Как правильно списать автомобиль в бюджетном учреждении. Автомобиль в бюджетном учреждении

Мы подготовили для вас обзор фактов хозяйственной жизни, связанных со служебными автомобилями в бюджетном учреждении от приобретения до списания и утилизации.

Вы узнаете, какие документы необходимы для постановки на учет, оформления ремонтных работ, списания запчастей и ГСМ. Мы сформировали наиболее типичные бухгалтерские проводки, применяемые для отражения операций, связанных с эксплуатацией ТС, в бухгалтерском учете.

Приобретение автомобиля для учреждения

Бюджетное учреждение может приобретать основные средства, в том числе автомобиль, за счет двух источников:

  1. Бюджета.
  2. Приносящей доход деятельности.

В первом случае средства на приобретение машины, используемой для осуществления основной деятельности, выделяет учредитель в виде субсидии из бюджета соответствующего уровня. Во втором – покупка производится за счет собственных доходов учреждения в соответствии со сметой.

Любые закупки бюджетным учреждением производятся на основании . В ч.2 ст.59 сказано, что для приобретения товаров, работ и услуг, предусмотренных перечнем, утвержденным Правительством РФ () следует проводить электронный аукцион. Автотранспортные средства включены в действующий перечень. Если стоимость автомобиля менее 500 тыс. руб., возможно определение продавца путем запроса котировок на основании ч.2 ст.72 44-ФЗ.

Результатом проведения аукциона должен стать государственный контракт на поставку ТС. Контрагент обязан выполнить поставку в оговоренные сроки и предоставить следующие документы:

  • Товарную накладную;
  • Счет-фактуру;
  • ( , );
  • Техническую документацию производителя.

Если комиссия, созданная приказом руководителя учреждения, приняла автомобиль и подписала акт, в бухгалтерском учете должны быть выполнены соответствующие проводки.

Постановка автомобиля на учет в ГИБДД

Рассмотрим, какие нужны документы для постановки машины на учет в ГИБДД в 2018 году. Нужно предварительно выполнить следующие действия:

  1. Приобрести страховой полис ОСАГО;
  2. Оплатить госпошлину за постановку на учет авто.

Произведенные затраты нельзя включать в балансовую стоимость автомобиля, формирующуюся при вводе в эксплуатацию. ОСАГО – ежегодные расходы, а не разовые, связанные с приобретением.

Постановка авто на учет производится позже ввода в эксплуатацию, балансовая стоимость уже сформирована. Следует отнести эти затраты в соответствии с учетной политикой на себестоимость услуг или сразу на финансовый результат.

Для постановки на учет автомобиля следует предоставить следующие документы:

  1. Стандартное заявление.
  2. Заверенная нотариусом доверенность на представителя организации.
  3. Гражданский паспорт представителя.
  4. Договор купли-продажи.

Ремонт автомобиля в учреждении

Для выполнения ремонта автомобиля сотрудниками учреждения требуется приобретение запасных частей. Закупка может производиться на основании договора или за наличный расчет.

Основанием для ремонта является служебная записка заинтересованного лица на имя руководителя. Пишется она в произвольной форме и содержит сообщение о необходимости произвестиремонт автомобиля.

Приказом по организации назначается комиссия, которая производит осмотр транспортного средства и составляет . Унифицированной формы нет, каждая организация может утвердить свою. В ведомости указываются:

  • Характер неисправностей;
  • Потребность в выполнении ремонтных работ;
  • Потребность в запасных частях.

Ниже приведены образцы служебной записки и дефектной ведомости.

Скачать бланк дефектной ведомости

При установке хранящихся на складе запасных частей они списываются с баланса учреждения. Для этого составляется акт на списание запчастей на ремонт автомобиля, образец заполнения которого приведен ниже.

Скачать бланк акта на списание по форме 0504104

В заключении комиссии указано, что списанные запчасти должны быть оприходованы на забалансовый счет 09. Отражение факта установки запчастей в бухгалтерском учете выглядит следующим образом.

На забалансовом счете запасные части числятся до момента их замены во время очередного ремонта или до даты списания автомобиля. Все снятые с автомобиля негодные металлические запасные части приходуются по весу по как металлолом. Те из них, которые учтены на 09 счете следует списать.

Списание аккумулятора автомобиля в бюджетной организации должно производиться по истечении нормативного срока эксплуатации. Руководствоваться следует , утвержденными Минтрансом РФ 26.09.2002 года. Вести учет нормативного срока по каждому аккумулятору, нужно в отдельной карточке. В приказе 52н такой формы нет, следует разработать свою. Можно воспользоваться формой, содержащейся в приложении к нормам Минтранса, но ее тоже нужно закрепить в учетной политике.

В случае ДТП с автомобилем учреждения можно .

Техосмотр автомобиля учреждения

Законом установлена периодичность прохождения обязательного технического осмотра различных видов транспортных средств. Легковые автомобили в первые три года после выпуска (включая год выпуска) ТО не проходят. Если с момента выпуска прошло от 3 до 7 лет, техосмотр положен один раз в два года. Далее следует проходить ежегодное ТО.

В 170-ФЗ указано, что операторы ТО должны иметь обязательную аккредитацию. С таким оператором бюджетное учреждение заключает договор о проведении осмотра. Предельный размер стоимости работ устанавливается органами государственной власти региона РФ. В бухгалтерском отчете делаются следующие проводки.

Затраты на ГСМ, учет и проводки

Приобретение ГСМ в бюджетном учреждении осуществляется на основании 44-ФЗ. Контрагент, с которым заключен госконтракт, выдает учреждению на всю сумму пластиковую топливную карту. Получение ГСМ оформляется следующими проводками.

Если ГСМ, приобретенный за счет приносящей доход деятельности, используется в основной, зачет НДС зачитывать нельзя.

Как закупать бензин по плавающим ценам, читайте в . Эксперты журнала подготовили пошаговую инструкцию для учреждений.

Списание ГСМ производится на основании , являющихся бланками строгой отчетности, и установленных норм расхода. Распоряжением Минтранса утверждены Методические рекомендации . Письмом Минюста от их предписано использовать для определения норм расхода ГСМ.

Д-т К-т Примечание
0 401 20 272 0 105 03 440 Списание ГСМ

Заправка по карте учреждения и списание ГСМ при использовании личного автомобиля в служебных целях возможны только при официальном оформлении автомобиля сотрудника в аренду. В противном случае все расходы, в том числе на ГСМ, автовладелец должен нести сам, получая компенсацию в порядке, установленном локальным актом.

Если у вас остались по учету ГСМ и путевым листам, читайте . Эксперты журнала рассмотрели самые популярные вопросы бухгалтеров на эту тему.

Транспортный налог

– региональный, право определять размер ставок и устанавливать льготы переданы субъектам РФ. Многие из них освобождают какие-то группы бюджетных организаций от уплаты налога. Если освобождения нет, организация должна самостоятельно рассчитать сумму налога умножением ставки на количество лошадиных сил. Эту сумму нужно разделить на 4 и произвести поквартально три авансовых платежа и один окончательный расчет.

Сроки выплаты определяет субъект РФ в своем законе о транспортном налоге. Не позднее 1 февраля следующего за отчетным периодом года нужно подать декларацию.

Как оформить и учесть замену шин в автомобиле, читайте в . Эксперты подготовили подробную инструкцию по учету приобретения, замены и списания шин.

Списание и утилизация автомобиля

Для списания и утилизации автомобиля в бюджетном учреждении необходимо выполнить следующие действия:


Если автомобиль входит в перечень особо ценного движимого имущества, сформированный учредителем на основании , нужно получать разрешение на списание.

Снять с регистрации в ГИБДД нужно до списания, потому что в акте 0504105 должна стоять дата снятия с учета.

Решение по списанию (утилизации) легкового автомобиля может быть принято по разным причинам: «железный конь» честно отслужил положенный ему срок и захотел отправиться на покой, отказавшись в один прекрасный день заводиться; либо побывав в крупной аварии, приходит осознание, что машина восстановлению уже не подлежит; а возможно, самый безболезненный вариант – вам захотелось купить новый автомобиль. И ваше решение абсолютно верное, так как это не только избавит вас от ненужного хлама, но и может принести прибыль.

Если ваш автомобиль по каким-либо причинам стал непригоден для эксплуатации, то не стоит бросать его во дворе – таким образом, вы не только лишний раз будете раздражать соседей, но и можете навлечь на себя «всевидящее око» недремлющих добытчиков металлолома, которые с радостью помогут разрешить вашу проблему. Да и затягивая это мероприятие, вы рискуете много лет платить за то, что уже не приносит былой пользы, ибо не сняв с учёта ненужный автохлам, вы будете вынуждены, как прежде, платить за него налоговые счета.

В наше время стоит подумать и об экологии. Ваше бывшее средство передвижения будет ещё около 100 лет отравлять почву и воздух продуктами своего разложения – свинец и ртуть, горюче-смазочные материалы, а также то, что выделится в окружающую среду в процессе коррозии.

Вся суть автомобильной утилизации состоит в том, что автомобиль, выработавший свои ресурсы, передаётся в добрые руки специалистов по приёму металлолома, с целью его разбора и дальнейшей переработки.

Сам же процесс утилизации старого автомобиля – крайне трудоёмкое дело. С того, что когда-то было вашей любимой машиной, снимаются абсолютно все резиновые и пластиковые элементы и детали, вынимаются кресла, салон очищается от всего лишнего, производится демонтаж электрооборудования, сливаются технические жидкости. Затем металлические части автомобиля прессуют и отправляют на переплавку.

Для того, чтобы начать процесс утилизации, необходимо выполнить несколько условий:

  • Утилизировать автомобиль может только собственник, подтвердив документами право владения ТС;
  • Перед утилизацией требуется снять машину с учёта в ГИБДД.

Порядок действий при утилизации (списании) легкового автомобиля

  • Необходимо обратиться в МРЭО по месту регистрации вашего автомобиля;
  • Предъявить свой паспорт и документы, имеющиеся на машину;
  • При утере или краже документов – написать соответствующее заявление;
  • При соблюдении всех требований, вам выдадут справку, разрешающую сдать транспортное средство на утилизацию.

После того, как автомобиль будет передан в утиль, вам останется всего лишь заплатить налог, за тот период, когда транспорт ещё считался вашей собственностью.

Зачем списывать легковой автомобиль?

Рассмотрим главные причины, из-за которых принимается решение распрощаться с легковым автомобилем.

Первая причина. Она возникает в случае естественного старения транспортного средства, от которого необходимо избавиться юридически чистым путём, для прекращения уплаты налога на автомобиль. В этом случае вы просто обращаетесь в ГИБДД по месту учета ТС с гражданским паспортом. Присутствие автомобиля в этом органе власти не требуется. С момента, когда произойдёт утилизация, налоговые службы больше не будут перечислять вам транспортный налог. Сам автомобиль можно преспокойно после этих процедур сдавать на металлолом.

Вторая причина. Вынужденная мера, возникшая у владельца транспортного средства, продавшего его по генеральной доверенности. Продав автомобиль несколько лет назад, бывший хозяин вынужден оплачивать транспортный налог в связи с тем, что новый владелец не удосужился по каким-либо причинам снять его с учёта. Попытки выйти на связь с нерадивым покупателем не увенчались успехом, и здесь остаётся один вариант – утилизация.

В такой ситуации необходимо обратиться в регистрационное подразделение ГИБДД, где ваш автомобиль стоит на учёте, взяв с собой паспорт РФ. После процедуры транспортное средство получает ограничения – невозможность снять с учёта, пройти техосмотр и естественно, продать его тоже не получится.

При остановке такой машины на посту ДПС, она будет помещена на штрафную стоянку, а собственника известят о факте данной эвакуации.

Очень часто после этой процедуры, совершенно внезапно находится человек, купивший у вас машину, который слёзно выпрашивает отдать ему доверенность и восстановить авто. Можно пойти навстречу, при условии оплаты всех транспортных налогов и непременным снятием автомобиля с учёта.

Далее на территории ГИБДД происходит возврат из состояния утилизации. Для этого необходимо присутствие собственника автомобиля с паспортом, либо наличие доверенности заверенной у нотариуса на совершение такого рода действий. Также, автомобиль необходимо предъявить на площадке осмотра для проверки номерных агрегатов. На такое транспортное средство будет выдан новый паспорт, так как прежний ПТС в силу утилизации, потерял прежнюю юридическую силу.

Следует обратить внимание, что в том случае, если возвращать машину из утиля будет доверенное лицо, то ему следует дать две нотариальные доверенности. Одна доверенность будет на снятие транспорта из утиля, вторая – для снятия с учёта. Две доверенности сразу нотариус не сможет выдать, так как для второй нужны данные ПТС.

Можно съездить лично в ГИБДД и прибегнув к помощи фирм, которые помогают ускорить весь процесс, переоформить автомобиль в течение двух-трёх часов. Расходы пусть возьмёт на себе покупатель, который вовремя не удосужился своевременно снять с учёта транспорт.

Третья причина. Утилизация старого автомобиля в счёт стоимости нового (по государственной программе).

Программа начала работать в России с марта 2010 года. Участникам выдаётся свидетельство об утилизации, и с его помощью можно приобрести автомобиль, произведённый в России, со скидкой 50 000 рублей.

В программе могут участвовать автомобили:

  • 1999 года выпуска или ранее, как импортного, так и отечественного производства;
  • разрешённой полной массой не более 3,5 тонн;
  • являющиеся полнокомплектными (находящиеся на ходу, со стёклами, аккумулятором, с техническими жидкостями, шинами и дисками, двигателем, выхлопной системой, навесными агрегатами и трансмиссией, топливом);
  • находящиеся в собственности их последнего владельца от 1 года и более, при наличии документов, которые подтвердят право собственности.

Для того, чтобы утилизировать старый и приобрести в последующем новый автомобиль необходимо:

  • автомобиль, сдаваемый на утилизацию, доставить к дилеру, участвующему в этой программе;
  • оформить у него бланк свидетельства официально утверждённый Минпромторгом России;
  • оформить простую доверенность в письменной форме на выполнение операций: снятие с учёта в ГИБДД, передача старого авто на пункт утилизации, получение свидетельства об утилизации;
  • подписать договор, на его основании дилер до момента получения свидетельства об утилизации будет выполнять процедуру от имени владельца, машина в это время находится на ответственном хранении до того, как не будет снята с учёта;
  • заплатить сумму в пределах 3000 рублей по договору, который предоставил дилер;
  • выбрать новый автомобиль из списка, утверждённого государственной программой по обмену, и сделать резерв у дилера;
  • получить полностью оформленное и заполненное свидетельство об утилизации от дилера, после этого завершить оформление вашего нового автомобиля с свою собственность.

Для чего вообще нужна утилизация?

  1. Вторичное использование металлов, из которых собирают автомобили, уменьшает потребление невозобновимых источников природных ресурсов и энергии;
  2. имеется большой плюс в экономическом плане – сырьё, полученное в следствии переработки будет стоить для предприятий гораздо дешевле. Соответственно, это снизит себестоимость производства транспортных средств. А часть деталей можно использовать и вовсе без переработки – бывшие в употреблении недорогие запчасти формируют рынок;
  3. также, можно заметить, что утилизация решает значимую проблему по очистке улиц от ненужного хлама.

В странах Европы утилизация автомобилей введена в разряд процедур, обязательных для владельцев, а сама технология давно отработана дол мелочей. Чтобы автохлам не бросали прямо на улицах, например, владельцам Великобритании и Германии выплачивают поощрительные премии (более 2500 евро) и предоставляются льготы по налогам, чтобы они лично отправляли свои машины на переработку.

В России же утилизация пока является добровольным мероприятием. На территории Подмосковья действуют три, перерабатывающих автомобили частично, предприятия. Для сравнения, в США существует более 200 заводов по утилизации на 200 млн. техники.

С вопросом о списании автомобиля с баланса сталкивается практически любое предприятие, где есть техника. На первый взгляд данная процедура может показаться не такой уж и необходимой: поставь авто в какой-нибудь ангар, и работай дальше. Кто рассуждает подобным образом, просто не знает, что бюджетная организация вынуждена платить налог даже за неиспользуемую технику.

И поэтому периодически возникают случаи, когда предприятию необходимо списать авто со своего баланса. При этом потребуется правильная объективна оценка данного ТС. Обычно с таким вопросом сталкиваются государственные или бюджетные организации.

Для начала Вам потребуется получить отчет об оценке или амортизации транспортного средства. Данный документ фиксирует информацию о техническом состоянии и остаточной стоимости авто. Затем уже следует приступать к официальному списанию техники, распродажи ее по запчастям и т.п.

Процедура определения остаточной стоимости состоит из нескольких этапов:

  1. пишете заявление в ГИБДД о снятии авто с учета, предоставляете техпаспорт, свидетельство о регистрации и другие необходимые документы;
  2. сдаете государственный номерной знак;
  3. ожидаете 10 дней - за это время документы проходят проверку и передаются в налоговый орган;
  4. получаете документ о конечной стоимости транспортного средства.

Иногда требуется проходить дополнительный техосмотр, предъявлять выписки, выданные вместо утерянных документов, доверенности на ТС и т.п.

А сейчас пришло время приступить непосредственно к процедуре списания ТС. Директор предприятия составляет приказ об утилизации авто. Осталось посетить ГИБДД и поставить печать. Кстати, такую процедуру можно провести в любом районе города, независимо от места жительства или расположения офиса фирмы.

В этом же месяце следует уплатить все налоги и амортизацию. Такое условие вызвано особенностями российского законодательства (ст. 362 п. 3 НК РФ): месяц, в котором ТС снимается с баланса, рассчитывается как весь месяц. Не забудьте уплатить и транспортный налог.

В бухгалтерском учете, как и в налоговом, организация вправе списать автотранспортное средство до окончания срока полезного использования (п. 29 ПБУ 6/01). Причиной списания может стать:

  • - физический износ;
  • - сильные повреждения во время аварии и других чрезвычайных обстоятельствах;
  • - похищение автотранспортного средства.

Порядок списания прописан в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н).

Какие документы необходимо оформить при списании транспортного средства

Решение о ликвидации транспортного средства принимает руководитель, которое оформляется в виде приказа.

Для того чтобы определить непригодность транспортного средства к дальнейшему использованию, невозможность или неэффективность его восстановления, оформить документацию на списание, нужно создать постоянную действующую комиссию. Как правило, ликвидационная комиссия создается приказом руководителя. Она осматривает транспортное средство, подлежащее списанию, устанавливает причины его списания (физический или моральный износ, авария и т.д.), выявляет виновных в преждевременном списании, если они имеются. Члены комиссии решают, можно ли использовать в дальнейшем детали и узлы, материалы списываемого объекта, и оценивают их по цене возможного использования.

В обязанности комиссии входит составление акта на списание автотранспортного средства. Акт по форме N ОС-4а (утв. Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а). Первый экземпляр этого акта, с документом, подтверждающим снятие с учета в ГАИ, передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность автотранспортных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

При списании автотранспортных средств в акте следует указать:

  • - дату принятия объекта к бухгалтерскому учету;
  • - год изготовления;
  • - время ввода в эксплуатацию;
  • - первоначальную стоимость;
  • - сумму начисленной амортизации;
  • - пробег автомобиля;
  • - технические характеристики его агрегатов и деталей.

Также в акте обязательно надо указать причины выбытия и обосновать нецелесообразность использования и невозможность восстановления объекта. Акт подписывают члены ликвидационной комиссии, а утверждает его руководитель организации.

Если транспортное средство списывается в результате аварии, то к акту обязательно следует приложить копию акта об аварии.

Экономико-правовой бюллетень, N 8, 2007 год
О.А.Антошина

Списание транспортных средств в связи с их полным износом

В соответствии с п.77 Методических указаний по учету ОС для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования основных средств, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия. В состав комиссии входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которых в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора за отдельными видами имущества.

Пришедшие в негодность транспортные средства списываются по акту по форме N ОС-4а .

В акте на списание основных средств должны содержаться данные, характеризующие объект основных средств: дата принятия объекта к бухгалтерскому учету; год изготовления или постройки; время ввода в эксплуатацию; срок полезного использования; первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации; проведенные переоценки, ремонты; причины выбытия с их обоснованием; состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.

Акт на списание объекта основных средств утверждается руководителем организации. На основании оформленного акта на списание основных средств, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения. Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, устанавливаемого руководителем организации в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

При списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Акт на списание основных средств может выступать не только как документ бухгалтерского учета, но и как регистр налогового учета.

В соответствии с п.29 ПБУ 6/01 стоимость выбывающего объекта основных средств подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет

Расходы от списания основного средства с бухгалтерского учета являются операционными расходами (п.11 ПБУ 10/99). Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 "Основные средства" целесообразно открывать отдельный субсчет "Выбытие основных средств", в дебет которого следует переносить стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумму накопленной амортизации.

Остаточная стоимость объекта списывается с кредита счета 01 / "Выбытие основных средств" в дебет счета 91/2 "Прочие расходы". В данном случае остаточная стоимость оборудования равна нулю, так как амортизация по нему начислена полностью.

Расходы, связанные с ликвидацией транспортного средства, списываются в дебет счета 91/2 в корреспонденции со счетом 23 "Вспомогательные производства".

Материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. Такой порядок учета материальных ценностей, полученных в результате списания основных средств, установлен п.54 Положения по ведению бухгалтерского учета .

Принятие к учету пригодных к дальнейшему использованию запасных частей, металлолома отражается по дебету счета 10 "Материалы", в корреспонденции с кредитом счета 91/1 "Прочие доходы".

Пример. Организация в июле 2007 года ликвидирует транспортное средство, амортизация по которому начислена полностью, первоначальной стоимостью 270 000 руб. Работы по демонтажу и вывозу отходов осуществлялись силами вспомогательного производства. Расходы цеха вспомогательного производства составили 18 000 руб. При разборке оприходованы годные запасные части по рыночной стоимости 11 600 руб., а также металлолом по стоимости 800 руб.

В приведенной ниже таблице бухгалтерских проводок использованы следующие наименования субсчетов: 01/1 "Основные средства в эксплуатации"; 01/2 "Выбытие основных средств".

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Списана первоначальная стоимость ликвидируемого ТС

Отражены расходы вспомогательного производства по разборке ТС

Оприходованы запасные части, полученные при разборке ТС

Оприходован полученный при разборке ТС металлолом

Списано сальдо прочих доходов и расходов (18 000 - 11 600 - 800)

Налоговый учет

Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной амортизации, включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль (подп.8 п.1 ст.265 НК РФ) .

Во многих случаях при ликвидации объектов основных средств получают запасные части, материалы, металлолом и другие материалы. Доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке, при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, признаются внереализационными доходами (п.13 ст.250 НК РФ).

Дата признания доходов и расходов от ликвидации основного средства зависит от того, какой метод выбран организацией - метод начисления или кассовый метод. Организация, определяющая доходы и расходы по методу начисления, стоимость имущества, полученного при ликвидации основного средства, признает внереализационным доходом на дату составления акта ликвидации амортизируемого имущества (подп.8 п.4 ст.271 НК РФ). При кассовом методе такие доходы признаются в момент оприходования имущества (п.2 ст.273 НК РФ).

Как правило, в результате ликвидации основных средств организации получают убыток. Сумма убытка может быть учтена при налогообложении прибыли того периода, в котором убыток получен.

Воспользуемся данными примера, приведенного выше, и определим сумму внереализационного расхода и сумму дохода, которые будут учитываться в целях налогообложения прибыли: внереализационный расход - расходы по демонтажу основного средства в сумме 18 000 руб., внереализационный доход - стоимость оприходованных запасных частей и металлолома в сумме 12 400 руб.

Автомобиль, который побывал в дтп и стал непригодным к дальнейшей эксплуатации, организация списывает с баланса

Автомобиль, побывавший в аварии и признанный непригодным для дальнейшей эксплуатации, списывается с баланса организации по акту формы N ОС-4а (утверждена Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7), в котором указываются техническое состояние и причина ликвидации автотранспортного средства, первоначальная стоимость, сумма износа, затраты по ликвидации, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и др.), полученных от ликвидации объекта, результат от ликвидации.

Акт по форме N ОС-4а составляет постоянно действующая на предприятии комиссия, утвержденная приказом руководителя. В состав комиссии входят главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, ответственные за сохранность основных средств. Акт утверждает руководитель организации. При ликвидации автотранспортного средства в бухгалтерии должны быть документы об утилизации лома или утиля (сдача в металлолом, вывоз на свалку и т.п.). Данные результатов списания бухгалтер вносит в инвентарную карточку (книгу) учета объекта основных средств, при этом инвентарные карточки по выбывшим объектам хранятся отдельно от остальных. Срок их хранения устанавливает руководство.

Кроме того, при списании автотранспортного средства и снятии его с учета (при условии, что виновником ДТП не является организация) договор обязательного страхования автогражданской ответственности прекращается, а страхователь имеет право потребовать от страховщика выплату части страховой премии за неистекший срок договора страхования (пункты 33 , 34 Постановления Правительства РФ N 263).

Если в результате ликвидации автомобиля остаются запчасти, пригодные к дальнейшему употреблению, то их необходимо оприходовать по рыночным ценам и сдать на склад. При этом оформляется приходный ордер по форме N М-4.

После списания автомобиля с баланса его необходимо снять с учета в органах ГИБДД. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 собственники должны зарегистрировать свои автотранспортные средства в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение пяти дней с момента приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Организации, владеющие транспортными средствами, должны снять их с учета в случае изменения места своей регистрации, перед продажей автомобиля, в случае его списания (утилизации), а также в других случаях, когда в соответствии с законодательством прекращается право собственности организации на транспортное средство. Если организация не снимет списанный автомобиль с учета в органах ГИБДД, то она на основании ст.357 НК РФ является плательщиком транспортного налога.

Расходы, связанные с выбытием автомобиля, относятся к чрезвычайным (п.13 ПБУ 10/99). Для целей налогового учета некомпенсируемые расходы на ликвидацию транспортных средств включаются в состав внереализационных расходов (подп.8 п.1 ст.265 НК РФ).

В результате списания автотранспортного средства с баланса могут образоваться доходы в виде запасных частей, пригодных для дальнейшего использования, стоимости металлолома и пр. Согласно п.31 ПБУ 6/01 эти доходы должны отражаться в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы от списания объектов основных средств зачисляются на счет прибылей и убытков в составе операционных доходов. Стоимость деталей со списанного автомобиля, которые пригодны для дальнейшего использования, включается в состав внереализационных доходов (п.13 ст.250 НК РФ). Датой признания дохода является дата, указанная на акте на списание автомобиля (подп.8 п.4 ст.271 НК РФ). Если организация применяет кассовый метод, датой признания дохода является день поступления материалов от списания основного средства (п.2 ст.273 НК РФ).

Пунктом 2 ст.171 НК РФ предусмотрено право организации на вычет в отношении основного средства, которое будет участвовать в операциях, признаваемых объектами обложения НДС. Однако списанный автомобиль не используется в производственных целях, поэтому сумму НДС, ранее принятого к вычету при приобретении транспортного средства, необходимо восстановить в части, относящейся к его остаточной стоимости.

Планом счетов выбытие основных средств рекомендовано отражать с использованием специального субсчета "Выбытие основных средств", открываемого к балансовому счету 01 "Основные средства". Списание автотранспортного средства с баланса отражается следующими проводками:

Дебет 01 - Кредит 01/"Выбытие основных средств" - cписана первоначальная стоимость автотранспортного cредства;

Дебет 02 - Кредит 01/"Выбытие основных средств" - списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91 - Кредит 01/"Выбытие основных средств" - остаточная стоимость автомобиля списана на убытки организации;

Дебет 10/5 - Кредит 91 - оприходованы запасные части, пригодные для использования;

Дебет 76 - Кредит 91 - начислено страховое возмещение;

Дебет 51 - Кредит 76 - получена компенсация;

Дебет 91 - Кредит 68 - восстановлен НДС с остаточной стоимости автомобиля.

Продажа автотранспорта

В случае продажи автотранспортного средства порядок его бухгалтерского учета будет аналогичен вышеизложенному. Отличие в том, что происходит реализация имущества и, как следствие, у организации возникает налогооблагаемый доход.

Денежные поступления от продажи объектов основных средств признаются в учете операционным доходом (п.7 ПБУ 9/99) . При этом выручка от продажи автомобиля определяется в размере, установленном сторонами в договоре (п.30 ПБУ 6/01) . Согласно Плану счетов поступление выручки от продажи объектов основных средств отражается по кредиту счета 91/"Прочие доходы" и дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Расходы в виде остаточной стоимости амортизируемого имущества и иные связанные с продажей затраты списываются в дебет счета 91/"Прочие расходы".

При налогообложении доходов от продажи автотранспортного средства бухгалтеру следует обратить внимание на следующие моменты:

- налоговые обязательства по НДС перед бюджетом зависят от формирования первоначальной стоимости транспортного средства - c НДС или без учета налога;

- правила расчета налоговой базы по прибыли определяются тем, какой результат получен при реализации имущества - прибыль или убыток.

При этом порядок расчета НДС при реализации транспортных средств актуален как для организаций, находящихся на традиционной системе налогообложения, так и для "спецрежимников".

Налог на добавленную стоимость

Автотранспортные предприятия, которые применяет специальный налоговый режим в виде ЕНВД, не являются плательщиками НДС (п.4 ст.346.26 , п.2 ст.346.11 НК РФ). Однако они уплачивают его поставщикам при приобретении объектов ОС и иного имущества. Организация, применяющая спецрежим, обязана включить НДС в их первоначальную стоимость.

Это объясняется тем, что в общем случае сумма НДС, предъявленная поставщиком, исключается из первоначальной стоимости ОС (п.8 ПБУ 6/01). Однако сделать это можно только тогда, когда налог возмещается из бюджета. При применении специального налогового режима сумма предъявленного поставщиком налога из бюджета не возмещается, так как, находясь на "вмененке", организация не является плательщиком НДС. Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении ОС лицами, не являющимися плательщиками НДС, учитываются в стоимости такого имущества (подп.3 п.2 ст.170 НК РФ).

Реализация автотранспортного средства не подпадает под "вмененку", так как перечнем видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде ЕНВД, деятельность, связанная с операциями по реализации объектов ОС, не предусмотрена. Поэтому продажа автомобиля подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 20.12.2005 N 03-11-05/122). В этом случае налоговая база определяется как разница между продажной ценой с учетом НДС и остаточной стоимостью по данным бухгалтерского учета (п.3 ст.154 НК РФ). Налог рассчитывается по ставке 18/118.

Возникает вопрос: какую остаточную стоимость следует учесть при расчете налога - сформированную по данным бухгалтерского или налогового учета?

Следуя формулировке Налогового кодекса , логично предположить, что речь в данном случае идет о бухгалтерской остаточной стоимости, так как она должна применяться при исчислении НДС с учетом переоценок (в целях налогообложения амортизируемое имущество не переоценивается). Кроме того, в ст.154 НК РФ нет прямого указания на главу 25 НК РФ , нормами которой следовало бы руководствоваться в данной ситуации. Это дает право утверждать, что при расчете НДС учитывается остаточная стоимость, сформированная по правилам бухгалтерского учета.

Пример . ООО "ТРЕК" находится на "вмененке". Общество приняло решение о продаже автотранспортного средства, договорная стоимость реализации которого равна 250 000 руб. Его первоначальная стоимость в бухгалтерском учете с учетом налога составляет 354 000 руб. (в том числе НДС - 54 000 руб.), а сумма начисленной амортизации на момент выбытия - 140 000 руб.

Рассчитаем НДС в соответствии с правилами, установленными п.3 ст.154 НК РФ .

Остаточная стоимость автомобиля на момент продажи будет равна 214 000 руб. (354 000 - 140 000).

Превышение цены реализации, включающей в себя НДС, над остаточной стоимостью основных средств составит 36 000 руб. (250 000 - 214 000).

С полученной разницы бухгалтеру необходимо начислить НДС в сумме 5492 руб. (36 000 руб. x 18/118).

Следует обратить внимание на оформление счета-фактуры, который в данном случае должен выставить покупателю продавец автомобиля.

Налоговики считают, что в графе 1 счета-фактуры делается пометка "С межценовой разницы", в графе 5 отражается межценовая разница с учетом НДС, в графе 7 - ставка НДС - 18/118, в графе 8 - сумма налога, исчисленная в указанном порядке (письма МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15 , УМНС России по г.Москве от 12.10.2004 N 24-11/65554, от 11.05.2004 N 24-11/31157).

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.



средства

Начислен НДС от реализации ОС

Списана первоначальная стоимость автотранспортного средства

Списана сумма начисленной амортизации

Отражена остаточная стоимость автотранспортного средства

Определен финансовый результат от реализации автомобиля

(250 000 - 5492 - 214 000) руб.


Если первоначальная стоимость автомобиля сформирована без учета НДС, налоговая база определяется в соответствии с п.1 ст.254 НК РФ , т.е. это цена реализации без учета НДС. По условиям примера сумма налога к уплате в бюджет, рассчитанная в общеустановленном порядке, составит 38 136 руб. (250 000 руб. x 18/118). Нетрудно заметить, что в этой ситуации налоговые обязательства налогоплательщика перед бюджетом существенно возрастают по сравнению с суммой НДС, исчисленной с разницы доходов от реализации и остаточной стоимости (5492 руб.).

Отметим, что у налогоплательщиков, находящихся на "вмененке", обязательства по начислению НДС в бюджет могут и не возникнуть, если остаточная стоимость превысит цену реализации, т.е. если в результате продажи транспортного средства налогоплательщик получит убыток. Налоговая база для расчета НДС при таких условиях попросту отсутствует (п.3 ст.154 НК РФ).

При этом счет-фактуру, по мнению автора, организации необходимо выписать даже с "нулевым" НДС, так как обязанность оформления счета-фактуры при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, распространяется на всех налогоплательщиков (п.4 ст.169 НК РФ). В отличие от НДС, порядок учета убытка, полученного от реализации имущества, при налогообложении прибыли имеет свои особенности.

Налог на прибыль

Для целей налогообложения прибыли при реализации автотранспортного средства организация вправе уменьшить доходы от данной операции на его остаточную стоимость (подп.1 п.1 ст.268 НК РФ). Однако при расчете налога на прибыль остаточная стоимость должна определяться по правилам главы 25 НК РФ , а не по данным бухгалтерского учета. В случае если в результате реализации транспортного средства получена прибыль, особых проблем у бухгалтера не возникает: налог рассчитывается со всей суммы полученной прибыли.

Ситуация меняется, если в результате продажи получен убыток. Он учитывается в особом порядке, установленном п.3 ст.268 НК РФ . Убыток от реализации транспортного средства принимается в уменьшение полученных доходов равномерно в течение последующих отчетных (налоговых) периодов. При этом срок списания убытка определяется как разница между сроком полезного использования имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

В бухгалтерском учете полученный от продажи автомобиля убыток учитывается при определении финансового результата единовременно. Данное различие между бухгалтерским и налоговым учетом является причиной возникновения временной вычитаемой разницы (п.11 ПБУ 18/02) . Она формирует в учете отложенный налоговый актив (ОНА), который в дальнейшем будет погашаться по мере списания убытка.

Пример . В июне 2006 года ООО "ТРЕК" реализовало транспортное средство по цене 70 000 руб. (в том числе НДС - 10 678 руб.), первоначальная стоимость которого составляет 300 000 руб., установленный срок полезного использования автомобиля и в бухгалтерском, и в налоговом учете равен шести годам (72 мес.). За три года эксплуатации автомобиля начислена амортизация в размере 150 000 руб. Организация находится на традиционной системе налогообложения.

Убыток от реализации транспортного средства составит 90 678 руб. (70 000 - 10 678 - 150 000), ОНА, начисленный с этого убытка, - 21 763 руб. (90 678 руб. x 24%). Отложенный налог будет списан в течение 36 мес. (72 - 36).

В бухгалтерском учете ООО "ТРЕК" будут сделаны следующие проводки:

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

В июне 2006 года

Признан операционный доход от продажи автотранспортного

средства

Начислен НДС от реализации ОС (70 000 руб. x 18/118)

Поступила оплата от покупателя

Списана первоначальная стоимость

Списана сумма начисленной амортизации

Отражена остаточная стоимость транспортного средства

Определен убыток от реализации (70 000 - 10 678 - 150 000) руб.

Начислен ОНА с суммы полученного убытка

Июль - декабрь 2006 года

Списана часть ОНА (21 763 руб. x 6 мес. : 36 мес.)


В следующих отчетных периодах с января 2007 года по июнь 2009 года включительно ОНА будет полностью списан: в 2007 - 2008 годах. ежегодно будет списано по 7254 руб. (21 763 руб. х 12 мес.: 36 мес.), а с января по июнь 2009 года - 3627 руб. (21 763 руб. х 6 мес./36 мес.).

Реализация транспортного средства организациями, применяющими УСН

Для организаций, применяющих "упрощенку", правила бухгалтерского учета транспортного средства - объекта ОС (данная обязанность закреплена ст.3 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ , аналогичны вышеизложенным за исключением того, что они не начисляют НДС при его реализации и не применяют ПБУ 18/02 .

Для таких организаций бухгалтерский учет реализации транспортного средства заключается только в списании его остаточной стоимости (у них нет необходимости также отражать выручку от реализации).

В отличие от бухгалтерского учета, при расчете единого налога у организации в случае реализации транспортных средств могут возникнуть проблемы. В случае если налогоплательщик продаст транспортные средства до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение, с этого времени ему придется пересчитать всю налоговую базу по правилам главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени (п.3 ст.346.16 НК РФ) . Согласно Классификации ОС пересчитать налоговые обязательства в этом случае придется исходя из сроков списания капитальных затрат, которые превосходят период списания затрат на приобретение ОС при применении "упрощенки" (п.3 ст.346.16 НК РФ) . Возможность таких налоговых последствий вряд ли поднимет настроение, даже если автомобиль продан с прибылью.

Кроме того, в результате применения правил главы 25 НК РФ у транспортного средства на момент списания может увеличиться остаточная стоимость, которую организация не вправе учесть при расчете единого налога. Данная точка зрения высказана Минфином в письме от 27.05.2005 N 03-03-02-04/1/131 [email protected]

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

mob_info