Материнский (семейный) капитал: понятие и его значение. О материнском капитале простым языком Сертификат на ремонт квартиры или дома

МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ КАК ИНСТИТУТ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Коробкова Наталья Александровна 1 , Алимова Дарья Алексеевна 1
1 Пензенский государственный университет архитектуры и строительства


Аннотация
В статьи обоснована актуальность проблемы совершенствования материнского капитала как института стимулирования рождаемости. Материнский капитал был проанализирован с позиции институциональных отношений его формирующих. Формальные отношения в рамках материнского капитала предполагают действия ограниченные соответствующим законом Российской Федерации. В то же время институт материнского капитала предполагает наличие неформальных отношений. Например, действия по его «обналичиванию». На основе анализа различных точек зрения проводиться оценка эффективности материнского капитала с точки зрения стимулирования рождаемости. Представлены альтернативные варианты использования материнского капитала.

MATERNITY CAPITAL AS AN INSTITUTION: PROBLEMS OF FORMATION AND PROSPECTS OF ITS USE

Korobkova Natalia Aleksandrovna 1 , Alimova Darya Alekseevna 1
1 Penza state University of architecture and construction


Abstract
In this article the urgency of the problem of improving maternal capital as an institution to stimulate fertility. Maternity capital has been analyzed from the perspective of institutional relations his formative. Formal relations within the parent capital suggest actions limited by applicable law of the Russian Federation. At the same time, the Institute of maternity capital presupposes the existence of informal relations. For example, the actions of his "cashing". Based on the analysis of different points of view to assess the effectiveness of the parent capital in terms of stimulating the birth rate. Presented alternatives of the parent capital.

Библиографическая ссылка на статью:
Коробкова Н.А., Алимова Д.А. Материнский капитал как институт: проблемы формирования и перспективы его использования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 4 [Электронный ресурс]..03.2019).

В феврале 2015 года Минтруд России опубликовал проект плана мероприятий первого этапа реализации Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года на 2015-2018 годы. Данным проектом плана предусмотрено совершенствование механизмов использования средств материнского (семейного) капитала и подготовка предложений по продлению программы материнского капитала после 2016 года.

Первоначально программа поддержки рождаемости Материнский капитал планировалась к завершению до конца 2016 года. В частности Министерство экономического развития в целях экономии бюджетных средств предлагало ее завершение.

Необходимость продления материнского капитала и определение направлений совершенствования данного института определило актуальность данной статьи.

Материнский (семейный) капитал - форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Эта поддержка оказывается с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребёнка, имеющего российское гражданство при условии, что родители не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки. Материснкий капитал в настоящее время является значимым элементом социальной политики.

Социальная политика – универсальный инструмент воздействия на поведение общества в целом и отдельных граждан в частности, она является ответом на происходящие в стране социальные процессы и параллельно с этим формирует их. Особого внимания заслуживает семейная политика, поскольку ее целью является регулирование такой тонко организованной, приватной сферы социального, как семейные взаимоотношения, а именно – родительство. Родительство было и остается важнейшей семейной функцией, параллельно с этим находясь в центре российской семейной политики.

Под материнским, или, как его еще называют семейным капиталом понимаются денежные средства, выделяемые государством в рамках закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» из федерального бюджета, для обеспечения материальной поддержки граждан, имеющих (планирующих) двух и более детей. Эти средства не приносят семье большой материальной выгоды, так как предоставляются в безналичном виде (сертификат), зачисленном на счета Пенсионного Фонда региона или города, в котором зарегистрированы родители и ребенок, подавшие документы. Это своего рода вознаграждение семьям, решившимся улучшить демографию в стране.

Соответствующий Федеральный закон № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Закон № 256-ФЗ) вступил в силу 1 января 2007 года, в котором законодатель установил перечень допустимых направлений использования материнского (семейного) капитала, а именно:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.

В законе капитал называется материнским (семейным) - эти термины употребляются как синонимы, но это два самостоятельных социальных института. Фактически право на получение сертификата имеет не семья, а женщина - мать ребенка, и только в случае ее отсутствия - отец ребенка, усыновитель (или иной официальный представитель ребенка) и несовершеннолетний ребенок.

Основным органом регламентирующим получение материнского капитала является ПФР (Пенсионный фонд Российской Федерации) и его территориальные органы. Для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ (ПФР) путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 873 «О порядке вы дачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал».

Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган ПФР заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с Законом № 256-ФЗ. При этом заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

В рамках института материнского капитала можно выделить и неформальные правила. Жесткие ограничения по расходованию средств материнского (семейного) капитала уже явились поводов для мошенничества. В некоторых российских городах мошенники, пользуясь безграмотностью граждан и малой осведомленностью в данном вопросе, за определенную плату предлагают помощь по переводу сертификата на материнский капитал в наличные деньги.

По данным Пенсионного фонда РФ, количество владельцев сертификатов, в отношении которых приостановлены действия по перечислению средств материнского капитала по обращениям правоохранительных органов, составляет 312 человека. Проще говоря, именно столько российских граждан уличены за время действия программы «Материнский капитал» в попытке нарушить ее условия.

Поскольку всего на сегодня по стране выдано 3,45 млн. «материнских» сертификатов, число правонарушений выглядит ничтожно малым. Но любой криминалист пояснит, что раскрываемость по любым видам преступлений никогда не бывает стопроцентной. А значит, кое-кому из недобросовестных получателей удалось остаться с деньгами.

Так, в поисковой системе “Google” на запрос «обналичить» подсказка «материнский капитал» всплывает первой, а сайтам, поясняющим как это сделать, нет числа. Значит, правонарушение пользуется повышенным спросом. Уточним, в законных рамках максимум, что можно получить наличными из средств материнского капитала, - это 12 тыс. руб.

Схемы предполагают определенные потери - до 25% за услуги посредников и приблизительно выглядят следующим образом. Первая - найти жилье, по метражу превышающее то, что имеет обладатель сертификата на материнский капитал. Купить это жилье с привлечением средств МСК, таким образом - «улучшить жилищные условия», а затем банально продать, оставаясь проживать в изначальной квартире. На первый взгляд кажется, что такая сделка не всем по карману, но никто не обязывает приобретателя ориентироваться на покупку в своем регионе. В стране достаточно городов, где суммы МСК будет почти хватать на приобретение оперативно ликвидной недвижимости. И, кстати, эта схема, в отличие от других, не нарушает законы.

Согласно второй схеме находится родственник (в идеале бабушка-дедушка) с собственным жильем и другой фамилией. После регистрации сделки сертификат погашается, а деньги перечисляются «продавцу», который, в свою очередь, возвращает эту сумму уже бывшему владельцу сертификата.

Третий вариант предполагает, по сговору между покупателем и продавцом, завышение цен на приобретение. Нарушитель приезжает в дальнюю деревню, выбирает крайнюю избу, цена которой - копейка, а «официально» расплачивается «по полной». Далее продавец, взяв реальную стоимость и процент за труды, преимущественную часть суммы возвращает.

Есть и четвертая, и другие схемы, и все строятся на сговоре. В договоре одна цена, по факту - другая.

Одни регионы менее активны в борьбе с обналичкой, другие буквально неистовствуют. Так, в октябре ушедшего года прокуратура Нижегородской области сообщала, что получила по такому поводу от ПФР 66 обращений. В результате проверок были возбуждены уголовные дела в отношении двух фирм-посредников и восемнадцати семей. А в Волгоградской области по иску прокуратуры в нынешнем январе запрещено размещение в местной газете рекламы коммерческой организации, предлагающей выдачу наличных денег под материнский капитал.

То есть по нарушениям возбуждаются как административные, так и уголовные дела. Другое дело, что пока никого за махинации с материнским капиталом в тюрьму не посадили. Реальная санкция - суд может обязать виновного возмещать государству сумму, использованную с сертификата незаконно.

Изначально выплаты составляли 250 тыс. руб., а к настоящему времени размер материнского капитала увеличился до 408 тыс. руб. За эти годы материнский капитал в представлении российских граждан стал одним из наиболее заметных примеров ответственного подхода государства к вопросам социальной политики. Тем не менее, заявленная цель состояла именно в повышении рождаемости, и здесь оценить ситуацию по существу могут только специалисты.

После катастрофического спада 1999 года, показатели рождаемости действительно росли, более того существенный сдвиг в этой сфере произошел именно в 2007 году. Тем не менее, рассуждая о специфике этих процессов, эксперты зачастую не фиксируют здесь жесткой связи именно с мерами государственной политики, либо находят эффект данных усилий несколько преувеличенным.

Ведущий сотрудник Центра по изучению народонаселения экономического факультета МГУ Владимир Архангельский говорит о том, что отрицать влияние материнского капитала на позитивные процессы в российской демографии просто безграмотно. Ученый полагает, что два основания позволяют связать повышение показателей рождаемости с действием материнского капитала: «Во-первых, совпадение по срокам – 2007 год (никаких других кардинальных изменений в нашей социально-экономической сфере в 2007 году не произошло, а резкий скачок был именно тогда), во-вторых, этот скачок был именно по вторым и третьим рождениям, а материнский капитал у нас выдается на второго и последующего ребенка».

Архангельский не дает однозначного ответа на вопрос о том, был ли скачок в рождаемости только «тайминговым» (то есть дети все равно бы родились, но только немного позже), либо же речь идет о реальных изменениях в структуре рождаемости за счет более полной реализации потребности в детях. По словам эксперта, выяснить это однозначно можно будет лишь тогда, когда возрастные когорты женщин, получивших материнский капитал, закончат свой позитивный период. Позиция Архангельского состоит в том, что, прекратив выплату материнского капитала после 2016 года, государство с одной стороны выставит себя не в лучшем свете перед гражданами страны, показав, что до этого они имели дело не с продуманной политикой, а очередной «кампанией», и с другой стороны усилит эффект от демографической ямы конца 1980-х-начала 1990-х – ведь женщины, родившиеся в этот период как раз сейчас входят в активный репродуктивный возраст, и их очень мало.

Директор Независимого института социальной политики Лилия Овчарова разделяет эффекты «материнского капитала» на три группы: экономические, социальные и политические. В отличие от Архангельского, Овчарова уверена, что демографические последствия введения материнского капитала были минимальными, причем даже этот потенциал уже исчерпан. Вместе с тем Овчарова очень высоко оценивает социальный «благосостоянческий» и политический эффекты этой меры. Такая форма государственной поддержки оказалась не только «эффективным», но и «эффектным» инструментом социальной политики. Эксперт отмечает, что программа изначально была введена как временная и не сможет существовать в неизменном виде после 2016 года. Именно поэтому концепция материнского капитала должна быть переосмыслена для того чтобы в дальнейшем программа реализовывалась уже на новых основаниях: «В существующей форме материнский капитал не может сохраняться, его нужно трансформировать в постоянно действующий инструмент поддержки семей с детьми, целью которого является именно повышение благосостояния и возможности роста благосостояния, а не стимулирование рождаемости».

С Овчаровой солидарен заместитель директора Института демографии НИУ ВШЭ Михаил Денисенко. Он также скептически относится к демографическим эффектам введения материнского капитала, но вместе с тем высоко оценивает его в качестве инструмента борьбы с бедностью. Эксперт говорит о том, что в случае прекращения действия программы, государство должно разработать альтернативные механизмы поддержки семей с детьми.

В свою очередь эксперты Центра политического анализа согласны с мнением коллег из Московского университета. Мы полагаем, что программа «материнского капитала» должна сохраниться и после 2016 года. Возможно, что эта программа требует уточнения, однако нужно учесть возможные социальные последствия отмены «материнского капитала», поскольку 77% граждан страны, по данным исследовательского центра Superjob.ru, считают, что программу необходимо сохранить.

Таким образом, институт материнского капитала оказывает хоть и незначительное, но положительное влияние на рождаемость населения, что говорит об эффективности проводимой государствами демографической политики, но все-таки ряд проблем остается неразрешенным. Поэтому проводимая государствами демографическая политика требует усовершенствования.

На наш взгляд, очень недостает еще одного направления использования МСК - лечение и медицинская помощь ребенку. На сегодняшний день в России очень низкие показатели здоровья детей, высокая младенческая смертность. И, несмотря на то что медицина у нас бесплатная, но не безграничная, такое направление расходования средств очень необходимо. С таким же успехом можно ответить, что и образование у нас бесплатное, но ведь такой пункт расходов заложен в законе.

В средствах массовой информации высказываются мнения относительно целевого использования средств материнского (семейного) капитала.

Предлагается использовать его как стартовый капитал для открытия своего малого бизнеса, что могло бы помочь в условиях высокой безработицы начать собственное дело; на лечение детей, включая детей-инвалидов; для погашения кредита на приобретение автомобиля и др.

В любом из вышеперечисленных случаев речь идет о расширении списка целей, на которые можно потратить средства материнского капитала. И понятно, что, учитывая сложности, с которыми приходится сталкиваться, вопрос об изменении Закона о материнском капитале стоит остро, хотя даже нельзя еще сказать о полноценном его применении.

Институт материнского капитала – конечно, не единственная мера, направленная на стимулирования рождаемости. Это лишь дополнительный стимул, цель которого заключается в ликвидации барьеров и повышении социальной безопасности у семей, которые хотят детей. Тем не менее ожидания, связанные с получением права на материнский (семейный) капитал, наряду с другими мерами поддержки материнства и детства, оправдываются.

  • Демография. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b13_00/ IssWWW.exe/Stg/dk10/8-0.htm
  • Попова Т.В. Материнский капитал: проблемы правового регулирования // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2010. – №1. – с. 24-29.
  • Федеральный закон от 29.12.2006 г. №256-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_149064/
  • Социально-экономическое положение Пензенской области в январе-октябре 2013 года: Доклад (официальное издание)/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области.- Пенза, ООП Пензастата, 2013 – 86 с.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    В ходе проведения семинаров по пенсионной реформе сайт ставит своей целью раскрыть весь потенциал имеющихся на сегодняшний день способов приумножения активным гражданином размера своего будущего пенсионного капитала.

    К таким инструментам приумножения капитала можно отнести:

    Рассмотрим, как могут использовать для приумножения своего будущего пенсионного капитала инструмент «материнский капитал» — государственную поддержку семей с детьми — матери двоих и более детей. Реализатором данной госфункции является Пенсионный фонд России.

    1. Понятие материнского капитала

    2. Порядок получения материнского капитала

    3. Возможности использования материнского капитала

    1. Понятие материнского капитала

    Материнский (семейный) капитал – это средства федерального бюджета, передаваемые в Пенсионный фонд России (ПФР) с целью поддержки семей, имеющих детей.

    Материнский капитал может быть использован для улучшения жилищных условий семей, получения образования детьми или для формирования будущей пенсии матери.

    Согласно Федеральному закону № 256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – 256-ФЗ), материнский капитал предназначен для семей, у которых в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2018 года появился (появится) второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети). Речь идет как о рождении, так и об усыновлении второго, третьего и последующих детей (далее — второго ребенка).

    Получателями материнского капитала могут быть:

    • женщина, имеющая российское гражданство и родившая (усыновившая) второго ребенка;
    • отец (усыновитель) второго ребенка в случае прекращения согласно 256-ФЗ права на материнский капитал у женщины;
    • мужчина, имеющий российское гражданство и являющийся единственным усыновителем второго ребенка;
    • ребенок (дети в равных долях), если он еще не является совершеннолетним или учится в образовательном учреждении, но при этом не старше 23 лет, при прекращении права на материнский капитал у отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем) в установленных законом случаях.

    Согласно 256-ФЗ, размер материнского капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции. Однако в 2017 году его размер не был проиндексирован и остался на уровне размера 2016 года в 453 026 рублей. Для лиц, уже распорядившихся частью средств, размер оставшейся суммы также должен увеличиваться с учетом инфляции.

    Процесс получения данной государственной льготы можно условно подразделить на три этапа:

    1) получение права на материнский капитал: появление в семье второго ребенка в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2018 года;

    2) получение государственного сертификата на материнский капитал: срок обращения за сертификатом не ограничен;

    3) распоряжение государственным сертификатом на материнский капитал: срок распоряжения не ограничен.

    2. Порядок получения материнского капитала

    Правом на получение материнского капитала можно воспользоваться один раз.

    В подтверждение права на получение материнского капитала выдается государственный сертификат на материнский капитал (далее — сертификат). Срок обращения за сертификатом после появления второго ребенка не ограничен.

    Для получения сертификата необходимо сделать следующее:

    1) оформить в ЗАГСе свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка;

    2) подать в ПФР заявление о выдаче сертификата и заверенные копии:

    • документа, удостоверяющего личность заявителя и место его жительства;
    • документов, подтверждающих рождение (усыновление) детей;
    • документа, подтверждающего российское гражданство ребенка (детей), рожденного (усыновленного) после 1 января 2007 года;

    3) дождаться по почте уведомления о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата. Срок рассмотрения документов – один месяц с даты их подачи;

    4) получить сертификат в ПФР.

    3. Возможности использования материнского капитала

    Средства материнского капитала можно получить только по безналичному расчету.

    Для использования материнского капитала необходимо подать в ПФР заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала.

    Средства материнского капитала могут быть направлены на следующие цели:

    1) улучшение жилищных условий: приобретение (строительство) жилого помещения и погашение кредита на жилье;

    2) получение образования ребенком (детьми) в любом российском образовательном учреждении;

    4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

    Распорядиться средствами материнского капитала можно не ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго ребенка. Исключением является направление средств на погашение кредита на приобретение (строительство) жилого помещения.

    Средствами материнского капитала можно распоряжаться в полном объеме либо частями, направляя его на различные цели.Также можно сначала распорядиться капиталом частично, а оставшейся частью распорядиться позднее.

    Также осенью 2016 года владельцы сертификатов (вне зависимости от того, сколько времени прошло со дня появления второго ребенка) имели возможность получить единовременную выплату из него в размере 25 000 рублей (или в размере фактического остатка, если он составляет меньшую сумму). Заявление необходимо было подать не позднее 30 ноября 2016 года.

    Если женщина не распоряжалась материнским капиталом до выхода на пенсию, она вправе учесть эти средства в составе пенсионных накоплений при назначении ей накопительной пенсии.

    Средства материнского капитала могут направляться на формирование (далее - пенсии) матери. В этом случае средства материнского капитала включаются в состав ее .

    Пенсионные накопления могут учитываться и инвестироваться как в ПФР, так и в (НПФ). По результатам инвестирования пенсионных накоплений начисляется инвестиционный доход.

    Средства материнского капитала (или их часть), первоначально направленные на формирование пенсии, могут быть перенаправлены до момента ее назначения на другие цели.

    Порядок направления средств материнского капитала на формирование пенсии в НПФ предусматривает следующие действия:

    1) получение сертификата;

    2) заключение с НПФ (ОПС) и подача в ПФР заявления о переходе в данный фонд;

    3) подача в ПФР:

    • заявления о распоряжении капиталом (направлении средств (части средств) на формирование пенсии);
    • сертификата;
    • страхового свидетельства ОПС владельца сертификата;
    • документа, удостоверяющего личность, место жительства владельца сертификата.

    В течение месяца ПФР принимает решение о переводе средств в НПФ, после чего в течение месяца осуществляется перевод.

    Таким образом, если иные вопросы семьи решены, материнский капитал может стать инструментом повышения будущей пенсии матери.

    Согласно данной программе, женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка или последующих детей после 1 января 2007 года получают право на дополнительную финансовую поддержку со стороны федерального бюджета. Эти средства (материнский капитал) предоставляются матери в форме сертификата по достижении вторым (или последующим) ребенком возраста трех лет. По мысли законодателей, данный сертификат женщина может использовать строго определенным образом - вложить в строительство жилья, в обучение одного из детей или в накопительную часть собственной пенсии.

    Всё бы ничего, да вот только на деле получить этот капитал не так просто. Уходящий год отметился несколькими крупными скандалами в регионах. Так, в Ульяновской области чиновники не предупреждали мам об их праве на государственные деньги либо срывали сроки выдачи сертификата. В Татарстане сотрудники Пенсионного фонда заставляли родительниц приносить не только справки из загса, но и свидетельство о рождении самой заявительницы, которое у многих уже не сохранилось. К тому же материнский капитал перестает индексироваться в момент получения сертификата. Получила семья его в 2010 году - вместо 250 тыс. рублей будет 310 тысяч. Но не больше. Так что на подготовительные курсы в институт для малыша вряд ли хватит: через несколько лет инфляция оставит от богатства копейки. Да и сейчас суммы хватит разве что на дачный домик в 200 километрах от Москвы. Маленькие гадости

    В 2010 году дети, за рождение которых семьям полагается материнский (семейный) капитал, достигли возраста трех лет. Это означает, что реформа, вызвавшая в свое время большой общественный резонанс, начинает воплощаться в реальность. И особую актуальность приобретает вопрос о том, как предполагаемые эффекты от программы материнского капитала соотносятся с практическими результатами первоначального функционирования данного проекта.

    Летом 2011 года программа «Гендерные исследования» (Европейский университет в СПб) при поддержке фонда им. Генриха Белля провела социологическое исследование, посвященное данной проблематике. В ходе исследования было собрано 19 интервью с матерями и семейными парами, имеющими право на использование материнского (семейного) капитала. Интервью проводились в Волгограде, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. В исследовании участвовали люди с разным числом детей в семье (от 2-х до 4-х детей), с различным уровнем образования (от среднего до высшего) и дохода. Настоящая статья посвящена обсуждению результатов описанного проекта.

    Материнский капитал: содержание и критика

    Отправной точкой для введения программы материнского капитала стало послание президента РФ В. В. Путина к Федеральному собранию 10 мая 2006 г. В этом выступлении президент определил демографическую проблему (сокращение численности населения) как наиболее острую проблему страны. Ее решение Путин связал, прежде всего, со стимулированием рождаемости, а именно, с введением мер государственной поддержки молодых семей (в первую очередь, женщин), которые принимают решение родить ребенка.

    Материнский капитал и детские пособия как-то стимулируют женщину стать матерью? - Материнский капитал незначительно повлиял на решение женщины рожать. Однако в регионах может быть существенной помощь в то время, когда женщина все свои силы должна посвятить уходу за ребенком и не может зарабатывать сама. Это когда малышу от полутора до двух лет. Поэтому увеличение пособия в этом возрасте по уходу за ребенком может послужить положительным фактором, а в некоторых случаях - решающим. Дело в том, что известны случаи, когда женщины даже после кесарева сечения были вынуждены искать работу, потому что прокормить ребенка на пособие они не могли. Другие меры, например единовременные пособия, по нашим наблюдениям, не очень эффективны. Светлана Руднева: «Только одна женщина из десяти отказывается от аборта»

    Президент декларировал необходимость комплексного подхода к государственной помощи семьям. Совокупность, предложенных им нововведений включала в себя увеличение пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, компенсацию затрат на дошкольное воспитание детей, развитие репродуктивного здравоохранения. При этом в качестве главной меры, призванной побудить женщин к рождению, как минимум, двух детей, был назван материнский капитал.

    Суть предложенной меры состояла в следующем: женщина, родившая второго (или последующего) ребенка в период с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г., получает от государства сертификат на «материнский капитал». Размер этого капитала в 2006 г. равнялся 250 тысячам рублей, а к 2011 году был индексирован до 365 700 рублей. По достижении ребенком трех лет мать может использовать данный сертификат строго в соответствии с законодательно определенными направлениями трат (на улучшение собственных жилищных условий, на образование детей или на накопительную часть собственной пенсии). Хотя в нормативных документах данная мера государственной поддержки была определена как семейная (официальное название программы звучит как программа «материнского (семейного) капитала»), фактическими ее адресатами выступили женщины-матери. Отец же получил право на распоряжение материнским капиталом только в исключительных обстоятельствах - в случае смерти матери, лишения ее родительских прав, совершения ею преступления против ребенка.

    Вскоре после введения данная реформа оказалась в центре общественных дискуссий. Опасения либерально настроенных экспертов были связаны с тем, что монетарные выплаты в заявленном размере не достаточны для того, чтобы стимулировать семьи среднего класса к рождению детей. Уже на момент начала программы двести пятьдесят тысяч материнского капитала не могли служить существенным подспорьем для приобретения квартиры (в Москве на эту сумму можно было купить около 5 кв.м жилплощади) или оплаты образования ребенка. Экономисты предупреждали, что обещанная государством помощь покажется привлекательной только низкодоходным слоям населения, и увеличение числа рождений в данной группе семей в итоге приведет к ряду социальных проблем.

    Другое, феминистски ориентированное, направление критики сосредоточилось на гендерных аспектах проводимой реформы. Его сторонниками подчеркивалось, что адресуя свои программы, прежде всего, матерям, государство тем самым закрепляет традиции советской социальной политики, когда женщина представлялась в качестве основного агента заботы о детях и пассивного объекта опеки со стороны патерналистского государства. Также был проблематизирован тот факт, что, отдавая приоритет монетарным мерам поддержки родителей (в том числе и материнскому капиталу), власть тем самым избегает решения более насущных вопросов семейной политики - реформирования детского здравоохранения, доступности дошкольных образовательных учреждений и т.п.

    В 2008–2009 годах под влиянием критических замечаний, а также в контексте экономических изменений, в программу материнского (семейного) капитала был внесен ряд дополнений. В связи с мировым финансовым кризисом семьям, столкнувшимся с необходимостью выплаты ипотечных кредитов, было разрешено использовать материнский капитал на покрытие ипотеки сразу после рождения второго или последующего ребенка. Также гражданам было предоставлено право на оформление единовременной выплаты в размере 12 000 рублей за счет материнского капитала. Кроме того, право использовать материнский капитал на улучшение жилищных условий получили отцы, в случае, если на них оформлен кредитный договор, и они состоят в зарегистрированном браке с женщиной, имеющей право на материнский капитал.

    Эти нововведения, однако, не сняли претензий, ранее предъявленных к программе: основным адресатом и распорядителем средств, по-прежнему, осталась мать ребенка; не был расширен список направлений, по которым может быть потрачен материнский капитал; его сумма осталась несопоставимой с рыночными ценами на жилье. Далее мы рассмотрим то, какую роль программа материнского капитала, в действительности, сыграла для семей с детьми, а также насколько оправданной оказалась предъявляемая к ней критика.

    На что тратят?

    При анализе отношения семей к программе материнского капитала нас интересовали два основных вопроса: какой выбор совершают граждане в рамках предложенных государством возможностей и как данная мера государственной поддержки соотносится с репродуктивными и экономическими стратегиями родителей.

    Ответ на первый из этих вопросов в общем виде может быть найдет в статистических материалах, касающихся использования средств материнского капитала. Так, согласно официальным данным Министерства Здравоохранения и социального развития РФ, за период с января по сентябрь 2010 года Пенсионный фонд принял 27 тысяч заявок на перечисление средств материнского капитала на счета потребителей. Большая часть этих средств (около 24 тысяч заявок) была потрачена на приобретение жилья и улучшение жилищных условий. Еще 2,8 тысяч заявителей решили использовать сертификат на материнский (семейный) капитал для оплаты образования детей, только 210 заявок было подано по поводу перевода средств сертификата на накопительную часть пенсии матери.

    Кроме того, в отчете министерства прослеживаются две интересные тенденции: 1) востребованность среди населения «антикризисных» изменений в программе материнского капитала (в 2009–2010 гг. было подано 239 тыс. заявлений на погашение ипотечных кредитов; 90% семей, имеющих сертификат, получили выплаты за его счет); 2) общий низкий уровень использования средств данной программы (к осени 2010 года средствами материнского капитала по основным направлениям трат воспользовались немногим более 11% от общего числа семей, имеющих соответствующие сертификаты). Обращаясь к интервью, собранным в ходе нашего проекта, постараемся прояснить наблюдаемое распределение.

    Итак, наиболее значимым направлением трат материнского капитала гражданам представляется улучшение жилищных условий. «Квартирный вопрос», в целом, характеризуется ими как один из ведущих факторов, которые взвешивают молодые семьи при принятии решения о рождении детей. При этом участники нашего исследования говорят о том, что у них существуют определенные (достаточно высокие) стандарты, предъявляемые к жилью. Идеалом является квартира с несколькими комнатами (отдельная комната у каждого члена семьи), расположенная в «хорошем» районе с развитой инфраструктурой (детским садом и поликлиникой, находящимися рядом с домом). Для того, чтобы достигнуть этого идеала, граждане готовы аккумулировать все доступные им ресурсы - поддержку со стороны родительских семей, других родственников, друзей; помощь по месту работы; займы в банках; программы государственной поддержки.

    Материнский капитал выступает одним из элементов (обычно не самым существенным) подобной сложной схемы, направленной на улучшение жилищных условий. При этом из-за наличия бюрократических барьеров и частых изменений в социальной политике, государственная поддержка оказывается ресурсом, на который сложнее всего рассчитывать, и обращение к которому труднее всего контролировать. Так, для некоторых семей программа материнского капитала предстала в роли счастливого случая, позволившего им выплатить остатки ипотечного кредита. Для других же семей, пытавшихся заранее включить ее в свои планы по приобретению жилья, она выступила самым слабым и непредсказуемым звеном финансовой цепочки, звеном, которое поставило под угрозу совершение сделки по покупке квартиры. К примеру, один опрошенных петербуржцев (Константин, 43 года) рассказал о том, как из-за задержки с перечислением материнского капитала было приостановлено получение его семьей другой, более крупной социальной выплаты, за счет которой планировалось купить квартиру. В итоге Константин, обращавшийся для разрешения данного вопроса в прокуратуру, пришел к выводу, что «этот сертификат, он является просто бумажкой, (…) он за деньги не сходит».

    Таким образом, возможность использовать материнский капитал на улучшение жилищных условий порождает следующие действия его обладателей:

    1) использование материнского капитала как счастливой случайности, позволяющей покрыть часть ипотеки. Важно, что этот, самый распространенный, способ использования материнского капитала не является стратегическим (и изначально не был предусмотрен в законе). Ипотека в подавляющем большинстве случаев оформлялась семьями до введения программы материнского капитала. Соответственно, хотя новая мера государственной поддержки и облегчила материальное бремя семьи, она не сыграла сколько-нибудь заметной роли при решении о приобретении жилья и связанном с ним решении о рождении ребенка.

    2) запланированное использование материнского капитала на покупку дома/квартиры. Для данной ситуации характерно восприятие МК как одного из видов ресурсов, задействованных при покупке жилья. Хотя, по сравнению с поддержкой родительской семьи или кредитными займами, данный ресурс является наименее существенным, обращение к нему обычно описывается нашими гражданами как наиболее проблематичное. Отсутствие четких законодательных механизмов действия в ряде сложных ситуаций и бюрократические проволочки часто нарушают планы семей по использованию МК для улучшения жилищных условий. Выходом из подобных сложных положений нередко становится обращение к «теневым» схемам (например, выплата взяток чиновникам). Здесь следует отметить, что многие семьи, которые рассматривают возможность потратить материнский капитал на улучшение жилищных условий, взвесив возможные препятствия и затраты, в итоге решают этого не делать.

    Вторым по популярности направлением использования средств материнского капитала (по объемам - менее распространенным) выступает образование детей. Принадлежащие к среднему классу семьи рассматривают развитие культурного и социального капитала своих детей как одну из значимых составляющих родительской роли. В этом контексте образование выступает приоритетным направлением семейных трат. Однако, несмотря на то, что многие родители, участвовавшие в нашем исследовании, вкладывают значительные собственные средства в дошкольное обучение ребенка (посещение ей/им кружков, секций, занятий с репетиторами), они не планируют использовать для данных целей материнский капитал. Этому есть два основных объяснения.

    Во-первых, родители отклоняют вариант использования материнского капитала на высшее образование детей в силу того, что нестабильность проводимой социальной политики и текущие перемены в системе образования не позволяют им строить долгосрочных планов. Во-вторых, граждане, сами учившиеся бесплатно, в целом, рассчитывают на получение их детьми бесплатного образования. В случае же его полного перехода на платную основу, семьи не рассматривают материнский капитал как возможное средство для решения проблемы.

    Те из опрошенных, кто все же использовали материнский капитал на образование детей, вложили его в дошкольное обучение ребенка (детский сад, творческие кружки и т.п.). Выбор данного варианта был определен для них недоверием к стабильности проводимой государством политики и стремлением получить обещанную поддержку «здесь и сейчас». Семьи, предпочетшие этот путь, отмечают наличие ряда трудностей, возникающих при попытке потратить материнский капитал на образовательные цели. В первую очередь, такие трудности связаны с недостаточной разработанностью (иногда просто отсутствием) институциональных механизмов использования средств сертификата в данном русле. В итоге граждане сталкиваются с необходимостью самостоятельно собирать информацию об особенностях юридических процедур, а также преодолевать бюрократические барьеры. Вот что рассказывает нам одна из женщин, которой удалось использовать средства МК на оплату коммерческого детского сада:

    «Я даже не знаю, кому пришла в голову мысль, что мы можем оплатить садик таким образом. Я задала этот вопросом в эту комиссию. Они сказали: „Да, только мы пока ничего не знаем“. Потом они это где-то узнали. И даже до меня из нашего садика одна мамочка успела это оформить. То есть мои документы шли повторно, и было проще требовать необходимые для этого документы» (Галина, 37 лет, Санкт-Петербург).

    Третье направление использования материнского капитала связано с вложением этих средств в накопительную часть пенсии матери. Однако данный путь обычно не рассматривается семьями всерьез - уже отмеченное ранее недоверие к стабильности проводимой социальной политики и череда перемен в пенсионной системе мешает гражданам строить столь долгосрочные планы.

    В продолжение темы следует отметить оправданность либеральной критики, высказанной при введении реформы. Для значительной части граждан сумма, предоставляемая по данной программе, действительно, оказывается слишком незначительной, чтобы за ее счет можно было улучшить жилищные условия или оплатить образование детей. По словам одной из опрошенных матерей, исходя из реальных цен на рынке, на средства материнского капитала можно приобрести 5 квадратных метров жилья. Поскольку старшая дочь нашей собеседницы не поступила в вуз на бюджетное отделение, женщина задумалась о том, чтобы вложить материнский капитал в образование ребенка. Однако по ее подсчетам, суммы сертификата хватило бы только на два с половиной года обучения в одном из университетов Петербурга.

    В результате, родители, не имеющие достаточных дополнительных ресурсов и не доверяющие возможности вложить материнский капитал в пенсию, выбирают стратегию «отложенного использования». Материнский капитал превращается для них в «бумажку», которая слабо принимается в расчет при формировании экономических планов семьи и может быть использована только в случае благоприятного стечения обстоятельств. «Это не капитал - это бумажка о капитале!» - так охарактеризовала данную ситуацию молодая мать из Подмосковья.

    Находящиеся в подобной ситуации граждане отмечают, что они были бы рады потратить средства материнского капитала на другие насущные семейные нужды, не представленные в законе о дополнительных мерах государственной поддержки - ремонт квартиры, покупку земельного участка, оплату лечения ребенка. Существование такой потребности, а также сомнения в стабильности государственной поддержки, заставляют их задуматься о способах нелегального обналичивания материнского капитала. Хотя никто из опрошенных сам не прибегал к «теневым» схемам использования материнского капитала, данная практика им обычно хорошо известна по опыту знакомых или из средств массовой информации. Зачастую она связана с получением в банке займа под залог материнского капитала и последующей фиктивной «покупкой» за эти деньги ветхого жилья (в нашей стране появилось достаточное число фирм, помогающих осуществить данную операцию, однако, граждане нередко осуществляют ее и самостоятельно - «покупая» жилье у родственников или знакомых).

    Обобщая сказанное, можно выделить следующие основные стратегии использования материнского капитала:

    1) на улучшение жилищных условий, которое доступно только для семей имеющих дополнительные источники финансовой поддержки;

    2) на покрытие ипотеки - ситуационная мера, добавленная в закон на определенный период и стратегического значения не имеющая;

    3) на образование детей; причем в большинстве случаев, избегая долгосрочного планирования, родители инвестируют средства капитала в дошкольное образование ребенка;

    4) «отложенное использование», при котором семьи сомневаются в реалистичности одного направления трат, заявленного государством, но при этом не имеют дополнительных ресурсов для использования МК на другие легитимные нужды;

    5) «обман государства» - попытки нелегально обналичить материнский капитал, связанные с желанием решить насущные проблемы и недоверием к государственной политике.

    В этой ситуации наиболее популярным и, по сути, не стратегическим способом использования материнского капитала выступает получение за его счет единовременной денежной выплаты (12 000 рублей). Данные действия соотносятся с общим восприятием семьями социальной политики, которое можно резюмировать во фразе «брать от государства всё, что можно, здесь и сейчас». Рефреном звучат в интервью следующие слова: «Вроде как ввели снять двенадцать тысяч. Мы, естественно, сразу сняли, потому что, как говорится, с паршивой овцы хоть шерсти клок» (Полина, 35 лет, Волгоград). Однако очевидно, что полученный «клок шерсти» не является существенной прибавкой к семейному бюджету. Эти деньги, несоизмеримые с затратами на воспитание ребенка, «уходят на памперсы», по словам большинства родителей.

    Описанные трудности в использовании материнского капитала, небольшая сумма данной меры государственной поддержки, неверие в стабильность проводимой социальной политики ведут к тому, что семьи не принимают в расчет материнский капитал, обсуждая решения о рождении детей и их числе. В целом, граждане одобряют поддержку материнства и родительства как принципы социальной политики. Однако наше исследование показывает, что горизонт ориентации граждан на помощь со стороны государства существенно ограничен. Опрошенные отдают отчет в изменчивости существующей семейной политики и не могут рассчитывать на нее в долгосрочной перспективе, поэтому они стараются «брать все, пока дают» (в краткосрочной перспективе). В остальном граждане предпочитают рассчитывать на себя и свою семью, на всевозможные доступные ресурсы, включая собственные навыки, личный и профессиональный опыт, способность индивидуально «сражаться» с системой в интересах семьи и ребенка, преодолевая многочисленные барьеры формальными и неформальными способами.

    Материал подготовлен в рамках программы «Гендерная демократия» Фонда им. Генриха Бёлля.

    Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news .

    Подписка на обновления

    В 2020 году сертификат на материнский капитал, выдаваемый семьям при рождении второго или последующего ребенка (детей) в период с 2007 по 2021 годы включительно, подразумевает возможность целевого использования семьями безналичных денежных средств в размере 466,6 тыс. рублей. При этом законом было изначально запланировано, что средства по уже выданным сертификатам можно будет использовать и после окончания действия госпрограммы — то есть даже после 31.12.2021 г.

    По статистике Пенсионного фонда России (ПФР) на данный момент:

    • 48% обладателей сертификатов использовали материнский капитал полностью;
    • еще 2% распорядились предусматриваемыми деньгами частично;
    • 48% ни разу не обращались в ПФР с заявлениями на использование маткапитала .

    Основной документ, регулирующий расходование средств материнского капитала, — это Федеральный закон № 256-ФЗ от 29.12.2006 «». Ниже приводятся некоторые оговоренные в нем условия:

    • деньги могут быть направлены на определенные нужды полностью или частично ;
    • распоряжение осуществляется в заявительной форме (подробнее о заявлениях и документах на материнский капитал);
    • средства переводятся только по безналичному расчету ;
    • можно воспользоваться правом распоряжения деньгами после того, как ребенку, давшему право на сертификат, исполнится 3 года (это правило действует для всех случаев, кроме одного — покупки жилья по кредиту или займу, в том числе под ипотеку).

    Программа год от года претерпевает различные изменения. Например, с 2016 года не проводится ежегодная индексация , благодаря которой размер выплаты с 2007 года повысился с 250 до 453 тысяч рублей (увеличение на 81.2%). С 2020 года индексация возобновляется — размер сертификата увеличится на 3% и составит 466 617 рублей.

    Фото pixabay.com

    На что можно потратить материнский капитал в 2020 году?

    Благодаря изменениям и дополнениям, принятым в закон о маткапитале в предыдущие годы, семейный (материнский) капитал можно потратить уже по четырем разным направлениям. При этом можно выбрать одно из них или их комбинацию.

    • Использование сертификата на улучшение жилищных условий . Подразумеваются покупка жилья (в том числе в кредит): квартир , комнат, домов и долей в строительстве в России, а также реконструкция помещений с сообщением им качеств, более подходящих для проживания семьи с детьми. Перечень документов и условия использования средств по данному направлению приведены в Постановлении Правительства РФ № 862 от 12 декабря 2007 г. «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» .
    • Оплата образовательных услуг из материнского капитала. Можно оплатить обучение любого ребенка в семье (до 25 лет) в саду и яслях, дополнительных секциях, школах, техникумах и вузах на территории РФ.
    • Направление денег на накопительную пенсию матери (наименее популярное направление).
    • Компенсация затрат социальную адаптацию детей-инвалидов до 3 лет (новое направление с 1 января 2016 года) — технические средства, реабилитационные и медицинские мероприятия по установленному Правительством перечню .

    Внимание

    Подробности о направлениях использования материнского капитала вы узнаете в видео на канале ЛьготОтвет . Подписывайтесь и получайте полезную информацию раньше всех!


    Маткапитал на покупку жилья

    Для большинства российских семей с детьми острую актуальность имеет жилищных вопрос. Поэтому не удивительно, что более 90% получателей материнского капитала полностью или частично используют средства сертификата на улучшение жилищных условий .

    Пояснение

    Под этим понятием фигурирует покупка квартир, приобретение или строительство индивидуальных домов — как с использованием сторонних (кредитных) средств, так и за счет собственных средств (по договору купли-продажи).

    На вопрос, можно ли купить квартиру на материнский капитал , законодательство отвечает однозначно: можно. Материнский капитал на покупку квартиры — наиболее простой способ вложить средства в жилье. При этом возможно заключение любого договора, который не противоречит закону.

    Сделка в общем случае происходит следующим образом:

    • находится продавец, жилой объект, определяется его согласованная цена;
    • заключается договор купли-продажи с отсрочкой платежа;
    • пишется заявление в ПФР на перечисление денег на счет продавца;
    • если стоимость объекта больше, чем обеспечение сертификата , покупатель передает продавцу разницу между этими суммами (из личных средств);
    • в течение двух месяцев ПФР переводит деньги согласно поданному заявлению.

    Средства по сертификату можно использовать и на услуги, косвенно касающиеся учебы (полный перечень установлен Правительством РФ). Например, за счет материнского капитала разрешается оплачивать общежитие и коммунальные услуги в нем, но нельзя тратить эти деньги на питание.

    Другие возможности использования маткапитала для ребенка:

    • оплата спортивных секций;
    • музыкальной или художественной школы;
    • языковых курсов.

    Оплата детского сада

    Возможность использовать средства из маткапитала на оплату детсада появилась после принятия Постановления Правительства № 926 от 24.12.2007 г. и Постановления Правительства РФ № 931 от 14.11.2011. Деньги будут переведены на счет государственного или частного детсада при выполнении таких условий:

    • садик имеет лицензию на осуществление дошкольной образовательной деятельности;
    • находится на территории РФ ;
    • между ним и родителями заключен договор по соответствующей форме;
    • оплата производится только за содержание ребенка (услуги по присмотру и уходу).
    Полностью оплатить детсад, даже государственный, за счет семейного капитала не получится . Под содержанием ребенка подразумеваются питание, воспитание, социализация и обеспечение необходимых гигиенических норм. В этот список не входят образовательные услуги, оплата работы педагогов, платные кружки и секции.

    Как уже говорилось, деньги из семейного капитала, за небольшим исключением, можно использовать только после 3-летия ребенка . То есть ясли получится оплатить только младшему из детей, но только спустя три года — то есть уже не тому, благодаря кому у семьи появилось право на маткапитал.

    Маткапитал на пенсию мамы

    Согласно ст. 12 закона о маткапитале , средства по сертификату полностью или частично можно использовать на формирование накопительной части пенсии матери в государственном или негосударственном пенсионном фонде (НПФ). Высказывается мнение, что такое вложение будет выгодным для женщины, ведь ее трехлетний уход за несколькими детьми зачастую не полностью засчитывается в трудовой стаж.

    • Женщина, написавшая соответствующее заявление , до выхода на пенсию может передумать и перенаправить средства на другие цели (отозвать их).
    • Закон также предусматривает, что владелица сертификата, не осуществившая волеизъявление в отношении материнского капитала или его части, может впоследствии учесть эти деньги в составе пенсионных накоплений непосредственно при выходе на пенсию .

    В соответствии с пенсионным законодательством в будущем средства, направленные на пенсию матери, можно будет получить:

    • в виде срочной пенсионной выплаты (на срок не менее 10 лет);
    • в качестве единовременной выплаты ;
    • в виде бессрочных пожизненных платежей .

    Внимание

    Если владелица пенсионных накоплений не доживет до пенсии, вклад за счет маткапитала могут унаследовать отец ребенка, давшего право на государственную помощь семье, или дети женщины.

    Этот вариант расходования средств из господдержки семье наименее популярен (менее 1% из всех случаев). Люди не доверяют целевому расходованию средств спустя длительный промежуток времени, ведь деньги могут существенно обесцениться.

    На что нельзя потратить средства по сертификату?

    Варианты целевого расходования средств из материнского капитала перечислены в статьях Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей ». В актуальной редакции документа всегда можно ознакомиться с возможностями, доступными для владельцев сертификатов. Никакие другие направления, кроме перечисленных, не предусмотрены . Однако многие из них обсуждаются и являются предметами популистских спекуляций.

    Часто семьи не находят возможности использовать средства ни на одну из целей, предусмотренных программой маткапитала . Вероятно, по этой причине разрабатываются не вполне законные схемы обналичивания денег. Стоит предположить, что целевое использование материнского капитала могло бы быть расширено , а новые возможности расходования средств были бы востребованы.


    Фото pixabay.com

    Материнский капитал на покупку автомобиля

    Автомобиль не может быть отнесен ни к одной из возможностей распорядиться маткапиталом: ни к улучшению жилищных условий , ни, тем более, к детскому образованию или материнской пенсии.

    Внимание

    На вопрос, можно ли на материнский капитал купить машину , ответ однозначен: нет, нельзя . Хотя это решило бы вопрос передвижения семей с детьми и улучшило бы их благосостояние. Ведь на 466,6 тыс. можно купить новое авто даже без привлечения личных средств (в случае приобретения машины отечественного производства).

    Такая возможность обсуждалась со дня введения программы семейного капитала минимум трижды. Она имеет плюсы и минусы и была отклонена из-за таких очевидных сложностей:

    • возможность моментальной продажи авто после его покупки для обналички средств;
    • угроза угона машины или ее порча в ДТП;
    • сравнительно быстрый выход автомобиля из строя (особенно, к сожалению, отечественных марок).

    Новую актуальность вопрос приобрел в 2014 г., когда Премьер Медведев решил совместить две задачи: антикризисную поддержку российской автомобильной промышленности и семей с двумя и более детьми. законопроект № 583192-6 , предусматривающий возможность покупки отечественного авто за средства маткапитала, был подан на рассмотрение Кабмина.

    Несмотря на надежды владельцев сертификатов, предложение отклонили как не соответствующее Конституции и регламенту Госдумы.

    Приобретение земельного участка или дачи

    Основной закон о маткапитале предусматривает улучшение условий проживания семьи за счет средств, выделяемых государством. Однако ни участок, ни дача не могут в явном виде и сразу повлиять на комфорт и жизненные условия семейства, поскольку:

    • даже если участок приобретается под постройку жилого коттеджа, вряд ли средней семье удастся закончить строительство в ближайшем будущем;
    • на даче в большинстве случаев невозможно проживать круглогодично, а только в течение теплого сезона.

    Тем, кто интересуется, можно ли на материнский капитал купить дачу , лучше присмотреть домик, подходящий для постоянного проживания.

    Внимание

    Не удастся использовать сертификат на покупку участка без построек . На земле должен располагаться капитальный дом — только тогда перечисление средств будет одобрено ПФР, причем стоимость самого земельного участка средствами по сертификату не оплачивается .

    Разница между дачей и полноценным жилым домом заключается в следующем:

    1. Дом располагается на участке для индивидуальной жилой застройки . Дача — на дачном участке или наделе для садового строительства.
    2. Жилое строение обладает капитальным прочным фундаментом и стенами , тогда как конструкции дачи облегчены.
    3. В доме есть, как минимум, водопровод, отопление и электросети . В дачной постройке они предусматриваются не всегда.
    4. Отличаются принципы госрегистрации этих двух типов построек в Росреестре.

    В 2013-2014 гг. Госдумой рассматривался законопроект № 353194-6 , предусматривающий расширение мер государственной поддержки с детьми. Он давал утвердительные ответы на следующие вопросы:

    • можно ли купить земельный участок на материнский капитал;
    • возможно ли дорогостоящее лечение для женщин и детей;
    • будет ли позволено осуществлять ремонт и подводить коммуникации за счет этих денег.

    Сертификат на ремонт квартиры или дома

    В упомянутом выше и не принятом законопроекте № 353194-6 , а также в другом законопроекте № 218827-6 и некоторых прочих предусматривалось разрешить использование семейного капитала на ремонтные работы , а также урегулировать вопрос подвода коммуникаций к домам и старым квартирам (например, не оборудованным газом или горячим водоснабжением). Для комфорта семей с детьми это важно, ведь существенно влияет не только на комфорт, но и на детское здоровье.

    Внимание

    Капремонт жилого помещения улучшает условия проживания его владельцев. Однако он не решает кардинально проблему полного отсутствия места, где будет жить семья. Именно поэтому ремонт не внесен в перечень возможностей для использования маткапитала. Средства из федерального бюджета, предназначенные владельцу сертификата, не получится потратить на капитальный или обычный ремонт.

    Согласно закону , маткапитал можно использовать на строительство и реконструкцию жилья . Реконструкция отличается от ремонта такими показателями:

    • При реконструкции меняется планировочная схема здания — размеры, площади и количество помещений, осуществляется перенос стен и перегородок, прорубание проемов. Например, надстраивается мансарда, пристраивается балкон или большая комната делится перегородками на несколько. Ремонт подобные вещи не предусматривает.
    • Реконструкция предполагает изменение предназначения помещений или всего здания. К примеру, склад или магазин переводится в разряд квартиры, что невозможно при ремонте.

    То есть если в жилище намечена перепланировка, она будет классифицирована как реконструкция (и потребует согласования с БТИ). Получить за нее возмещение за счет маткапитала получится, если при этом увеличивается жилая площадь на величину, не меньше расчетной нормы. Если же планируется обычное оштукатуривание, утепление, замена окон или кровельных стропил, заделка трещин — эти работы будут отнесены к ремонтным.

    Потребительский кредит под материнский капитал

    Возможность взять потребительский кредит положительно повлияла бы на уровень благосостояния семьи, а также позволила бы использовать средства тем семьям, которые не имеют дополнительных денег , например, на покупку жилья. Часто маткапитал не используется именно по этим причинам: пенсия или учеба детей предстоят еще не скоро, а денег на кредит или покупку жилплощади не хватает.

    Нередко случается, что потребительские или нецелевые кредиты берутся семьями из-за невозможности получить средства от банка именно на квартиру. Даже если в ПФР удается предоставить доказательства, что деньги ушли именно на покупку квартиры, обычно маткапитал не разрешают использовать для погашения не ипотечных кредитов .

    Есть прецеденты, когда семьям удавалось доказать в суде использование потребительского кредита на приобретение жилья. Это создало судебные прецеденты, но лучше не тратить свое время на подобные доказательства.

    Внимание

    В связи с этим купить в кредит бытовую технику и другие вещи за счет федерального мат. капитала не получится. Нельзя за счет него также вернуть кредит, взятый на ремонт недвижимости — все это не предусмотрено законом . На данный момент для потребительских целей можно успешно использовать только средства из региональных семейных капиталов , и то только в некоторых регионах.

    Заключение

    Одним из новшеств среди возможностей использования маткапитала в 2016 году стало право распорядиться им на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов. Кроме того, с 2015 года средства по сертификату можно направить на первый взнос по кредиту (ипотеке), не дожидаясь 3-летия ребенка .

    В остальном целевое расходование средств осталось таким же, как и за год до этого: покупка, строительство и реконструкция жилых помещений, воспитание или обучение детей, взнос в накопительную часть пенсии. Также Госдума рассматривает другие варианты применения средств , которые обеспечивают федеральный сертификат. Но пока не допускается их использование на любые нужды, кроме перечисленных.

    RedRocketMedia

    Брянск, ул Ульянова, дом 4, офис 414


    Белый дом прорабатывает возможные меры по сокращению государственных расходов. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предложил отказаться от выплаты материнского капитала. Власть выясняла, насколько эффективной оказалась программа стимулирования демографического роста.

    26 августа распоряжением председателя правительства была создана комиссия по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов. В рамках этой комиссии министр экономического развития Алексей Улюкаев направил ее председателю вице-премьеру Игорю Шувалову письмо с предложением отказаться от равномерного сокращения всех госпрограмм. Вместо этого предлагаются целевые сокращения, в частности завершение программы материнского капитала, что, по данным министерства, позволит экономить до 300 млрд руб. в год. На взгляд Минэкономразвития, программа лишь сдвигает календарь рождений - подвигает семьи рожать второго и последующих детей раньше, чем они сделали бы это без дополнительных мер господдержки.

    "Общероссийский народный фронт" устами сопредседателя центрального штаба Ольги Тимофеевой обвинил министерство в профнепригодности. В СМИ предложение Минэкономразвития быстро эволюционировало в "Улюкаев потребовал". Вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец анонсировала продление выдачи маткапитала и после 31 декабря 2016 года, когда программа окончится. В давно идущей дискуссии Голодец предлагала расширить список целей использования капитала, добавив к трем существующим "вложения в аграрный бизнес или в занятость мам". В заочном споре с министром вице-премьера поддержала пресс-секретарь российского премьер-министра Наталья Тимакова: "В настоящее время вопрос об отмене маткапитала не стоит в повестке правительства. Премьер-министр считает нецелесообразным и несвоевременным предложения о возможном сокращении этой программы". Дискуссия на время затихла.

    Эпоха материнского капитала в России началась в самом конце 2006 года. В предновогоднюю неделю Госдума, Совет федерации и президент Путин приняли, одобрили и подписали 286-й федеральный закон, который устанавливал меры дополнительной государственной поддержки семьи. Закон вводил термин "материнский (семейный) капитал" - средства госбюджета, которые страна через пенсионный фонд в виде сертификата выдавала нескольким категориям граждан. Во-первых, женщинам, родившим второго ребенка после 1 января 2007 года. Во-вторых, женщинам, родившим третьего и последующих детей в новом году, если раньше они не получили сертификат. Те же меры распространялись на усыновленных детей. В законе в скобках прописывалось "семейный", поскольку сертификат могут получать не только женщины. Помимо женщин обладателями длинных денег могут стать мужчины, которые были единственными усыновителями второго и последующих детей. Причем не обязательно граждане России: отец или усыновитель в случае прекращения прав на получение маткапитала гражданкой РФ (смерть, лишение родительских прав, совершение преступления в отношении ребенка) может получить сертификат вместо нее, независимо от цвета его паспорта. В случае прекращения прав еще и со стороны отца ребенок до 23 лет получает сертификат сам.

    Потратить деньги разрешается на улучшение жилищных условий, образование детей и накопительную часть пенсии матерей. Тем же законом был установлен размер маткапитала - 250 тыс. руб., равно как и необходимость его ежегодной индексации. В нынешнем году государство впервые проиндексировало капитал с точностью до половины рубля. Его размер сейчас составляет 429 408 руб. 50 коп.

    Во многих обществах рождаемость, достигнув некоторой критической минимальной точки, снова начинала расти

    На первый взгляд, введение материнского капитала не стало переломным моментом в демографической ситуации в нашей стране. В XXI веке она не была столь пессимистичной, как это представлялось ранее. Начиная с 2000 года рождаемость в России неуклонно растет, увеличившись за минувшие 14 лет, по данным Росстата, с 1215 тыс. до 1901 тыс. рождений в год, на целых 56%. Если учесть, что население России, несмотря на позитивную динамику нулевых, до 2010 года продолжало сокращаться (глубокий демографический провал девяностых годов был преодолен не сразу), то общий коэффициент рождаемости, то есть количество родов на 1 тыс. жителей, обнаруживает еще более весомую прибавку - почти 60%. В чем же причина такого внушительного роста, и связан ли он с появлением материнского капитала?

    Широко распространено мнение, что по мере материально-технического прогресса рождаемость закономерно снижается, и развитые страны буквально обречены на депопуляцию. Эта точка зрения имеет основания, но лишь до некоторой степени. Во многих обществах, которые стали пионерами на пути депопуляции (Франция, англосаксонские и скандинавские страны), рождаемость, достигнув некоторой критической минимальной точки, снова начинала расти, постепенно приближаясь к уровню замещения поколений (чуть более двух детей на женщину). Опыт такого рода частичной демографической реставрации уже накоплен значительным количеством развитых стран. Однако именно Россия выделяется среди них самыми высокими темпами материнского ренессанса.

    Помимо темпов Россия также может похвастаться длительностью наблюдаемого подъема - с незначительными колебаниями рождаемость растет у нас уже пятнадцатый год подряд. В нынешнем году, как показывают опубликованные Росстатом итоги января--августа, позитивная тенденция сохраняется.

    Любопытно, что большинство западноевропейских наций, вступивших в этап такой реставрации, споткнулось о мировой финансово-экономический кризис, в результате чего уровень, достигнутый к 2008-2010 годам, до сих пор остается непревзойденным. В отличие от них на постсоветском пространстве кризис, хотя и имел более тяжелые экономические последствия, практически не затронул демографию. Видимо, наши люди, привыкшие к более жестоким ударам судьбы, не приняли всерьез колебаний мировой конъюнктуры и не стали корректировать свои родительские планы.

    Россия демонстрирует беспрецедентно высокие темпы демографического возрождения

    Если в Англии, Франции или Швеции рождаемость приближалась к своему минимуму плавным, эволюционным путем, то у нас падение приобрело революционный характер в связи с шоком от радикальных общественных изменений. Нет ничего удивительного в том, что постсоветские нации после более глубокого провала более круто набирают высоту. Мы предполагаем, что наши социокультурные стереотипы не могли сильно измениться за короткий срок реформ, а были только придавлены тяжестью экономических и психологических обстоятельств. Поэтому более корректно сравнивать темпы демографической реставрации России с Украиной или Белоруссией, нежели со странами Западной Европы. Однако и здесь сравнение подтверждает феноменальный характер российского роста. Если не брать во внимание скачки рождаемости, имевшие место после тяжелых войн, когда мужья возвращались в свои семьи, то 60-процентное увеличение рождаемости в мирное время - показатель, претендующий на мировой рекорд.

    В современном российском обществе популярен стереотип о том, что наблюдаемый в России рост рождаемости если не целиком, то в очень значительной мере обеспечен мигрантами. Однако надо учесть, что крупнейшие очаги иммиграции в Россию - Узбекистан и Азербайджан - давно уже не отличаются высокими демографическими показателями. Современная рождаемость в этих странах приближается к простому воспроизводству и менее чем на четверть превосходит российскую. Уровень рождаемости китайцев, еще одной нации, фигурирующей в миграционных фобиях соотечественников, не так давно стал ниже отечественного (подчеркнем: речь идет, конечно, о сравнении относительных цифр - рождений на 1 тыс. населения, а не об абсолютном сравнении более чем миллиардной КНР и 143-миллионной РФ). Даже в случае совершенно невероятного полного замещения коренного населения России приезжими из указанных государств не только невозможно обеспечить уникальный в мировой практике 60-процентный рост, но и вообще довольно сложно гарантировать сколько-нибудь заметный рост рождаемости. Ведь надо учесть, что в силу трудовой природы миграции мужчины в этой среде значительно преобладают над женщинами, что не способствует высокой рождаемости на 1 тыс. человек.

    Вопреки стереотипным фобиям можно смело утверждать, что движущей силой демографического возрождения нулевых-десятых годов выступают отнюдь не мигранты, а русские и народы, близкие к русским по социокультурным стереотипам. Об этом косвенно, но весьма красноречиво свидетельствует региональный анализ произошедших перемен (см. карту).

    В группах, где рождаемость росла темпами выше средних, абсолютно преобладают регионы с преимущественно русским населением (за исключением Марий-Эл и Тувы). Такие очевидные эпицентры миграционного притяжения, как Москва и Краснодарский край, оказались в группе отстающих, а Московская область, хоть и перевалила средний рубеж, выглядит довольно скромно.

    Наименьшими темпами росла рождаемость на Северном Кавказе. Вопреки распространенному мнению этот регион тоже пережил демографический кризис девяностых, хотя в существенно менее острой форме, нежели центральная и северная Россия. Сегодня мы наблюдаем процесс сближения семейных ориентиров между славянскими и кавказскими народами. Если по группе регионов с преимущественно русским населением рождаемость в среднем уже превысила уровень дореформенного 1990 года, то в группе республик Северного Кавказа, традиционно отличавшихся многодетностью, общие коэффициенты рождаемости колеблются в диапазоне от 70 до 95% к уровню 1990 года. Различия между размерами русских и кавказских семей уже не так контрастны, как раньше. Общий коэффициент рождаемости между соответствующими регионами различается сейчас примерно в полтора раза (в отличие от более чем двойного разрыва в пользу Северного Кавказа в начале девяностых годов).

    Снижения до 97% от уровня 1999 года в 2013-м не произошло, потому что менялась не только численность женщин, но и интенсивность рождений

    Опять же подчеркнем: мы сравниваем темпы роста, а не достигнутый уровень рождаемости. В отношении количества рождений на 1 тыс. человек северокавказские республики по-прежнему опережают центральные регионы, которые тем не менее сегодня сокращают разрыв с ними. Более точную картину дало бы сравнение не общих, а суммарных коэффициентов рождаемости, то есть не количества новорожденных на 1 тыс. жителей, а количества приходящихся на одну женщину детей, но авторы не располагают такими данными в разрезе по регионам.

    Таким образом, Россия демонстрирует беспрецедентно высокие темпы демографического возрождения, что невозможно списать на миграцию или на вклад регионов с традиционно высокой рождаемостью - локомотивом материнского ренессанса выступают области с преимущественно русским населением.

    Весь период демографического возрождения в России можно разделить на два равных временных промежутка по семь лет: до введения материнского капитала (2000-2006) и после (2007-2013). Объективные условия для демографического роста в эти периоды складывались неодинаково. В 2000-2006 годах в стране увеличивалось число женщин детородного возраста, так как в зрелую жизнь вступали дети последнего советского демографического бума 1982-1988 годов. В 2007-2013 годах количество потенциальных мам пошло на убыль, поскольку совершеннолетия достигло малочисленное поколение девочек, рожденных на излете перестройки и в разгар "шоковой терапии" (1989-1995)

    На основании этих данных демографы самых разных школ и направлений предсказывали, что примерно с 2010 года в России начнется падение рождаемости. Об этом писали руководитель центра по изучению проблем народонаселения МГУ Валерий Елизаров, директор Института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский, его заместитель Сергей Захаров, доцент кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ Виктор Медков и другие.

    На основании данных всероссийских переписей 2001 и 2010 годов, а также возрастных коэффициентов рождаемости 2000 года, опубликованных Росстатом, можно сделать несколько выводов. Если бы частота рождений на одну женщину на протяжении всего рассматриваемого нами периода оставалась неизменной, и менялось бы только количество потенциальных рожениц, то в 2006 году количество рожденных детей достигло бы уровня 106% от стартовой планки 1999 года (около 1290 тыс. человек). Такой прирост объяснялся бы увеличением числа потенциальных мам из поколения советского бэби-бума середины 80-х. Однако к 2013 году число рожденных детей сократилось бы до 97% от уровня 1999 года (1180 тыс.) - это спустя 20-25 лет до нас докатилось бы эхо демографического провала в результате коллапса СССР.

    Однако реальная частота рождений зависит не только от экстенсивного фактора (количества женщин фертильного возраста), но и от интенсивного, то есть от частоты рождений на одну женщину. Если в обществе происходит сдвиг от идеала однодетной семьи к идеалу двухдетной, или наоборот, это радикальным образом сказывается на уровне рождаемости.

    В действительности снижения до 97% от уровня 1999 года в 2013-м не произошло, потому что менялась не только численность женщин, но и интенсивность рождений. Наши "бы" относительно численности рождений оказались отброшены реальностью. Как мы теперь знаем, ни в 2010 году, ни в 2012 пессимистические прогнозы демографов не сбылись. Напротив, российская рождаемость продолжала расти, и в 2013 году, впервые за всю пореформенную эпоху, превысила смертность, обеспечив нашей стране естественный прирост населения.

    В 2006 году рождаемость по стране выросла на 22% по отношению к 1999 году. 6% этого роста обеспечено экстенсивным фактором - увеличением числа женщин. Оставшиеся 16% приходятся на интенсивный фактор, то есть на увеличившуюся частоту рождений, проще говоря, на стремление не ограничиваться одним, а родить второго и третьего ребенка.

    В 2013 году мы ожидали снижения числа рождений из-за снижения числа женщин. Но рождаемость, наоборот, резко выросла - на 56%. Получается, что возросшая интенсивность рождений не только обеспечила 56% прироста по сравнению с 1999 годом, но и компенсировала прогностическое трехпроцентное снижение. В сумме частота рождений на одну женщину по сравнению с 1999 годом достигла в 2013-м уровня 159%. Дополнительные по сравнению с годом исторического минимума 59% обеспечены исключительно ростом интенсивности, а не количественными факторами. В 2006 году роль интенсивного фактора выражалась всего лишь в 16-процентном приросте. Получается, что сумма факторов, повышающих частоту рождений (житейским языком - повышающих детность наших семей), в 2013 году действовала примерно в четыре раза сильнее, чем в 2006 году.

    Очевидно, что после введения материнского капитала интенсивность рождений значительно выросла. Причем роль интенсивного фактора в это время оказалась почти в четыре раза весомее, чем в период без материнского капитала. В результате в 2007-2013 годах рождаемость росла еще быстрее, чем в предыдущую семилетку, невзирая на сокращение материнского поколения. Это серьезный предварительный аргумент в пользу сохранения обсуждаемой нами социальной меры.

    Безусловно, на основании сказанного нельзя утверждать, что введение материнского капитала стало единственной или хотя бы главной причиной роста рождаемости в 2007-2013 годах. Но еще более опрометчиво заявлять, что экономическое стимулирование не принесло ожидаемого эффекта, выразившись только в сдвиге календаря рождений. Те, кто сводит эффект материнского капитала к сдвигу календаря, подразумевают, что появившиеся на свет дети все равно должны были родиться, только несколько позже, поэтому никакого реального роста рождаемости мы в итоге не получим, и с точки зрения демографического будущего выдача почти по 430 тыс. руб. на семью - пустая трата денег.

    Доля вторых и последующих рождений, судя по оценочным данным "Демоскопа weekly" и Минтруда, только с 2006 по 2012 год увеличилась примерно с 42,3% до 51,5% в общем числе рождений. В абсолютных цифрах это означает увеличение с 625 тыс. до 980 тыс. или более чем в полтора раза. Предположим, что эксперты Минэкономразвития правы, объясняя такое увеличение рождаемости сдвигом календаря. В таком случае почти за восемь лет действия демографической программы по выплатам материнского капитала повторные визиты в роддома должны были нанести в полтора с лишним раза больше женщин. То есть к восьми ожидаемым ежегодным группам рожениц (которые все равно решились бы рожать в обозначенные сроки, даже если бы материнского капитала и не было), должно добавиться еще более четырех таких же групп, составленные из тех, кто без материнского капитала отложил бы вторые роды на потом. Чтобы укомплектовать более четырех таких когорт, потребуется более чем четырехлетний сдвиг планов по рождению вторых детей в масштабах всей страны! Но это физически невозможно, так как разница между средним возрастом рождения первого и второго ребенка к моменту введения материнского капитала составляла чуть менее пяти лет и в силу физиологических причин не могла быть сокращена более чем на три-четыре года. Даже если бы благодаря стимулу семейного капитала вторые дети рождались вслед за первыми в конвейерном порядке, уже на шестом году программы ресурс полуторного роста был бы исчерпан (в роддомах побывало бы шесть плановых годовых когорт плюс три сверхплановые, явившиеся туда в результате максимального физиологически возможного уплотнения календаря родов). Следовательно, с 2012 года на смену росту пришло бы стремительное сокращение рождаемости, ведь все желанные вторые дети уже рождены досрочно. Однако никакого сокращения мы не наблюдаем в нынешнем году и даже не можем прогнозировать на следующий. Значит, материнский капитал стимулировал "оригинальные", "сверхплановые" рождения, а не приближал запланированные, как полагает Минэкономразвития. И следовательно, 300 млрд руб. в год не направляются на потехи с настенным календарем, а реально позволяют материнский капитал преобразовать в человеческий.

    Более того, сдвиг календаря неизбежно привел бы к омоложению срока среднестатистических родов. В действительности наблюдается обратная картина: роженицы в России стареют. По данным Фонда социального страхования РФ, за период действия материнского капитала средний возраст мам увеличился с 26,6 до 28,2 года. В возрастной группе от 35 до 40 лет рождаемость растет вдвое быстрее, чем в среднем по всей материнской когорте. Это говорит о том, что налицо не сдвиг календаря вперед, не досрочные роды раньше намеченных сроков, а начавшаяся наконец-то реализация долгожданных и постоянно откладываемых планов, позволившая многим матерям вскочить в последний вагон уходящего поезда под занавес своего фертильного возраста. Если бы не улучшение социальных условий, не оказанная поддержка со стороны государства, этим откладываемым надеждам никогда не суждено было бы сбыться.

    Оценить роль материнского капитала в этих переменах позволяют и социологические исследования, проведенные в 2013 году Росстатом. При опросе российских семей всех возрастов 6% из всех опрошенных брачных пар сообщили, что на их решение о рождении ребенка определяющее влияние оказала выдача этого пособия. Доля 6% выглядит незначительной, но в абсолютных цифрах в масштабах страны вырастает до 1800 тыс. человек. Примерно на такое количество детей суммарная рождаемость в 2007-2013 годах превысила достигнутый уровень 2006 года. Примерно таким же количеством детей обеспечен перевес России в темпах материнского ренессанса над ее сестрами - Белоруссией и Украиной.

    После введения материнского капитала в стране ускорился рост рождаемости. И произошло это не за счет сдвига календаря рождений, а за счет реального увеличения числа детей, рождающихся в расчете на одну женщину. Впервые за 20 минувших лет модель двухдетной семьи получила ощутимый перевес над однодетной, общее количество вторых и последующих рождений превзошло количество первых. В превышении числа вторых и последующих рождений над первыми роль материнского капитала очевидна.

    Мы принципиально не рассматривали вопросы этичности этой отмены и саму этичность постановки вопроса. Но даже рациональный взгляд показывает, что материнский капитал оказался эффективной социальной мерой.
    Владимир Тимаков, Алексей Токарев

    от себя. по Свердловской области мигрантов-таджиков немерено. размножаются сильно, все или граждане, или вид на жительство имеют. лукавая статистика, имхо.

    mob_info