Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в российской федерации на среднесрочную перспективу. Концепция развития бухгалтерской отчетности в российской федерации Концепция развития бухгалтерской отчетности рф

05.01.2016

В конце восьмидесятых годов возникла идея перехода российской системы учета на международные стандарты. Реальное воплощение эта идея получила в подготовленной при участии ведущих российских специалистов концепции бухгалтерского учета в рыночной экономики России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при МФ РФ и Институтом профессиональных бухгалтеров России 29 декабря 1997г. В последующем на ее основе была разработана программа реформирования бухгалтерского учета, утвержденная Постановлением правительства от 06.03.98г. №283.

С 01.01.2004г. начинается новый этап перехода российских организаций на международные стандарты финансовой отчетности. В соответствии с поручением Правительства РФ от 15.02.03г. №МК-П13-01861 «О плане мероприятий на 2003 год по подготовке экономики к переходу на международные стандарты финансовой отчетности» (МСФО), Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности (МВК) 6 марта 2003 г. был утвержден план мероприятий. Основными направлениями плана мероприятий являются:

1. По совершенствованию нормативно правового регулирования – разработка федерального Закона «О сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности», а также предложений по внесению изменений и дополнений в Законодательство РФ в части использования показаний сводной отчетности для расчета чистых активов, дивидендов и других аналогичных показателей.

2. По разработке положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и иных нормативных документов – публикация с последующим введением в действие новых стандартов: реорганизация организаций; промежуточная отчетность; информация об участии в совместной деятельности; учет инвестиций в зависимые организации; реорганизация страховых организаций; промежуточная отчетность страховых организаций.

Кроме того, планом предусмотрена разработка методических рекомендаций по трансформации бухгалтерской отчетности, составленной по российским правилам, в сводную бухгалтерскую отчетность, составленную на основе МСФО.

3. По организационным мероприятиям – привлечение к работе Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности (МВК) представителей профессионального общества и научных кругов.

4. По подготовке и повышению квалификации специалистов в области бухгалтерского учета – внесение изменений в программы учебных курсов высших и средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в области экономики, финансов, бухгалтерского учета и аудита.

5. По международному сотрудничеству – создание необходимых условий для скорейшего перевода, а также последующих изменений на русский язык текста международных стандартов финансовой отчетности, обеспечение взаимодействия с координационным советом по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ.
Как свидетельствует перечень намеченных мероприятий, определяемые направления по переходу на международные стандарты полностью совпадают с разделами Плана мероприятий по реформированию бухгалтерского учета.

Следует обратить внимание, что в процессе подготовки и обсуждения на МВК Плана мероприятий, были рассмотрены 2 варианта внедрения МСФО в российскую практику.

Первый вариант связан с использованием МСФО наряду с национальными стандартами. Суть его заключается в том, что финансовая отчетность юридического лица формируется по национальным правилам, которые не противоречат принципам МСФО, а сводная (консолидированная) финансовая отчетность будет подготавливаться на основе МСФО.

Второй вариант предусматривает замену национальных стандартов на МСФО. Данный вариант применения МСФО предусматривает отказ от национального суверенитета значительной сферы регулирования экономических отношений.

В результате обсуждения МВК был принят документ, охватывающий комплекс мероприятий, базирующийся на первом варианте внедрения МСФО в практику. Это постепенный, сложный процесс, который должен соотноситься с темпами развития экономической реальности и готовностью системы бухгалтерского учета и бухгалтеров-практиков к соответствующим новациям.

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Минфина РФ от 01.07.2004 г. № 180).

Концепция предусматривает два этапа развития бухгалтерского учета и отчетности: 2004-2007 г.г. и 2008-2010 г.г. На ее основе был разработан План мероприятий Минфина РФ на 2004-2007 годы по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (приложение к приказу Минфина РФ от 16.09.2004 г. № 263).

Основные принципы построения различных видов отчетности, по мнению разработчиков Концепции 2004 года, выглядят следующим образом:

Индивидуальная бухгалтерская отчетность должна составляться по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. Тем самым косвенно подтверждается то, что одновременно могут действовать два вида стандартов - отечественные (разработанные на основе МСФО, но с учетом национальных особенностей экономической деятельности и традиций организации и ведения бухгалтерского учета) и собственно МСФО (которые фактически представляют собой свод правил бухгалтерской отчетности, предполагающий многовариантность организации и осуществления учетных процессов). Не исключается возможность составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно согласно МСФО (вместо российских стандартов). В этом случае потребуется дополнительное нормативное регулирование составления пояснений к отчетности, исчерпывающе разъясняющих заинтересованным пользователям, какие варианты применения МСФО выбраны хозяйствующим субъектом;

Консолидированная отчетность будет представляться исключительно согласно МСФО. С учетом того что индивидуальная отчетность, скорее всего, будет составляться по другим (отечественным) стандартам, потребуются дополнительные затраты по перегруппировке и корректировке данных индивидуальной отчетности. Из этого следует, что одна из проблем, определенных в разделе 1 Концепции 2004 года (неоправданно высокие затраты хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности согласно МСФО), не только не будет разрешена, но и может существенно усугубиться;

Управленческая отчетность должна представляться в объемах и в сроки, установленные самим хозяйствующим субъектом. Вместе с тем Концепцией 2004 года подчеркивается целесообразность такого построения управленческой отчетности, при котором содержание и порядок ее составления основываются на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность.

Налоговую отчетность предлагается составлять на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, посредством ее корректировки по правилам налогового законодательства.

В третьем разделе Концепции более конкретно определенными можно считать следующие цели:

Утверждение до 2007 года основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Достижение данной цели не означает, что работа по дальнейшему переводу отдельных МСФО и разработке отечественных стандартов на этом будет закончена: процесс формирования международных стандартов продолжается, и, следовательно, в вышеуказанные сроки должны быть разработаны российские стандарты только в той части, в которой пока нет нормативных документов, соответствующих (аналогичных) отдельным МСФО.

Сближение правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета. На первом этапе - до 2007 года включительно.

В рамках сближения бухгалтерского и налогового учета необходимые изменения внесены в налоговое законодательство.

В части разработки и изменения отдельных положении по бухгалтерскому учету достигнуты определенные результаты. В 2008 году заменены положения:

ПБУ 1/2008 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», приложение № 1 к приказу Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н;

ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", Приказ Минфина РФ от 24 октября 2008 г. N 116н (с изменениями от 23 апреля 2009 г.);

ПБУ 11/2008 Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах», приказ Минфина РФ от 29.04.2008 г. № 48н;

ПБУ 15/2008 Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам», приказ Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 107н.

Вышло новое ПБУ 21/2008 Положение по бухгалтерскому учету «Изменение оценочных значений», приложение № 2 к приказу Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н.

В 2009 году на обсуждение представлены:

Проект Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Что же касается применения МСФО в консолидированной отчетности. еще в 2004 году был подготовлен проект Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности». Но этот законопроект до настоящего времени не принят Государственной Думой.

При Минфине РФ и Президентским советом ИПБ 29 декабря 1997 г. Она включает следующие разделы:

  1. Введение.
  2. Общие положения.
  3. Цель бухгалтерского учета,
  4. Основы организации бухгалтерского учета.
  5. Содержание информации, формируемой в бухгалтерском учете.
  6. Требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете.
  7. Состав информации, формируемой в бухгалтерском учете для внешних пользователей.
  8. Критерии признания активов, обязательств , доходов и расходов .
  9. Оценка активов, обязательств, доходов и расходов.

Как видно из содержания. Концепция определила основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, сложившейся в России. Она была основана на последних достижениях науки и практики, ориентирована на модель рыночной экономики, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой, и отвечала международным признанным принципам учета и отчетности.

Развитие бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу была одобрена приказом Минфина РФ 1 июля 2004 г. № 180. Она направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.

Концепция включает следующие разделы:

1. Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.

2. Цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.

2.1. Повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности.

2.2. Создание инфраструктуры применения МСФО.

2.3. Изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

2.4. Усиление контроля качества бухгалтерской отчетности,

2.5. Подготовка и повышение квалификации кадров.

3. Этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе.

Новая Концепция бухгалтерского учета и разработанные на ее основе правила и формы постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, равно как контроль над достоверностью и надежностью финансовой индустрии, была призвана создать элементы рыночной инфраструктуры, обеспечивающие благоприятный инвестиционный климат в стране.

Порядок применения международных стандартов финансовой отчетности

Положение о признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности при применении на территории РФ утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. № 107.

Положение состоит из следующих разделов:

  1. Общие положения.
  2. Экспертиза применимости документа международных стандартов на территории Российской Федерации.
  3. Принятие решения о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации.
  4. Опубликование документа международных стандартов.

На основании указанного Положения приказом Минфина РФ от 25 ноября 2011 г. № 160н предусмотрено введение в действие на территории РФ ряда МСФО и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности.

Тексты МСФО были зарегистрированы в Минюсте России 5 декабря 2011 г, и опубликованы в приложении к журналу "Бухгалтерский учет " № 12, 2011, который приказом Минфина РФ от 22 ноября 2011 г. № 156н был определен официальным печатным изданием для опубликования стандартов и разъяснений. По информации редакции журнала, датой публикации можно считать 20 декабря 2011 г., когда тираж вышел из типографии и были разосланы обязательные экземпляры. Тексты МСФО также доступны на сайте Минфина РФ и в информационно-справочных системах,

С одной стороны, это событие воспринимается как формальное по причине того, что оно происходит с запозданием в несколько лет. Для многих российских компаний составление отчетности по МСФО вошло в регулярную практику; банки составляют отчетность по МСФО с 2005 г.; официальный перевод текстов стандартов на русский язык был доступен на сайте Фонда Международных стандартов финансовой отчетности и часть специалистов успели изучить МСФО в оригинале. С другой стороны, это серьезное юридически значимое событие, оказывающее большое влияние на всю российскую систему бухгалтерского учета и отчетности.

Во-первых, МСФО таким образом непосредственно введены в систему российского законодательства и в случаях, предусмотренных соответствующими актами, имеют прямое действие. К тому же в определенных случаях МСФО будут заменять собой российские положения по бухгалтерскому учету и отчетности, использоваться при разработке и формировании учетной политики организаций.

Во-вторых, официальное вступление в силу МСФО в России автоматически запускает в действие Закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ "О консолидированной отчетности", согласно которому организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность по МСФО, начиная с отчетности л а год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, т. е. начиная с отчетности за 2012 г. Учитывая требования Стандартов по представлению сравнительной информации минимум за один год, необходимость подготовки отчетности по МСФО фактически возникает ретроспективно с 2011 г.

При этом консолидированная финансовая отчетность должна составляться в полном соответствии с МСФО, т. е. стандарты должны применяться непосредственно и во всех аспектах составления отчетности, включая: выбор и применение учетной политики; определение состава группы, методов консолидации, правил признания, классификации и оценки статей; соблюдение структуры представления и требований по раскрытию информации и др.

В настоящее время закон обязателен для кредитных и страховых организаций, а также организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах; в последующем планируется расширение его сферы применения. Для организаций, составляющих консолидированную отчетность по ОПБУ США , предусмотрена отсрочка до 2015 г. Также следует учитывать, что если российская организация по иным основаниям готовит консолидированную отчетность, то с 2012 г. она должна соответствовать МСФО.

Основные направления развития бухгалтерского учета на основе Международных стандартов финансовой отчетности

Приказом Минфина России от 30 ноября 2011 г. № 440 утвержден План по развитию бухгалтерского учета в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности на 2012-2015 гг.

В Плане намечены мероприятия по следующим направлениям:

  1. Повышение качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности,
  2. Совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  3. Развитие профессии.
  4. Международное сотрудничество.

С целью дальнейшего развития системы бухгалтерского учета и отчетности по решению Правительства РФ была разработана Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации предусматривается проводить по следующим основным направлениям:

  • 1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
  • 2) создание инфраструктуры применения МСФО;
  • 3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
  • 4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
  • 5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Создание инфраструктуры применения МСФО (в России) предусматривается обеспечить путем обобщения и распространения опыта применения МСФО, официального перевода МСФО на русский язык и обучения стандартам МСФО.

Изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности направлено на построение модели, учитывающей интересы всех заинтересованных сторон, предполагающей снижение издержек и повышение эффективности регулирования.

На первом этапе реализации Концепции предусматриваются:

  • – обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов. Начиная с 2012 г. консолидированную финансовую отчетность по МСФО в обязательном порядке начали составлять и представлять все кредитные учреждения; страховые организации; организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • – утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО;
  • – создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО;
  • – совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе пользователей бухгалтерской отчетности.

На втором этапе предусматриваются:

  • – обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов;
  • – дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии;
  • – развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности.

С 2013 г. консолидированную финансовую отчетность по МСФО в обязательном порядке составляют и представляют:

  • – управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • – клиринговые компании;
  • – федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается постановлением Правительства РФ.

С 2014 г. консолидированную финансовую отчетность по МСФО в обязательном порядке будут составлять негосударственные пенсионные фонды.

В соответствии с принятой Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации Минфином России разработан План по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности на 2012– 2015 гг. (утвержден приказом Минфина России от 30 ноября 2011 г. №440).

Основными задачами этого Плана являются:

  • – принятие нормативных актов, обеспечивающих непосредственное применение МСФО для составления бухгалтерской отчетности юридического лица;
  • – завершение приведения ранее принятых нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица в соответствии с МСФО;
  • – утверждение новых нормативных правовых актов по бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица на основе МСФО;
  • – обобщение и распространение опыта применения МСФО с целью последовательного и единообразного их использования.

В соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. и в целях налогового стимулирования экономики Минфин России предлагает изменить законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям, основными из которых являются:

  • – поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала;
  • – упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом;
  • – создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях.

В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, планируется внесение изменений в действующее налоговое законодательство по следующим направлениям:

  • – совершенствование налогообложения недвижимого имущества физических лиц;
  • – совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций;
  • – дальнейшее повышение акцизов на алкогольную и табачную продукцию;
  • – совершенствование налогового администрирования;
  • – противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.

Одними из мер, направленных на упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом, в 2014– 2016 гг. станут следующие изменения:

  • – отмена метода ЛИФО для целей налогового учета;
  • – исключение суммовых разниц из состава внереализационных доходов (расходов) – как и в бухгалтерском учете, они будут учитываться как курсовые разницы;
  • – признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;
  • – принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;
  • – возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики.

Некоторые из этих предложений вступили в силу, начиная с января 2014 г. Одно из таких изменений – исключение из ст. 254 НК метода ЛИФО.

С целью дальнейшего развития системы бухгалтерского учета и отчетности по решению Правительства РФ была разработана Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации предусматривается проводить по следующим основным направлениям:

1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

2) создание инфраструктуры применения МСФО;

3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

На первом этапе реализации Концепции предусматриваются:

– обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов. Начиная с 2012 г. консолидированную финансовую отчетность по МСФО в обязательном порядке начали составлять и представлять все кредитные учреждения; страховые организации; организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

– утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО;

– создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО;

– совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе пользователей бухгалтерской отчетности.

На втором этапе предусматриваются:

– обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов;

– дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии;

– развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности.

С 2013 г. консолидированную финансовую отчетность по МСФО в обязательном порядке составляют и представляют:

– управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

– клиринговые компании;

– федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается постановлением Правительства РФ.

С 2014 г. консолидированную финансовую отчетность по МСФО в обязательном порядке будут составлять негосударственные пенсионные фонды.

В соответствии с принятой Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации Минфином России разработан План по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности на 2012– 2015 гг. (утвержден приказом Минфина России от 30 ноября 2011 г. №440).

Основными задачами этого Плана являются:

– принятие нормативных актов, обеспечивающих непосредственное применение МСФО для составления бухгалтерской отчетности юридического лица;

– завершение приведения ранее принятых нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица в соответствии с МСФО;

– утверждение новых нормативных правовых актов по бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица на основе МСФО;

– обобщение и распространение опыта применения МСФО с целью последовательного и единообразного их использования.

В соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. и в целях налогового стимулирования экономики Минфин России предлагает изменить законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям, основными из которых являются:

– поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала;

– упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом;

– создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях.

В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, планируется внесение изменений в действующее налоговое законодательство по следующим направлениям:

– совершенствование налогообложения недвижимого имущества физических лиц;

– совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций;

– дальнейшее повышение акцизов на алкогольную и табачную продукцию;

– совершенствование налогового администрирования;

– противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.

Одними из мер, направленных на упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом, в 2014– 2016 гг. станут следующие изменения:

– отмена метода ЛИФО для целей налогового учета;

– исключение суммовых разниц из состава внереализационных доходов (расходов) – как и в бухгалтерском учете, они будут учитываться как курсовые разницы;

– признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;

– принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;

– возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики.

Некоторые из этих предложений вступили в силу, начиная с января 2014 г. Одно из таких изменений – исключение из ст. 254 НК метода ЛИФО.

Переход экономики нашей страны на условия рыночных отношений, появление в связи с этим новых фактов хозяйственной деятельности, передача предприятий из государственной собственности в коллективную, и даже частную собственность, потребовали известных дополнений, а по некоторым операциям и перестройки в системе бухгалтерского учета. Появление акций и других ценных бумаг, использование иностранной валюты при выходе на международный рынок, инфляционные признаки в экономике, отказ от централизованного регулирования ценообразования, новые виды расчетов между организациями и многие другие аспекты рыночных отношений потребовали соответствующих изменений в методологии учета.

Формирование рыночной инфраструктуры и развитие российской экономики невозможны без надлежащей организации системы бухгалтерского учета. Недаром Правительством Российской Федерации еще в 1997 году важнейшей составляющей реформы предприятия было признано улучшение постановки бухгалтерского учета на хозяйствующих субъектах (Постановление Правительства Российской Федерации о 30.10.97 г. № 1373).

При подготовке Программы реформирования Российского учета возник вопрос о том, что взять за основу при проведении работы по реорганизации бухгалтерского учета - правила бухгалтерского учета какой-то конкретной страны или международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), разрабатываемых Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

После тщательного обсуждения было признано целесообразным ориентироваться на МСФО. При чем вопрос о «переходе» на МСФО не рассматривался. Было принято решение использовать МСФО только:

1) при создании концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России для обеспечения сопоставимости бухгалтерской информации формируемой российскими и западными компаниями;

2) в процессе разработки национальных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету – в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия международно-принятой практике.

Данный подход используется большинством экономически развитых стран мира. Как свидетельствует мировая практика, переход к использованию МСФО является постепенным и целенаправленным процессом. Невозможность быстрого перехода обусловлена необходимостью реализации широкого круга мероприятий, делающих этот переход реальным. В частности, требуются коррективы в законодательстве, прежде всего, в гражданском и налоговом, а также пересмотр практически всей нормативной базы бухгалтерского учета. Органы, регулирующие учет должны подготовить и издать детальные инструкции по внедрению и применению новых положений (стандартов). Налоговым органам потребуется пересмотреть свои подходы к использованию данных бухгалтерского учета в отчетности включая серьезные изменения в налоговых декларациях.


Основные направления реформы учета в стране были определены Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и институтом профессиональных бухгалтеров России в декабре 1997 г. и опубликованной в профессиональной печати. В этой Концепции, на основе проведенного анализа российской и международной практики, тенденций развития бухгалтерского учета были сформулированы подходы к построению российской системы бухгалтерского учета на ближайшие 10-15 лет.

Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России определила основы построения системы бухгалтерского учета в условиях экономической среды, складывающейся в стране. Она основывалась на последних достижениях науки и практики, ориентировалась на модель рыночной экономики, использовала опыт стран с развитой рыночной экономикой и отвечала международно-признанным принципам учета и отчетности.

Концепция не заменяла никакие нормативные акты по бухгалтерскому учету. Если какое-либо положение Концепции противоречило положению законодательного или нормативного акта по бухгалтерскому учету, то исполнению подлежало положение законодательного или нормативного акта.

В конце 1990-х – начале 2000-х гг. в области бухгалтерского учета и отчетности Российской Федерации произошли значительные изменения, но, несмотря на определенные успехи в развитии, в бухгалтерском учете и отчетности имелись серьезные проблемы, которые проявлялись:

– в отсутствии официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;

– в формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;

– в неоправданно высоких затратах хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;

– в значительном административном бремени хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затратах из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;

– в слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;

– в недостаточности участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;

– в низком уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточности навыков использования информации, подготовленной по МСФО.

Для решения вышеназванных проблем, в июле 2004 г Минфином России была разработана Концепция бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, согласно которой целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004 - 2010 гг.) является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике. Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности планируется осуществлять по следующим основным направлениям:

1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

2) создание инфраструктуры применения МСФО;

3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

mob_info