь приходит, обогащает, поднимает, уважает человека, наряжает человека, возвращает праздники, веселье. Потому что Он понимает: человека надо поднять. По этой причине не так все просто. Если бы было все так просто, - вот это можно,а вот это нельзя. Что можно и что нельзя, - очень конкретно, понятным языком выражено в Священном Писании. Все остальное – это тонкая грань между позволенным и запретным.

Спрашивает Ольга
Отвечает Виктор Белоусов, 20.03.2013


Ольга спрашивает: "Здравствуйте! Могли бы Вы, пожалуйста, объяснить мне как можно подробнее значение 1-е Коринфянам 6:12. Дело в том, что многие неверующие и нью-эйджевцы считают, что эту фразу по смыслу можно прировнять к лозунгу сатаниста Алистера Кроули Делай, что тебе хочется - таков будет закон. Мало того, они утверждают, что этот стих полностью перечёркивает Библию в частности, Заповеди и лишь подтверждает её противоречие. Так как на самом деле понимать стих и что отвечать таким людям на эту тему?"

Мир Вам, Ольга!

Для того чтобы более глубоко рассмотреть этот текст, нужно его окружение:

1 Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?
2 Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные [дела]?
3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские?
4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете [своими судьями] ничего не значащих в церкви.
5 К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?
6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными.
7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?
8 Но вы [сами] обижаете и отнимаете, и притом у братьев.

/ Проблема - судейские тяжбы среди членов церкви /

9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.

/ Увещевание - что грех и Царство Божье несовместимы /

11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

/ При приходе в Церковь - люди изменили образ жизни /

12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

/ Повтор той же мысли - христиане обладают свободой, однако это не повод грешить. Грехом является то что не полезно и что обладает человеком (вызывает зависимость) /

13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.

/ Контраст материального и духовного - материальное изменчиво и подвержено распаду, духовное будет вечно /

14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.
15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать [их] членами блудницы? Да не будет!

/Надо ли переходить из жизни (духовного) в смерть (со всем греховным) /

Любой библейский текст можно извратить. Если "неверующий" или "нью-эйджевец" специально захочет истолковать текст наоборот - он может это сделать. Даже современные государственные законы, которые написаны не пару тысяч лет назад, можно истолковывать разными способами. Тем более письма Павла.

Важно - молитесь о мудрости от Господа, чтобы Он открыл Вам те слова, что будут верно поняты конкретным человеком.

Благословений Божьих,
Виктор

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 6, ст. 12-20.

12. Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

13. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.

14. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.

15. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!

16. Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.

17. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.

18. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.

19. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

20. Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

(1 Кор. 6, 12 - 20)

Мы достаточно давно не читали Послания апостола Павла, и это одно из самых ранних, самых интересных, наполненных парадоксами и спорами с воображаемыми собеседниками. В этом отрывке мы в частности и видим такой диалог с воображаемым собеседником, этот литературный прием называется «диатриба». Очень важно понимать, что это именно воображаемый собеседник, потому что мысли, которые апостол озвучивает в качестве мыслей своих оппонентов, ни в коем случае нельзя приписать самому Павлу. В данном синодальном переводе это никак не выделено, а в новых переводах такие места текста стараются оформить в виде диалога и беря определенные слова в кавычки, чтобы было понятно, что Павел имеет в виду слова каких-то собеседников.

В 12-м стихе, с которого начинается сегодняшний отрывок, мы как раз и видим прием диатрибы: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Мы помним, что в церкви, находившейся в Коринфе, городе довольно распущенных нравов, была целая группа христиан, не совсем правильно понимавших свободу во Христе. По-латински «свобода» звучит как «либертас», и в библеистике этих христиан принято называть либертинистами. Они полагали, что во Христе Иисусе позволительно делать все. Раз Христос освободил людей, то можно все и нет ничего запрещенного. Их лозунг так и звучал: «Все мне позволительно». Коротко, ясно, конкретно. Этот лозунг и звучит в 12-м стихе, причем дважды.

Апостол Павел понимал опасность такого подхода к вседозволенности. Конечно, он сам учил, что Христос освободил нас от рабства греху, смерти и даже от рабства тому же закону. Мы много говорили об этом и еще будем говорить при чтении Послания к Римлянам. Но это не означало, что жизнь и стяжание свободы во Христе должны приводить человека к полной вседозволенности, анархии. Поэтому в этой дискуссии Павлу было важно не противоречить самому себе: поскольку он сам говорит о свободе во Христе, то не должен перечеркнуть эту свободу. Мы помним, что в Послании к Галатам Павел настойчиво говорит христианам Галатии: «Вы призваны к свободе и не приклоняйтесь больше под ярмо рабства». Это была принципиальная позиция Павла. Поэтому говорить нечто другое он не мог, но ему надо было каким-то образом вступить в дискуссию, чтобы увещевать либертинистов. И в конце концов мы получаем диалог с короткими тезисами с одной и второй стороны в начале, когда коринфские либертинисты заявляют: Все мне позволительно, а апостол Павел отвечает: но не все полезно. Они повторяют: Все мне позволительно, а Павел уточняет: но ничто не должно обладать мною.

Далее, в 13-м стихе и ниже, мы можем найти еще примеры диатриб, диалогов с воображаемым собеседником, но за недостатком времени не успеем подробно поговорить обо всех. Поэтому сегодня остановимся на 12-м стихе и постараемся понять его, а об остальных мыслях этого отрывка, может быть, поговорим в другой раз.

Все мне позволительно, но не все полезно. Посмотрим, каким путем идет апостол Павел. Поскольку он сам не раз говорил в своих Посланиях, что во Христе даруется свобода, то не может противоречить коринфянам напрямую. Если бы Павел хотел на корню зарубить их позицию, то ответил бы: «Нет, не все мне позволительно, есть что-то, что запрещено». Но он понимает, что так ответить нельзя, поскольку это будет явным противоречием самому себе. Поэтому он заходит с другого конца, соглашается принципиально: «Да, все позволительно, но не все полезно». Либертинисты вновь говорят: «Так ведь все позволительно», и снова Павел подтверждает: «Да, позволительно, но ничто не должно обладать мною».

Посмотрите, дорогие братья и сестры, как разворачивает дискуссию апостол Павел: он действительно соглашается, что во Христе Иисусе мы вышли из сугубо законнического миропонимания, вышли из давления буквы закона, но это ни в коем случае не означает, что христиане должны поступать вседозволенно, что они не должны руководствоваться чем-то в своей жизни. Христианин призван всегда руководствоваться принципом любви: все должно быть пронизано любовью. И, конечно же, в жизни есть много вещей, которые противоречат принципу любви, которые не созидают и не полезны как для самого человека, так и для окружающих. Мало того, есть вещи, впадая в привязанность к которым, мы попадаем к ним в рабство. Об этом мы говорили недавно, читая соборное Послание апостола Петра: «Если ты к чему-то привяжешься, то будешь тому рабом. И если что-то будет обладать тобой, человек, то о какой свободе может идти речь?» - здесь круг замыкается. Да, все позволительно, но не все полезно. Да все позволительно, но ничто не должно обладать мной. Если ты будешь делать все, что угодно, то можешь попасть в ситуацию, когда что-то будет обладать тобою, и значит, уже не может быть речи ни о какой свободе. Вот как тонко, глубоко смог построить свои доводы апостол Павел. При этом мы видим, что он не погрешил против самого себя, против истины христианской проповеди, не отозвал коринфян обратно в ветхозаветное миропонимание. Даже почувствовав опасность, что коринфяне сейчас могут утвердиться в этой вседозволенности, не стал вновь ставить их в законническое состояние, говоря: «Это нельзя и то нельзя, а вот это можно». Нет, Павел не спустился на такой уровень дискуссии, он остался на уровне христианской свободы, христианской истины, но при этом просто подвел коринфян к пониманию того, что если они будут пользоваться свободой, совершенно не соразмеряя ее с принципом любви, то в конце концов станут рабами чего-то и тогда наступит конец их свободе.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Спрашивает alexander
Отвечает Виктор Белоусов, 26.07.2009


Александр спрашивает: " . Что означает Все мне позволительно, но не все полезно все мне позволительно, но не все назидает. Как можно верующему человеку сказать что ВСЕ позволительно? Что он имел ввиду в слове все? Значит это слово включает и то что не полезно. Спасибо"

Мир Вам, Александр!

Большинство вопросов по пониманию библейских текстов имеют одну общую причину. Когда люди общаются - лишь по одному предложению весьма сложно понять смысл и идею беседы.

Так и при толковании Писания - сначала необходимо прочесть окружающий текст и вникнуть - о чем ведется разговор в целом в этой книге, о чем написано в этой главе или части главы, из чего проистекает мысль и к чему приводит. Важно также обратить внимание - о чем текст говорит, а о чем не говорит - что можно, а что нельзя обобщать под этот библейских стих и почему.

Вот привожу часть 10 главы, из которой видно о чем ведет разговор апостол Павел:

15 Я говорю [вам] как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю.
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?
19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?
20 [Нет], но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
22 Неужели мы [решимся] раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?
23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
24 Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого.
25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести;
26 ибо Господня земля, и что наполняет ее.
27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.
29 Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?
30 Если я с благодарением принимаю [пищу], то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?
31 Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.
32 Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,
33 так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но [пользы] многих, чтобы они спаслись.
()

Тема его поучения - идоложертвенная пища. Где расставлен акцент в 23 стихе? "Все" - это касается той же самой идоложертвенной пищи. Чуть ранее Павел пояснил, что идоложертвенную пищу есть позволительно - потому что идолы ничто, НО если это искушает другого, не назидает (не учит) и не приносит пользы духовной - это делать не стоит.

Еще в 8-й главе 1 послания к Коринфянам об этом была начата беседа:

4 Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.
5 Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, -
6 но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.
7 Но не у всех [такое] знание: некоторые и доныне с совестью, [признающею] идолов, едят [идоложертвенное] как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется.
8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
()

Вот идея приведенного Вами текста.

О чем этот текст НЕ ГОВОРИТ: обратите, пожалуйста, внимание на слова "Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования" - то же самое слово "все", но разве это значит что на торгу нужно покупать все без разбору и в том числе и плохое, и вредное, и некачественное? Конечно нет. Без всякого исследования - применительно к нашей совести в вопросе идоложертвенной пищи. Это рамки значения данного отрывка. Если под "все" мы впишем и наркотики, и ядохимикаты и "все остально" - мы будем неправы при таком толковании.

Благословений,
Виктор

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

07 май

Здесь (апостол) указывает на чревоугодников. Намереваясь снова обличать предавшегося прелюбодеянию, которое происходит от пресыщения и неумеренности, он сильно поражает эту страсть. Здесь говорит он не о запрещенных яствах, – они не позволительны, – а о тех, которые кажутся безразличными. Например: можно, говорит, есть и пить, но не следует – с неумеренностью. И вот что чудно и удивительно: как делает во многих других местах, так и здесь он показывает обратную сторону предмета и объясняет, что иногда состоящее в нашей власти не только бесполезно, но и обнаруживает не власть, а рабство. И во-первых, отклоняет от этого, как от неполезного, говоря: не на пользу, а во-вторых, как от ведущего к противоположному: «ничто не должно обладать мною» . Смысл слов его следующий: ты, говорит, властен есть; сохраняй же свою власть и смотри, чтобы не сделаться рабом этого пожелания. Кто надлежащим образом пользуется им, тот властен над ним; а кто предается ему неумеренно, тот не имеет власти, но становится рабом, а властвует над ним неумеренность. Видишь, как он доказал, что считающий себя властелином сам находится под властью?

Так, часто Павел, о чем раньше я говорил, обращает возражения в обратную сторону, – то же сделал он и здесь. Вот смотри: каждый из коринфян говорит: я властен пресыщаться; а он говорит: ты делаешь это, не как властелин, а как находящийся под властью. Если ты невоздержен, то не ты имеешь власть над чревом, а оно над тобою имеет власть. Тоже можно сказать и о деньгах и о всем прочем.

Гомилия 17 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Климент Александрийский

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною

Если позволительно выбирать всякую жизнь, то, очевидно, [следует выбирать] жизнь в воздержании.

Строматы.

Свт. Феофан Затворник

Вся ми леть суть, но не вся на пользу: вся ми леть суть, но не аз обладан буду от чего

Вся ми леть суть . Судя по тому, чтó в следующем стихе, который прямо связан с настоящим, говорится о брашнах, дается мысль, что в словах: вся ми леть суть , говорится: мне можно вкушать всякого рода пищу. Но можно разуметь здесь вообще услаждение всех чувств – зрения, слуха, обоняния и осязания, и удовлетворение всех телесных потребностей, кроме пищи, и сном, и покоем, и прохлаждениями и омовениями, вообще все утешения плоти. Апостол представляет здесь чье-либо лицо, которое, обозрев все эти утехи, говорит: вся ми леть суть . То есть всем этим я могу пользоваться свободно. Может быть, такая речь заимствована из уст самого Апостола, который оставил закон, вязавший: , и всем проповедовал полную в сем отношении свободу. Но тогда как святой Павел прибавлял при сем: точию да не свобода ваша в вину плоти будет (Гал. 5, 13) , другие забывали это ограничение и останавливались более вниманием на свободе и нестесненности и, может быть, действительно ничем себя не стесняли, не только законом, но и мерою благоразумия. Как такого рода свобода очень опасна, потому что, развивая чувственную жизнь, тем самым умаляет и совсем погашает жизнь духовную, и особенно потому, что подготовляя похотные возбуждения, подвергает опасности впадать в блуд, в коем смерть, то святой Павел спешит образумить таковых. Он берет поговорку каждого из таковых: ся ми леть суть , и говорит как бы: да, вся ми леть суть, но не вся на пользу, вся ми леть суть, но не аз обладан буду от чего . Два ограничения полагает он свободе всем пользоваться: первое – польза, второе – чтоб ничем не быть обладаему.

Бог дал тебе тело и вложил в него потребности, необходимые для поддержания его жизни, а вне, в природе, рассеял блага, которыми удовлетворяются сии потребности. Пользуйся всем. Божие на то благословение изречено уже тем самым, что все это создано, и создано для тебя. Но пользуйся только в пределах пользы. Если б у нас была одна телесная жизнь, то можно бы истолковать это так: в пределах пользы для тела. Но как мы не тело только, но и душа, то надо добавить: в пределах пользы и для души. И первое многое уже ограничит, и в отношении к родам удовольствий, и в отношении к мере их и другим особенностям. Но когда прибавим второе, то оно очень многое вычеркнет из списка того, что казалось леть есть . И это в естественном порядке жизни. Если же взять во внимание порядок жизни благодатной, которая и начинается самоотвержением и ведется вся в видах искания вышнего, мудрствования о горнем, а не о земном, то само собою останется уже только самое существенно необходимое, все же другое будет сочтено не на пользу и вследствие сего отнесено к тому, что не леть есть, хотя поначалу оно могло бы быть и не таковым. Таким образом, очевидно, что Апостол не связывая вяжет: не налагает внешних уз закона, но полагает заповедь строгого самоограничения.

Второе ограничение: не аз обладан буду от чего . В теле нашем лежит какой-то закон навыка, по которому удовольствие, ныне вкушенное, завтра в тот же час снова потребуется телом. Если удовлетворить его завтра, то на третий день требование то повторится с большею силою. Дальше и дальше, наконец образуется привычка,– потребность удовлетворять тело известным образом и в известной мере, которая заменяет собою простую естественную потребность. Привычка – связа. Тогда как естественная потребность требует только, а не вяжет, привычка вяжет, назначая и предмет, и время, и меру. Чем больше привычек, тем больше связ и уз. Можно на всякую простую потребность навязать по нескольку привычек и быть таким образом связану по рукам и ногам. Это то же, что, мечтая о свободе, быть в постыдном рабстве у чувственности своей. Это несравненно хуже рабства закона. Ибо не коснися, ни вкуси, ниже осяжи , все имело добрые нравственные цели. Вот против этого и предостерегает Апостол: пусть тебе будет все леть; но не вяжи себя ничем. Буди, как птица, свободно парящая в пространствах воздушных. Но это к тому же ведет, к чему приводит и ограничение пользою. Чтоб не связать себя чувственными привычками, надо отказывать себе в чувственных удовольствиях, допуская только существенно необходимые.

Феодорит, кажется, разумеет в сем месте ограничение чувственных удовольствий вообще; а святой Златоуст – ограничение относительно одних яств. Вот его слова: «Здесь Апостол говорит против чревоугодников. Намереваясь снова обличать блуд и зная, что это любодеяние происходит от пресыщения и неумеренности, он сильно поражает эту страсть. Можно, говорит, есть и пить, но неполезно есть и пить неумеренно. Отклоняет он от этого, во-первых, как неполезного: не вся на пользу , а во-вторых, как от ведущего к противному: но не аз обладан буду от чего . Смысл слов его следующий: ты властен есть; сохраняй же свою власть и смотри, чтоб не сделаться рабом этого пожелания. Кто надлежащим образом пользуется им, тот властен над ним; а кто предается ему неумеренно, тот не имеет власти, но становится рабом неумеренности. Если ты не воздержен, то не ты имеешь власть над чревом, а оно над тобою имеет власть».

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною

Все мне можно употреблять в пищу, но никто из-за яств да не властвует надо мною .

Толкование на послания божественного Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Все мне позволительно, но не все полезно

Так как и прежде говорил о соблудившем и скоро опять будет говорить о нем же, то вводит речь и о чревоугодии: ибо от чревоугодия преимущественно происходит страсть блудодеяния. Итак, говорит: позволено мне есть и пить, но вредно для меня принимать пищу и питие не в меру.

Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною

Я, говорит, господин над пищей и питием; но если буду употреблять их не в меру, то из господина сделаюсь их рабом. Ибо кто пользуется ими как должно, тот господин над ними; напротив, кто впадает в неумеренность, тот уже не господин, а раб их, потому что в этом случае пресыщение делается его тираном. Видишь ли, как того, кто почитал себя властелином, апостол показал подвластным? Смотри: каждый из коринфян говорил: мне можно предаться наслаждениям; а апостол говорит: ты предаешься им не потому, чтобы имел власть над ними, а потому, что сам подлежишь их власти. Ибо доколе остаешься невоздержанным, не ты имеешь власть над чревом, но чрево над тобой.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Блаж. Феодорит Кирский

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною

Ты говоришь это, потому что живешь не под законом, но самовластен и имеешь свободную волю. Однако тебе не полезно при всяком случае пользоваться этим правом. Ибо, как только совершишь чтонибудь неподобающее, утратишь это право и станешь рабом греха.

Толкования на послания апостола Павла.

Амвросиаст

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною

Под всем ему позволительным Павел имеет в виду то, что происходит от закона природы и что также законно для его соапостолов, но не от закона Моисея. Ибо многое запретил Моисей по причине упрямства и жестокосердия неверующих.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною

Апостол, без сомнения, и в Коринфе, как в других местах, учил о свободе христианина в вещах безразличных в нравственном отношении, которые раньше, в видах педагогических, были запрещены в законе Моисеевом. Это выражение «все мне позволительно!» представляет, вероятно, девиз, с каким выступал апостол, и оно потому запечатлелось в умах коринфян. Но, к сожалению, они стали расширять приложение этого принципа и на такие явления, которые были вовсе не безразличны с точки зрения христианской морали. Поэтому Апостол считает нужным ограничить приложение сказанного принципа. Он может иметь место только там, где чрез него не причиняется вреда человеку, руководящемуся этим принципом. Это - первое. Во-вторых, необходимо отказаться от приложения этого принципа там, где есть опасность потерять свою свободу и очутиться в порабощении у какой-либо привычки.

Ст. 12-20 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела" ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии

Ап. уже в 9 ст. указал на то, что в Коринфе были люди, которые полагали, что в Царство Небесное они могут войти и не отставая от тех грехов, в каких они прежде жили. Теперь Ап. обстоятельнее говорит об этом заблуждении, имея, впрочем, главным образом в виду один грех - невоздержания или нецеломудрия. Этот грех многими коринфянами извинялся в силу принципа христианской свободы и Ап. опровергает такой взгляд, указывая на великий вред для человека, пребывающего в этом грехе и на великую ответственность такого человека пред Богом.

Толковая Библия.

mob_info