Логопед в школе особенности работы. Специфика работы логопеда в общеобразовательной школе

Специализированная помощь больным, страдающим нарушениями речи и других высших психических функций, осуществляется учреждениями здравоохранения, образования и социального обеспечения.

Между работой отдельных учреждений должна осуществлять­ся преемственность для того, чтобы дети и взрослые с речевыми расстройствами могли безболезненно перейти из одного учреждения в другое.

Преемственность должна быть обеспечена согласованностью документации различных учреждений, независимо от того, в ведении какого министерства они находятся.

В системе здравоохранения специализированная помощь оказывается в Российской Федерации примерно в 2000 учреждениях - в неврологических, психоневрологических, восстановительных отделениях больниц, в детских поликлиниках, в поликлиниках для взрослого населения, психоневрологических диспансерах, домах ребенка и некоторых других.

В учреждениях здравоохранения помощь, как правило, оказывается пациентам с разнообразными формами речевых расстройств (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикании, задержки речевого развития и др.).

Из детских поликлиник через психолого-медико-педагогичес­кие консультации дети направляются в специализированные учреждения системы Министерства образования. В Российской Федерации в системе образования функционируют: 1800 специаль­ных школ (школ-интернатов) для детей с отклонениями в развитии, имеющих «особые образовательные потребности»; дет­ские сады и специализированные группы в обычных детских са­дах для детей «с проблемами в развитии». В отдельных массовых общеобразовательных школах имеются логопедические пункты, классы для детей с задержкой психического развития, умственно отсталых, с «нарушениями физического состояния».

Структура и деятельность логопедической службы в системе образования подразделяется на работу в дошкольно-образовательных учреждениях, общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждениях.

Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях.

В число основных документов, регламентирующих современные задачи, содержание и формы организации коррекционно-педагогического процесса в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи, входят:

Закон Российской Федерации «Об образовании»,

Федеральный закон «О специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»,

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении,

Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии,

Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста и др."

Коррекционно - формирующий аспект воспитания дошкольника с различными видами речевых нарушений является составной частью воспитательно-образовательной системы специальных групп детского сада.

Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие направлено на устранение речевого дефекта у детей, а также на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактика дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).

Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется логопедами и воспитателями на специальных индивидуальных и фронтальных занятиях, а также созданием единого речевого режима в детском саду (контроль за речью детей в течение всего дня).

Планирование и содержательное наполнение коррекционного обучения определяется программами, методическими материалами и строится с учетом возраста детей, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта

Точное установление причин речевых нарушений, квалификация их характера и степени выраженности позволяют определить цель, а также задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Комплектование групп и длительность занятий в дошкольных образовательных учреждениях.

Организационными формами коррекционной работы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками (до 6-8 человек), а также занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия.

Для большей полноты раскрытия ресурсов индивидуального подхода речевая работа с детьми осуществляется в ходе индивидуальных занятий и занятий подвижными микрогруппами (2-4 ребенка). Вместе с тем, современные дошкольные программы воспитания и обучения детей с нарушениями речи ориентированы и на активное использование групповых (подгрупповых) форм работы с детьми, в ходе реализации которых логопед и воспитатели имеют возможность оказывать направленную по­мощь детям и предлагать адресные индивидуальные задания. Задачи и содержание как индивидуальных, так и групповых занятий определяются исходя из структуры, степени выраженности речевого нарушения у детей, их индивидуально-типологических особенностей и в соответствии с традиционными логопедическими методиками и методическими рекомендациями (Г. А. Волкова, Б. М. Гриншпун, Г. А. Каше, С. А. Миронова, В. И. Селиверстов, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.).

В настоящее время в дошкольных учреждениях ведется дифференцированное обучение детей с различными речевыми аномалиями. Комплектование групп осуществляется на основе педагогической классификации. Дошкольники, имеющие различные речевые нарушения, объединяются в одну группу по сходству уровня речевого развития (фонетики, лексики, грамматики, связной речи). Например, в группы с общим недоразвитием речи принимаются дети с диагнозами алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, но комплектуются они по возрасту и по уровню речевого развития; в группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с диагнозами ринолалия, дизартрия, дислалия при сравни­тельно одинаковом уровне развития речи; в группы заикающихся - дети, страдающие заиканием.

Наряду с разграничением детей по уровню речевого развития предусматривается также (при условии полного комплектования групп) возможность дифференцированного обу­чения детей, страдающих дизартрией, ринолалией и т. д., скомплектованных также по уровню речевого развития.

В группу с общим недоразвитием речи принимают детей с разным уровнем речевого развития. Детей с I уровнем речевого недоразвития следует зачислять в дошкольное учреждение с 3 лет на 3-4 года обучения; со II уровнем недоразви­тия речи - с 3-4 лет на 3 года обучения; с III уровнем речевого недоразвития - с 4-5 лет на 2 года обучения; с фонетико-фонематическим недоразвитием речи - с 4-5 лет на один год обучения; с ринолалией и дизартрией зачисляют на 2 года обучения, алалией, афазией - на 3 года.

Для зачисления ребенка в логопедическую группу необходимо, чтобы у него было нарушено не менее двух групп звуков, например свистящие и сонорные, сонорные и шипящие, что в целом составляет не менее 5-6 звуков.

Детей с нарушением произношения отдельных звуков зачисляются в дошкольное учреждение с 4-5 лет. Срок их обучения - полгода.

В группу для заикающихся детей принимаются дети с расстройством коммуникативной функции речи. Наряду с заиканием у них может быть нарушение произношения отдель­ных звуков или фонетико-фонематическое недоразвитие речи, или общее недоразвитие речи.

Заикающихся детей зачисляют в дошкольные учреждения по мере выявления дефекта, с 2 лет, срок обучения - один год. Продолжение специального обучения заикающихся детей рассматривается медико-психолого-педагогической комиссией. Заикающихся детей 5-летнего возраста зачисляют в специальную группу со сроком обучения 2 года.

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения, работа проводится с детьми фронтально, с подгруппами и индивидуально. Количество фронтальных логопедических занятий зависит от возраста, диагноза и периода обучения. Индивидуальная и подгрупповая работа проводится ежедневно.

Законом Российской Федерации «Об образовании»,

Федеральный законом «О специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»,

Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико - социальной помощи.

Положением о детском доме-интернате для умственно отсталых детей министерства соц. обеспечения РСФСР.

Организация образовательного процесса в учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно.

Образовательный процесс в учреждении осуществляется с использованием индивидуально-ориентированных коррекционно-развиваюших образовательных программ.

Для детей дошкольного возраста организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.

Задания для СРС:

1) Конспект на тему Организация обучения детей в логопедических группах». С. А. Миронова « Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» М, 1991 г стр. 5-14.

3 г – сенситивный период развития речи, поэтому логопеду следует стремиться к достижению оптимального результата в развития у детей эмоционального и речевого общения.

Специальные группы дошкольных учреждений (ДОУ, ясли-сады) формируется из детей от 3 лет и старше, и воспитывающихся в семье. Для них характерны лепетная речь, крайняя ограниченность или отсутствие речевого общения, отставание в речевом развитии на 2-3 г от сверстников.

Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста должен быть комплексным. Так, развитие речевого общения должно происходить на специально организованных занятиях, а также в ходе игр, рисования, лепки, конструирования и других видах детской деятельности; развитию общения способствует взаимодействие детей друг с другом.

Комплексный подход к воспитанию детей подразумевает наличие взаимосвязи в работе между логопедами и врачами (воспитателями).

При разработке системы обучения следует устанавливать преемственные связи между преддошкольными и дошкольными учреждениями, между домами ребенка и детскими домами. Организация коррекции и коррекционно-воспитательной работы предполагает также учет структуры дефекта. Индивидуальных особенностей ребенка.

- развитие речи в домах ребенка:

Одной из главных задач обучения в домах ребенка является развитие активной и пассивной речи детей.

Посредством речи взрослый знакомит детей с окружающими их предметами, обучает игровым действиям, воспитывает определенные навыки поведения. Но может возникнуть необходимость развития понимания речи и познавательной деятельности ребенка в целом.

Работа по развитию речи детей раннего возраста организуется поэтапно. Одной из главных задач воспитания младенцев – формирование у них потребности в общении (формирование комплекса оживления). Для этого на первом году жизни следует сначала развивать слуховые и зрительные сосредоточения детей, а затем – внимание к обращенной речи взрослых и ее понимание. Для развития зрительного или слухового сосредоточения, внимания к речи и ее понимания необходимо формирование речевых и познавательных процессов, которые происходят одновременно. Для этого на логопедических занятиях используются сначала игрушки или реальные предметы, а затем – картинки, при этом необходимо непосредственное участие ребенка в действенном познании предмета. Ребенок должен видеть предмет и одновременно слышать его название, трогать его и выполнять с ним разные действия (гладить, катать и т.д.).

К концу первого года жизни у ребенка появляются первые слова, и дальнейшее развитие речи предполагает совершенствование пассивной и активной речи.

На втором году обучения на логопедических занятиях преимущественно развивается общение на основе речи. Становление речи должно развиваться параллельно с развитием мышления. Принцип единства формирования речи и мышления на одном и том же познавательном материале должен быть положен в основу всего процесса обучения детей речи.

Формирование активной речи ребенка предполагает овладение им лексико-грамматической стороной речи и развитие форм и функций речи. Расширение словаря детей осуществляется за счет слов, обозначающих предметы, действия, признаки.

Восприятие предмета ребенком должно сопровождаться не просто его называнием. А в связном повествованием. Сообщением об этом предмете.

Формирование речи в ее коммуникационной функции включает в себя работу над различными формами высказывания: обращение-побуждение-просьба. Обращение-сообщение, обращение-вопрос.

На втором году обучения словарь активизируется в следующем порядке слова из повторяющихся слогов (ля-ля, дя-дя, би-би и т.д.).; двусложные слова с открытыми слогами (Нина, вата, Вова, вода и т.д.); тресложные слова с открытыми слогами (молоко. Машина, корова, собака, гуляла и т.д.).

Подбор приемов обучения осуществляется на основе учета особенностей всех психических процессов данной возрастной группы детей раннего возраста, который носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер.

К характерным методам обучения детей раннего возраста можно отнести:

· Показ предмета (игрушки0 и ее называние;

· Рассматривание предмета;

· Показ действий предмета и их называние;

· Выполнение поручений детьми;

· Показ картинок с изображением отдельных предметов;

· Показ картинок с изображением простого сюжета;

· Показ предметов в помещении ДОУ и за его пределами;

· Наблюдение за живыми объектами и т.д.

На втором году жизни с целью активизации речи используются следующие приемы:

· Внезапное появление и быстрое исчезновение предмета, сопровождающее сначала называнием, а затем – вопросами: «Кто это?», «Что это?», «Кто спрятался?».

· Отраженное проговаривание слова;

· Договаривание слова в знакомой ребенку ситуации, подсказывающей нужное слово;

· Ответы на конкретные вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Что делает?», «Какой предмет по величине (форме, цвету)?» и т.д.

· Предъявление речевого образца.

Организация работы логопеда:

Для первого года обучения характерны преимущественно индивидуальные занятия. Затем дети объединяются в подгрупповые постепенным увеличением в них числа детей.

В одной группе должны быть дети с разными речевыми возможностями, что стимулирует развитие речи детей.

По мере развития зрительного и слухового сосредоточения на предмете и улучшения внимания у детей постепенно формируется умение вслушиваться в речь взрослых и понимание ее содержания, благодаря чему становится возможным объединение всех детей в группы для фронтального занятия.

Индивидуальные занятия длятся не более 10 минут. Основная задача – развитие у детей зрительно-слухового сосредоточения и внимания к речи взрослых.

Подгрупповые занятия проводятся ежедневно с детьми, которые могут заниматься коллективно. По мере роста числа детей, способных заниматься совместно, в подгруппе в занятия включаются все дети. В один день логопед проводит 2-3 подгрупповых занятия по 8-10 минут. Оно направлено на развитие у детей понимания обращенной речи и воспитание потребности в словесном общении.

Фронтальные занятия проводятся ежедневно по 10-15 минут, решаются задачи развития пассивной и активной речи.

С детьми от года по полутора лет удобно проводить логопедические занятия с 12 до 16 ч, а с более старшего возраста – 8.00 (8.30) до 12.00 (12.30) ч.

Рабочее время логопеда (с 8.00 до 12.00) целесообразно организовывать следующим образом:

· Индивидуальные занятия:8.00-9.00;

· Фронтальные занятия: 9.00-8.15;

· Подгрупповые занятия: с 9.00-10.00;

· Индивидуальные занятия: с 10.00-12.00.

Между занятиями предусмотрены перерывы в 5-10 минут.

Планирование логопедических занятий:

Планирование занятий осуществляется по тематическому принципу. Занятия по каждой теме рассчитаны на 1-2 недели. В ходе обучения логопед организует следующую деятельность ребенка:

· Ознакомление с предметов (или с группой предметов) и выполнение с ними определенных действий;

· Игры с предметами по выбранному сюжету;

· Дидактические игры со строительным материалом;

· Лепка и т.д.

Развитие речи на логопедических занятиях происходит в следующей последовательности:

2) Ознакомление с новыми словами;

3) Уточнение лексических значений новых слов и их закрепление;

4) Активизация усвоенных слов в свободной речи.

В зависимости от этапа обучения активная речь на занятии может быть представлена однословными ответами, словосочетаниями или предложениями.

Конспект « Организация логопедического процесса на школьном логопункте». Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте, 1991 г., стр. 6- 17.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ЛОГОПЕДА

Время и продолжительность каникул определяют сроки работы логопедического пункта, и соответствуют установленным в школах нормам. Продолжительность очередного отпуска для учителей-логопедов также соответствует продолжительности очередного отпуска учителей общеобразовательных школ.

По существующему порядку к логопедическому пункту прикрепляются 25 начальных классов, в число которых входят все начальные классы школы, при которой расположен логопедический пункт, и школы (или школ), расположенной поблизости.

Учебная нагрузка учителей-логопедов составляет 20 академических часов в неделю.

После выхода из очередного отпуска до 1 сентября учитель-логопед проверяет состояние оборудования логопедического кабинета: технических средств обучения, освещения и т. п.; осматривает наглядные и учебные пособия и приводит их в рабочее состояние; готовит необходимую документацию и наглядно-речевой материал для обследования учащихся. При необходимости учитель-логопед пополняет свой арсенал наглядно-учебных пособий, выписывая их в Учколлекторе или изготовляя самостоятельно. В эти же дни логопед знакомится с личными делами учащихся, вновь зачисленных в школы, прикрепленные к логопедическому пункту.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ, ОТВЕДЕННОГО ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.

Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в текущем учебном году. Для этого учитель-логопед проводит обследование устной речи учеников, принятых в первые классы школ, прикрепленных к логопункту, и письменную речь тех учеников 2–4-х классов, которые перешли в прикрепленные к логопункту классы из других школ. В это же время учитель-логопед уточняет списки групп, предварительно скомплектованных им в мае предыдущего учебного года из числа учеников 2–4-х классов.

Обследование устной речи первоклассников проводится в два этапа. В течение первой недели сентября учитель-логопед проводит предварительное обследование устной речи всех учеников, принятых в первые классы, и выявляет детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Одновременно он отбирает тех учеников, которым необходимы систематические коррекционные занятия. Это делается в первой половине дня в учебное время.

В течение второй недели сентября учитель-логопед проводит вторичное углубленное обследование устной речи тех детей, которых он отобрал для занятий на логопункте в ходе предварительного обследования. Вторичное углубленное обследование устной речи детей проводится в логопедическом кабинете или же в любом удобном помещении прикрепленной к логопункту школы в течение второй половины дня, т. е. после уроков.

Последние две недели мая (с 16 по 31 мая) отводятся для обследования устной и письменной речи учащихся 1–3-х классов с целью предварительного комплектования групп с нарушением письма и чтения на новый учебный год.

Методы и приемы обследования устной и письменной речи учеников подробно освещены в разделе «Организация и методы обследования устной и письменной речи учащихся».

Вся организационная работа учителя-логопеда, проведенная с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая, фиксируется на соответствующей странице «Журнала учета посещаемости».

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ, ОТВЕДЕННОГО НА УЧЕБНО-КОРРЕКЦИОННУЮ РУБОТУ.

К 15 сентября учитель-логопед заканчивает обследование устной и письменной речи учеников, окончательно комплектует группы, подгруппы, определяет количество учеников для индивидуальных занятий и на основании этого составляет расписание занятий и перспективные планы работы с каждой группой учащихся.

Расписание занятий составляется, исходя из следующих временных параметров:

время занятия с группой учеников 1-х классов–35 минут, с группой учеников 2–4-х классов – 45 минут;

время занятий с подгруппой – 20–25 минут;

время индивидуальных занятий – 15–20 минут с каждым учеником.

Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10–15 минут, между подгрупповыми занятиями – 5–10 минут. Этот промежуток времени учитель-логопед может использовать для проверки письменных работ, выполненных учениками на занятии, учета и анализа допущенных ошибок, чтобы при планировании следующего занятия предусмотреть работу по исправлению этих ошибок, а также для другой работы по своему усмотрению: логопед может проводить группу детей и развести их по классам или, наоборот, собрать группу детей (это бывает необходимо в первые месяцы работы с первоклассниками, особенно 6-летнего возраста), подготовить доску или разложить наглядный и раздаточный материал к следующему занятию и т. п.

Количество рабочих часов в день логопед определяет в зависимости от режима работы школ, прикрепленных к логопункту (односменный или двухсменный), от количества групп и подгрупп, от наличия филиала и т. п.

Обязательным условием является проведение логопедических занятий после уроков. Ученики, не посещающие группы продленного дня, приходят на занятия из дома. Учеников, которые посещают группы продленного дня, воспитатели групп продленного д..я направляют на логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий. Это расписание должно быть известно воспитателям и находиться в каждой группе продленного дня1.

Расписание логопедических занятий составляется таким образом, чтобы каждая группа учеников занималась 3 раза в неделю, желательно в одно и то же гремя. Особенно это касается групп учеников 1-х классов. Занятия с группами учеников 3-х классов, имеющих нарушение письма, обусловленное несформированностью фонематических процессов, а также занятия со смешанными группами учеников 2–3-х и 3–4-х классов, имеющих нарушение письма, обусловленное несформированностью фонематических процессов, можно проводить 2 раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения в подгруппах и индивидуально проводится по усмотрению логопеда 1–3 раза в неделю в каждой подгруппе или с каждым учеником в зависимости от тяжести речевого дефекта.

Примечание: принимая во внимание особый режим учебного дня учеников 1-х (IV) классов и их возрастные психологические особенности, целесообразно проводить занятия с группами этих учеников после дневного сна, т. е. после 16 часов.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПЕРИОД ШКОЛЬНЫХ КАНИКУЛ

Время школьных каникул всегда бывает заполнено различного рода мероприятиями, которые организуют и проводят учителя.

Воспитатели групп продленного дня не вправе задерживать ребенка или не пускать его на занятия к логопеду по причине медленного выполнения им домашнего задания или любой другой причине. Так же как и учитель начальных классов не может самостоятельно решать, должен ли его ученик посещать логопедические занятия или нет. Если у логопеда возникают конфликты подобного рода, он сообщает докладной запиской о неправомочных действиях воспитателя или учителя директору школы, а в случае непринятия должных мер – инспектору районного отдела народного образования.

Некоторые ученики уезжают на время каникул в лагеря, дома отдыха, на экскурсии и т. п., поэтому логопедические занятия во время каникул не проводятся.

В течение осенних каникул учитель-логопед проводит обследование состояния письменной речи учеников 2–4-х классов по письменным работам, для того чтобы выявить детей-дисграфиков и проконтролировать учеников, ранее занимавшихся на логопедическом пункте. При наличии свободных мест в группе с нарушением письма ее пополняют новыми учениками.

В период зимних каникул учитель-логопед обследует состояние письменной речи учеников 1-х (IV) классов по прописям и тетрадям. Кроме того, он пополняет оборудование логопедического кабинета необходимыми для работы наглядными пособиями, учебными таблицами, плакатами и т. п., посещает районный (городской) методический кабинет и коллег-логопедов для обмена опытом работы, проводит беседы и консультации для родителей учеников, занимающихся на логопедическом пункте.

В том случае, если в районе логопедического пункта нет специализированных логопедических дошкольных учреждений (или логопедических групп при массовых детских садах) и нет логопеда в районной детской поликлинике, учитель-логопед оказывается единственным специалистом-логопедом в районе, поэтому во время весенних каникул в школе он проводит обследование детей в ближайших к логопедическому пункту детских садах. Он проверяет состояние устной речи детей, которые осенью придут в школу. Учитель-логопед выявляет детей с нарушениями речи и делает соответствующую запись в обменных медицинских картах.

Если в районе школы есть другие специалисты-логопеды (в дошкольных учреждениях или детской поликлинике), то в дни весенних каникул целесообразно провести методобъединение между логопедами школьных логопедических пунктов и логопедами дошкольных учреждений для разработки мероприятий по осуществлению преемственности в работе школьных и дошкольных логопедов.

Кроме перечисленной выше работы, в дни школьных каникул учитель-логопед по мере необходимости консультирует учеников, занимающихся на логопедическом пункте, у врачей-специалистов (психоневролога, невропатолога, отоларинголога), приглашает для консультации по отдельным трудным детям более опытных коллег-логопедов или обращается за помощью в Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук СССР. При этом необходимо учесть, что консультация ребенка у любого врача-специалиста возможна только с согласия и в присутствии одного из родителей или лица, их заменяющего. Если родители или лицо, их заменяющее, дают свое согласие на консультацию, но присутствовать во время нее не могут, логопеду необходимо иметь письменное заявление о том, что родители разрешают учителю-логопеду самому показать ребенка врачу-специалисту (с обязательным указанием, какому именно специалисту).

Учитель-логопед может использовать каникулярное время для проведения логопедической пропаганды среди родителей и населения района.

РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ИЮНЕ.

Июнь – самое удобное время для повышения профессионального уровня учителей-логопедов. Поэтому районным (городским) методическим кабинетам и Институтам усовершенствования учителей целесообразно организовывать в июне месячные курсы-семинары для обмена передовым опытом работы. Подобные семинары могут быть организованы и старшими логопедами в своих районах. Учителя-логопеды могут посещать такие семинары, организованные в других районах.

В случае если в районе школы нет логопедических дошкольных учреждений (или логопедических групп в массовых детских садах) и логопеда в районной детской поликлинике, учитель-логопед может в июне организовать занятия с детьми, умеющими нарушение звукопроизношения, которые будут поступать в школы, прикрепленные к данному логопедическому пункту, с целью коррекции звукопроизношения. Эти занятия проводятся либо в помещении детского сада во время, согласованное с заведующей или воспитателями групп, или в помещении логопедического пункта.

Подобные занятия по коррекции звукопроизношения учитель-логопед может проводить с детьми, уже зачисленными в первые классы школ, прикрепленных к логопедическому пункту, у которых при зачислении отмечены нарушения звукопроизношения.

Кроме того, с апреля начинается прием учеников в первый класс. Логопед школьного логопедического пункта обязательно должен принимать участие в комплектовании первых классов, выявляя уже при поступлении детей с нарушением речевого развития и направляя их при необходимости на консультацию к врачу-специалисту (невропатологу, психоневрологу, отоларингологу).

ОБОРУДОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА.

На двери логопедического кабинета должно висеть расписание работы логопеда, например:

Логопедический кабинет

Время работы:

понедельник, среда, пятница – 1400–1800

вторник, четверг – 13–17°°

Фамилия, имя, отчество логопеда.

В логопедическом кабинете должно находиться следующее оборудование:

1. Парты по количеству занимающихся учеников. Подставки для карандашей и ручек. В эти же подставки учитель-логопед перед занятием кладет раздаточный материал.

2. Классная доска, расположенная на высоте, соответствующей росту учеников начальной школы. Часть доски желательно разлиновать, как тетрадь для письма учащихся 1-го класса, для того чтобы демонстрировать правильное написание букв, соединений и упражнять детей в каллиграфии.

3. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.

4. Настенное зеркало 50Х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна. Если нет такой возможности, то его можно повесить на любой другой стене, но со специальным освещением.

5. Зеркала 9X12 см по количеству учеников, занимающихся коррекцией звукопроизношения.

6. Стол "возле настенного зеркала для индивидуальной работы с учеником и два стула – для ребенка и учителя-логопеда.

7. Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов.

8. Фланелеграф или наборное полотно.

9. Фильмоскоп с набором диафильмов и диапозитивов по развитию речи для детских садов и начальных классов школы по родному языку и предмету «Ознакомление с окружающим миром».

10. Экран для демонстрации диафильмов и диапозитивов, расположенный в свернутом виде над доской.

11. Настенная касса букв.

12. Настенная слоговая таблица.

13. Индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ученика.

14. Стандартная таблица прописных и заглавных букв, прикрепленная над доской.

15. Наглядный материал, используемый при обследовании устной и письменной речи учащихся, размещенный в отдельном ящике или конвертах.

16. Наглядный материал по развитию речи, систематизированный и сложенный в специальные ящики.

17. Учебные пособия в виде карточек-символов (например, с графическими изображениями звуков, слов, предложений и т. п.), карточек с индивидуальными заданиями, альбомов для работы над звукопроизношением.

18. Различные речевые игры.

19. Наборы цветных шариковых ручек (синего, зеленого и красного цветов) для каждого ребенка.

20. Методическая литература.

21. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.

Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Не рекомендуется вешать на стены картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание учеников во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.

ДОКУМЕНТАЦИЯ И ЕЕ ВЕДЕНИЕ.

Для фиксирования коррекционного процесса, который учитель-логопед организует и проводит на логопедическом пункте, предлагаются следующие виды документации:

1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопедический пункт.

2. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.

3. Общая речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся.

4. Индивидуальные карточки учащихся.

5. Общий план методической работы на учебный год.

6. Перспективные планы работы на каждую группу учащихся на учебный год.

7. Ежедневные планы работы на каждую группу учащихся.

8. Рабочие тетради и тетради для проверочных работ.

9. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников):

10. Расписание занятий групп и подгрупп, заверенное директором школы или инспектором районного отдела (управления) народного образования.

11. Паспорт логопедического кабинета или картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.

12. Копии отчетов о проделанной за учебный год работе.

ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ

1. «Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися» представляет собой обычный классный журнал установленного образца, подписанный следующим образом:

В разделе журнала «Сведения о родителях» логопед помещает список учащихся, зачисленных на логопедический пункт в текущем учебном году, с указанием класса и школы, даты зачисления на логопункте и (в конце учебного года) результата коррекционной работы («выпущен», «оставлен для продолжения коррекционной работы», «выбыл»).

На группу отводится 4 страницы, на подгруппу и каждого ученика, занимающегося индивидуально,– по 3. На левой половине страницы вверху указывается номер группы и логопедическое заключение, например: «Группа № 1 с общим недоразвитием речи (1-й (IV) класс)». На правой половине страницы вверху указываются дни и часы занятий с этой группой, например: понедельник, среда, пятница – 1600–1635 час. В остальном страницы заполняются аналогично классному журналу, т. е. на левой половине находится список детей данной группы, подгруппы или фамилия и имя ребенка, занимающегося индивидуально, даты проведения занятий и отметки о присутствии или отсутствии ученика на занятии, а на правой – темы проводимых занятий (темы проводимых занятий указываются в соответствии с рабочим планом). На страницах, отведенных для подгрупповых и индивидуальных занятий, на левой половине вверху вместо номера группы указываются нарушенные группы звуков, над которыми ведется работа, в остальном они заполняются аналогично.

«Журнал учета посещаемости» заполняется в начале каждого занятия. Точкой ( ) отмечается присутствие ученика на занятии, буквой «н» отмечаются отсутствующие ученики.

Примечание: если ученик два раза пропустил логопедическое занятие по неизвестной причине (на уроках в классе присутствовал, а на занятие к логопеду не явился), учитель-логопед ставит в известность об этом учителя и родителей ученика.

На одной из последних страниц отводится место для учета рабочего времени логопеда в период обследования устной и письменной речи учащихся и в период каникул.

Оценки работы учеников в «Журнал- учета посещаемости» не ставятся.

Инклюзивное образование в России все активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе образования, так же как и в других странах мира, мы подразумеваем включение в единый образовательный процесс все категории детей (обычно развивающихся учеников и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, индивидуальный и дифферинцированный подход, которые ведут наиболее подходящим для каждого ребенка способом.

Процесс организации и осуществления инклюзивного образования в России теоретически обоснован следующими специалистами (М.С. Артемьева, Е.А. Екжанова, Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицына, Л.Е. Шевчук, Н.Д. Шматко и др.). Но реализация содержания и условий оказания специальной помощи и поддержки детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения на практике представляет сложную социально-педагогическую проблему.

Экономические, социальные, экологические мероприятия, проводимые в нашем обществе, не привели к снижению количества детей с проблемами здоровья. Согласно диагностике, проводимой учителями - логопедами в дошкольных учреждениях п. Чегдомын, до 60% детей имеют те или иные проблемы: различные речевые нарушения, нарушения слуха, нарушения связанные с двуязычием в семье.

По результатам ежегодной логопедической диагностики учащихся первых классов, проводимой учителем - логопедом МБОУ ЦДиК в школах п. Чегдомын, 65% детей имеют различные нарушения речи, в том числе на фоне тугоухости, двуязычия в семье, не оказанной во время логопедической помощи.

Актуальность проблемы инклюзивного образования определяется особенностями современной социальной и образовательной ситуации: ростом рождаемости детей, сокращением в 1990-х гг. числа дошкольных образовательных учреждений, занятостью родителей и отдаленностью специального детского сада от места проживания, а также нежеланием родителей признавать проблему своего ребенка важной и работать над ней вместе со специалистами.

Логопедическая помощь в качестве дополнительной образовательной услуги — это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения.

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей

1. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.

2. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

Совместное сопровождение ребенка учителем - логопедом и педагогом психологом

Диагностическое

Определение уровня речевого и психологического развития ребенка;
- анализ полученных результатов;

Коррекционно - развивающее

Личностно - ориентированный подход;
- принципы системности;
- учет структуры дефекта;

Аналитическое

Выделение положительных и отрицательных сторон деятельности;
- отслеживание динамики развития ребенка.

3. Специфика работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи.

Так, например, при алалии—словарь, при тугоухости - фонематическое восприятие, при дизартрии - звукопроизношение и т. д.

5. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

В связи с этим может использоваться модульное планирование.
Например, планирование коррекционно - развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР - III уровня состоит из трех модулей:

  1. Формирование фонетической стороны речи.
  2. Совершенствование лексико - грамматических представлений.
  3. Развитие навыков звуко - слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой - то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно - логопедического обучения.

6. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником быстрее включаем программный материал, а с дошкольником используем в основном игровые формы, но все же строим свою работу в виде организованных и плановых занятий.



Для реализации личностно - ориентированного подхода в развитии ребенка, с целью повышения качества коррекционно - логопедического воздействия, мною была выбрана такая форма работы, как индивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Количество занятий состоит из двух индивидуальных в неделю (по 25 - 30 мин). Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:

  • тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
  • оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
  • компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
  • использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
  • использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.

7. Большинство дошкольников и школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Педагогические технологии:

Образовательная технология

Способы реализации

Диалогового обучения

Способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.

Информационно - компьютерного обучения

Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Опережающего обучения

Предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Игрового обучения

Основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях логопункта возможно использование конструкторов, строительного материала, кубиков, мозаики для автоматизации и дифференциации звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям, особенно по теме «Город», для ориентировки в пространстве, в том числе при помощи предлогов. Использование конструкторных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру. Она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, интересна и детям дошкольного возраста, и учащимся младших классов.

Здоровьесберегающие технологии

Для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного. Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровьесберегающую направленность логопедического занятия, выступают: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие («Колечко», «Кулак - ребро - ладонь», «Лезгинка»), пружинные и шариковые массажеры и т.д.

Отдел образования Верхнебуреинского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
Центр диагностики и консультирования.
Подготовила учитель - логопед МБОУ ЦДиК п. Чегдомын 2013:

Доклад

Только человеку присущ величайший дар природы – речь. Но она не является врожденной способностью. Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.

Речь формируется вместе с развитием ребенка под влиянием речи взрослых постепенно и во многом зависит от некоторых факторов: достаточной речевой практики, воспитания и обучения, а также от нормального речевого и социального окружения, которое стимулирует речевое развитие и дает образец речи. И все эти факторы имеют значение для ребенка с самых первых дней жизни. Овладение речью у каждого ребенка происходит в разные сроки и по-разному, так как это индивидуальный процесс, зависящий от многих моментов. Причинами этого процесса могут быть как патология беременности и родов, так и действие генетических факторов. Поражение органов слуха и общее отставание в психическом развитии, а также недостаточное общение и воспитание также могут быть причинами отставания в овладении речью. Для формирования речи крайне важным является развитие анализаторов, таких как речедвигательный и речеслуховой. Но все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Новые яркие впечатления, соответствующая обстановка способствуют развитию движений и речи. Если же этого нет, то психическое и физическое развитие ребенка задерживается. Большое значение для развития ребенка имеет его психофизическое здоровье. От состояния его высшей нервной деятельности, от его внимания, памяти, воображения и мышления, т.е. высших психических процессов, и соматического или физического состояния зависит развитие речи.

Активное участие взрослых в здоровом развитии речи ребенка, т. е. воспитание речи в нормальных для нее условиях, является основным моментом профилактики. К сожалению, этот момент в развитии речи, как и значение полноценной речи, до сих пор в семье и школе недооценивается.

Согласно статистики, количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по профилактики нарушений речи необходимо уделять большое внимание – это и доказывает актуальность выбранной мною темы.

Цель работы заключается в изучении основных направлений профилактики речевых нарушений.

В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.

При анализе речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части которой (фонетическая, лексическая, грамматическая сторона речи, фонематические процессы, семантика) зависят одна от другой и обусловливают друг друга. Вступая во взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и протекание речевого процесса.

Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространёнными формами речевой патологии у младших школьников, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

Как показывает практика, у многих поступающих в 1 класс детей ограниченный словарный запас, слабо развита мелкая моторика, стойкие речевые нарушения. Логопедическая служба в школе создана в целях оказания специальной помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении образовательных программ.

Чтобы работа школьного логопеда стала более эффективной, ему необходима тесная связь в первую очередь с учителем начальных классов. Оба они стремятся к общей цели - дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.

Задачи школьного логопеда:

1.Своевременное выявление детей с нарушениями устной и письменной речи.

2.Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.

3.Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ.

4.Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов школы и родителей (законных представителей) обучающихся.

В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.

Основные направления логопедической работы в школе

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения.

Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.

За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы нашей школы, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии. При обследовании речевых нарушений у детей, отмечается смешанная дисграфия , в структуру которой входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии. При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны. Диагностические исследования показывают, что смешанная дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Своевременная организация коррекционного обучения в дошкольном возрасте значительно уменьшила бы число детей с нарушениями речи. Поэтому в младшем школьном возрасте школьному логопеду необходим больший по продолжительности период постановки звуков речи. Что в свою очередь позволяет минимизировать дефект на уровне устной формы речи.

Очень много детей приходит в нашу школу, не посещающих детские сады и с ними не проводилась работа по формированию фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Недостаточная сформированность фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка, обусловленная диагнозом общее недоразвитие речи, препятствует успешному обучению письменной речи; нарушения звукослоговой структуры слов создают большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом. Ограниченность словарного запаса детей проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего являются ошибки в понимании и употреблении слов.

Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

Диагностика обучающихся

    обследование устной речи учащихся 1-х классов;

    обследование письменной речи учащихся 2-4 классов;

    углубленное обследование речи детей логопедической группы;

Комплектование логопедических групп

    с общим недоразвитием речи (ОНР);

    с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР);

    с нарушением чтения и письма, обусловленными ОНР;

    с нарушением чтения и письма, обусловленными ФФНР;

Консультативная помощь

    учителям начальных классов;

    учителям русского языка и литературы;

    воспитателям классов компенсирующего обучения;

    родителям (законным представителям) обучающихся;

    логопедам дошкольных учреждений города;

    учащимся с дефектными произношениями звуков;

    будущим первоклассникам и их родителям (законным представителям);

Направления работы:

    преодоление нарушений звукопроизношения;

    развитие фонематического восприятия;

    развитие звукового анализа и синтеза;

    развитие лексико-грамматического строя речи;

    развитие связной речи;

    развитие пространственного восприятия.

В заключение можно сказать, что своевременное выявление детей с нарушениями речи, правильно организованная работа в тесном взаимодействии учителя, психолога, родителей и логопеда имеют большое значение в условиях общеобразовательной школы.

Книга поможет школьному учителю-логопеду найти от­веты на многие вопросы: планирование коррекционной ра­боты с детьми с различными речевыми нарушениями; веде­ние отчетной документации с учетом современных требова­ний; содержание и методика проведения логопедических занятий; диагностика нарушений речи; организация разви­вающей среды в логопедических группах и многое другое. Представлена коррекционная работа при нарушениях про­изношения звуков, по развитию связной речи, при наруше­ниях чтения и письма. Дан материал для обследования звукопроизношения, фонематического слуха, словарного запа­са, грамматического строя речи, состояния письменной речи. Приложения содержат нормативную документацию, регла­ментирующую работу школьного логопеда.

Раздел 1 Организация работы учителя-логопеда на школьном логопункте

Работа учителя-логопеда, осуществляющего свою дея­тельность в логопедическом пункте при общеобразователь­ной школе, имеет свою, отличающуюся от других учреж­дений, специфику. Логопедическая работа-- это не до­полнительная образовательная услуга, как ее пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определен­ными категориями учащихся. Именно это и делает рабо­ту школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востре­бованной. Согласно нормативным документам, регламен­тирующим работу учителя-логопеда при школьном логопункте (Инструктивное письмо Министерства образо­вания РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» (приложение 1), Типовое положение о лого­педическом пункте образовательного учреждения), лого­педический пункт при общеобразовательной школе орга­низуется для оказания помощи детям с нарушениями ус­тной и письменной форм речи.

Основными задачами учителя-логопеда, работающе­го в общеобразовательной школе, являются:

Своевременная диагностика аномалий речевого раз­вития у учащихся;

Коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладе­нии школьной программой;

Предупреждение и профилактика речевых нарушений;

Пропаганда специальных логопедических знаний сре­ди учителей и родителей учащихся. Логопедический пункт создается в общеобразователь­ном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются учащиеся, име­ющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной сте­пени выраженности; фонетико-фонематическое недораз­витие речи; фонематическое недоразвитие речи; заика­ние; недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловлен­ные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь зачислению в логопедический пункт подлежат учащиеся, имеющие нарушения в раз­витии устной и письменной речи, препятствующие их успешному усвоению знаний по основным разделам школьной программы (дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим и фонематическим не­доразвитием).

Одновременно в логопедическом пункте городского общеобразовательного учреждения может заниматься не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреж­дения-- не более 20 человек. Зачисление на логопеди­ческий пункт осуществляется на основе обследования

речи, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Выпуск обучающихся производится в течение всего учебного года после устранения у них дефектов речи.

Основной формой организации занятий являются групповые занятия. Группы комплектуются учителем-логопедом с учетом однородности речевого недоразви­тия и возраста детей. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от структуры речевого дефекта (приложение 1.3). Минимальная наполняемость группы не должна быть менее трех учащихся.

Занятия, как правило, проводятся во внеурочное вре­мя с учетом режима работы школы. Коррекция произ­ношения у обучающихся 1 классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде ис­ключения, может осуществляться во время уроков (кро­ме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого недоразвития.

Групповые занятия проводятся:

С обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, --не менее 3 раз в неделю;

С обучающимися, имеющими фонетико-фонематичес­кое или фонематическое недоразвитие речи; наруше­ния чтения и письма, обусловленные фонетико-фо­нематическим или фонематическим недоразвитием речи, --не менее 2-3 раз в неделю;

С обучающимися, имеющими фонетический де­фект, --не менее 1-2 раз в неделю;

С заикающимися обучающимися --не менее 3 раз в неделю.

Индивидуальные занятия с обучающимися, имею­щими сложные речевые дефекты: общее недоразвитие речи второго уровня; дефекты речи, обусловленные на­рушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия), - должны проводить­ся не менее трех раз в неделю. По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся, заня­тия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в од­ной группе с заикающимися учащимися и обучающи­мися с недостатками произношения отдельных звуков. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, длительность индивидуального занятия -20 минут. Между групповыми занятиями допускаются перемены в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями-- 5-10 минут. Время пере­мен входит в рабочее время учите ля-логопед а и может быть использовано для проверки письменных работ уча­щихся, для подготовки к следующему занятию и др.

Продолжительность коррекционного обучения каж­дого конкретного ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития. Дети с фонетико-фо-нематическим или фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными эти­ми нарушениями, могут заниматься в логопедическом пункте от одного полугодия до одного года. Продолжи­тельность обучения детей с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными этим речевым недоразвитием, может составлять от 1,5 до 2 лет в зависимости от тяжести нарушения.

Темы групповых и индивидуальных занятий отра­жаются в журнале учета посещаемости логопедических занятий, который является финансовым документом.

В случае необходимости дети, имеющие нарушения речи, с согласия родителей (законных представителей) могут направляться учителем-логопедом на консульта­цию к врачам-специалистам (детскому неврологу, дет­скому психиатру, отоларингологу, офтальмологу и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучаю­щимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и родители учащихся. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование по специально­сти «логопедия». Учителя-логопеды назначаются и увольняются директором учреждения в порядке, пре­дусмотренном законодательством, установленном для учителей общеобразовательных учреждений.

На основании Письма Минобразования России от 25 августа 1998 г. № 05-51-66/98 «О вопросах нормиро­вания и оплаты труда педагогических работников» оп­лата труда учителя-логопеда при школьном логопункте производится из расчета"20 астрономических часов в неделю, из которых 18 часов, согласно Типовому поло­жению о логопедическом пункте при образовательном учреждении, отводится на работу с детьми и 2 часа -на консультативную работу и оформление документа­ции. В часы консультаций учитель-логопед имеет воз­можность более тщательно обследовать учащихся с це­лью уточнения логопедического заключения, давать рекомендации школьникам и их родителям по коррек­ции фонетических нарушений, проводить консульта­ции с родителями и учителями по специфическим воп­росам и др.

Учителю-логопеду, являющемуся заведующим лого­педическим пунктом, возможна оплата за заведование кабинетом.

Для учителей-логопедов логопедических пунктов школ действующим законодательством предусмотрены следующие льготы и преимущества: надбавка к заработной плате (в размере 20%) на ос­новании Письма Минобразования России от 12 янва­ря 1993 г. № 10/32-т «О повышении ставок заработ­ной платы работников образовательных учреждений»;

Продолжительность очередного трудового отпуска (56 календарных дней) на основании Постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052, с изменениями «Об отпусках работников образователь­ных учреждений и педагогических работников дру­гих учреждений, предприятий и организаций» (при­ложение 2);

Порядок пенсионного обеспечения на основании По­становления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 «О правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педаго­гической деятельностью в школах и других учреж­дениях для детей»;

Учитель-логопед имеет право на предоставление ему длительного отпуска сроком до одного года-- осно­вание: Приказ Минобразования России от 7 декабря 2000 г. № 3570 «Об утверждении положения о по­рядке и условиях предоставления педагогическим ра­ботникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года» (приложение 4);

Учителям-логопедам, работающим по совместительству, предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска по совмещаемой работе либо выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении на осно­вании Постановления Минтруда РФ от 30 июня 2003 г, № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических ра­ботников и работников культуры» и др.

mob_info