Филологические дисциплины. О предмете филологии как научной дисциплины

ПИ № ФС77-32096 от 30.05.2008.

· Выходит с мая 2008 года.

· Статьи получают экспертную оценку редакционной коллегии журнала.

· Каждый номер содержит более 50 научных статей по языкознанию и литературоведению.

· Материалы журнала размещаются в национальной информационно-аналитической системе РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) www.elibrary.ru

· Все номера журнала представлены в центральных научных библиотеках России.

· Подписной индекс издания по Объединенному каталогу "Пресса России" - .

К публикации принимаются статьи соискателей ученых степеней (аспирантов, докторантов), кандидатов и докторов наук, ученых, занимающихся научными исследованиями. Все материалы авторов получают экспертную оценку редакционной коллегии журнала. Номера журнала формируются из одобренных редакционной коллегией и оплаченных статей. Стоимость публикации статьи составляет 350 руб. за одну страницу, оформленную согласно предъявляемым требованиям (см. ниже). Минимальный объем статьи - 6 страниц. Количество и объем статей, принимаемых к публикации от одного автора, не ограничены. Стоимость авторского экземпляра - 350 руб. Пересылка авторского экземпляра по территории РФ - 200 руб. Стоимость пересылки за пределы РФ - 450 руб. Авторам, имеющим ученую степень и звание, необходимо прислать копии диплома кандидата (доктора) наук и аттестата доцента (профессора). С графиком выхода номеров журнала и условиями публикации статей для аспирантов можно ознакомиться на странице журнала http://www.gramota.net/editions/2.html . Материалы для публикации следует отправлять по электронной почте ответственному редактору научного издания Рябцевой Елене Викторовне , e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дополнительно

Статьи и сведения об авторе(ах) принимаются по электронной почте. С возникающими вопросами обращайтесь, пожалуйста, по указанным выше адресам электронной почты, а также по телефонам 8-910-854-68-57 (Арестова Анна Анатольевна),8-910-755-97-92 (Рябцева Елена Викторовна). Более подробную информацию можно получить на сайте Издательства «Грамота» www . gramota . net .

Если Ваша статья принята к публикации, Вам будет отправлена по электронной почте уже заполненная квитанция с реквизитами Издательства, распечатав которую, Вы сможете оплатить публикацию Вашей статьи в ближайшем банке или почтовом отделении. Оплата публикации может быть произведена организацией, в которой Вы работаете или учитесь.

При необходимости Вы можете заказать дополнительный экземпляр интересующего Вас номера журнала. В этом случае стоимость каждого дополнительного экземпляра составит 500 руб. с учетом стоимости пересылки заказной бандеролью по территории РФ и 750 руб. - с учетом стоимости пересылки за пределы РФ.

Оформление заявки на публикацию статьи

Материалы для публикации следует отправлять по электронной почте куратору научного издания. Обращаем внимание авторов, что статьи публикуются в научных изданиях в соответствии с Договором об опубликовании печатных материалов . Отправляя заявку на публикацию научных материалов, автор принимает условия данного соглашения. Ознакомиться с условиями соглашения можно на Интернет-сайте Издательства www.gramota.net .

Сведения об авторе(ах) должны включать:

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Ученая степень (при наличии).

3. Ученое звание (при наличии).

4. Место работы.

5. Занимаемая должность.

6. Почтовый адрес с ИНДЕКСОМ (для пересылки авторского экземпляра журнала).

7. Адрес электронной почты (e-mail).

8. Контактный телефон.


Требования к оформлению статей

· Текстовый редактор - Microsoft Word.

· Формат - А 4.

· Поля - 2 см со всех сторон.

· Шрифт - Times New Roman (при необходимости - другой, если шрифт не входит в список общепринятых, его нужно прислать отдельным файлом).

· Размер шрифта - 14.

· Межстрочный интервал - 1,5.

· Абзацный отступ - 1,25.

· Ориентация - книжная, без простановки страниц, без переносов, желательно без постраничных сносок.

· Редактор формул - пакетMicrosoft Office (MathType).

· Графики, таблицы и рисунки - черно-белые, без цветной заливки. Допускается штриховка.

· УДК (см., например: http://teacode.com/online/udc/ или http://udk-codes.net/).

· Научное направление (выбрать одно из списка): физико-математические науки; химические науки; биологические науки; технические науки; сельскохозяйственные науки; исторические науки и археология; экономические науки; философские науки; филологические науки; юридические науки; педагогические науки; медицинские науки; искусствоведение; психологические науки; социологические науки; политология; культурология; науки о земле.

· Краткая аннотация статьи на русском языке (курсивом). Аннотация содержит характеристику основной темы, цели работы и ее результаты. В аннотации указывают, что нового несет в себе данная статья по сравнению с другими, родственными по тематике. Рекомендуемый средний объем аннотации - 500 печатных знаков.

· Ключевые слова и фразы (не менее 5-7).

· Название статьи - по центру, без отступа, прописными буквами.

· Текст статьи - выравнивание по ширине.

Образец оформления статьи

УДК 7; 18:7.01

Искусствоведение

Статья раскрывает содержание понятия «научное искусство», которое получает все более широкое распространение в эстетике и искусствознании для обозначения трансдисциплинарной области, в пределах которой осуществляется синтез дискурсивного мышления и интуитивного суждения, предпринимаются многочисленные попытки адаптировать методы естественных и точных наук для создания научно-обоснованного искусства, а методов искусства - для формирования новых научных теорий. Основное внимание автор акцентирует на критическом анализе альтернативных понятий, в том числе терминов «наукообразное искусство», «наукоискусство», «искусство исследования», «сайенс арт».

Ключевые слова и фразы : актуальное искусство; научное искусство; наукоискусство; искусство исследования; сайенс арт.

Ерохин Семен Владимирович , д. филос. н.

Московский государственный университет им . М . В . Ломоносова

адрес@ yandex . ru

ТЕРМИНОЛОГИЯ АКТУАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКИ

И ИСКУССТВОЗНАНИЯ: «НАУЧНОЕ ИСКУССТВО»

В последнее время в русскоязычной литературе все чаще можно встретить термин «научное искусство» (в литературе также встречается термин «наукоискусство» ). В большинстве случаев он используется как синоним английского термина «science art », служащего для обозначения интенсивно…

· Список использованной литературы , оформленный согласно ГОСТу 7.0.5.2008, приводится в алфавитном порядке в конце статьи в виде нумерованного списка.


Образец оформления списка литературы

Список литературы

1. Абузярова Н. А. проблемы обеспечения законности в трудовых отношениях (теоретический аспект): автореф. дисс. … докт. юрид. наук. Омск, 2000. 46 с.

2. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Речь, 2003. 296 с.

3. Акты Земских соборов / отв. ред. А. Г. Маньков. М.: Юридическая литература, 1985. 511 с.

4. Аристотель. Собр. соч.: в 4-х т. М.: Мысль, 1984. Т. 4. 830 с.

5. Бердяев Н. А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи: сб. статей о русской интеллигенции. М.: Новости, 1990.С. 5-26.

6. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIIIвв.: в 3-х т. / пер. с фр. Л. Е. Куббеля. М.: Прогресс, 1986. Т. 1. 623 с.

7. Васильков Я. В. От шаманизма к йоге: что произошло в «осевой период»? [Электронный ресурс]: доклад, прочитанный 27.10.2005 на втором заседании научного семинара «Восток: философия, религия, культура». URL: http://east.philosophy.pu.ru (дата обращения: 25.11.2005).

8. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах : одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации № 467-р от 03.04.2006 г. // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗРФ). 2006. № 15.

9. Мычко Е. И. Практико-ориентированные технологии формирования коммуникативной культуры педагога: дисс. … д-ра пед. наук. Калининград, 2002. 421 с.

10. Национальный архив республики Коми (НАРК). Ф. 1346. Оп. 1.

11. НАРК . Ф. 1348. Оп. 3.

12. О воинской обязанности и военной службе : Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 08.12.2011) // СЗРФ. 1998. № 13. Ст. 1475.

13. О наблюдении каждому присутственному месту за целостностью отведенных ему апартаментов дабы из пристроек отнюдь ничего утрачено не было : Постановление Сената № 12762 от 16 октября 1766 г. // Полное собрание законов Российской Империи (ПСЗРИ). СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. Собрание I. Т. XVII.

14. О непринуждении обывателей строить квартиры для помещения драгун и солдат : Постановление Сената, в подтверждение императорского указа от 12 февраля 1725 г. № 4936, 19 июля 1726 г. // ПСЗРИ. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. Собрание I. Т. XVIII.

15. Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства : Указ Президента РФ № 2171 от 16 декабря 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 51. Ст. 4936.

16. Политология : энциклопедический словарь / общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. 431 с.

17. Практическое пособие для государственных нотариусов по вопросам охраны прав граждан на наследование личной собственности [Электронный ресурс]: Письмо Минюста СССР от 21.04.1980. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

18. Региональное законодательство [Электронный ресурс]. URL: http://www.regionz.ru/
index.php?ds=671170 (дата обращения: 26.01.2011).

19. Семёнова В. И. Мировоззренческие истоки погребальной обрядности в культуре народов Западной Сибири в эпоху средневековья: автореф. дисс. … докт. культурологии. Томск, 2006. 47 с.

20. Хоружий С. С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии. 1991. № 5. С. 26-57.

21. http://www.gramota.net/materials/3/2010/2/5.html (дата обращения: 24.03.2010).

22. James Е . О . Prehistoric Religion: a Study in Prehistoric Archaeology. N. Y., 1957.

23. Nicolich М . 1968: Student Protest in Yugoslavia // New Politics. 1989. Vol. 2. № 3.

24. Scelling F. W. J. Stuttgarter Privatvorlesungen. Torine, 1973. 120 S.

Филолог - это специалист в области филологии. Филология своего рода собрание нескольких дисциплин в одну большую группу, изучающую культуру через письменность. Основные дисциплины, входящие в эту группу:

Литературоведение;

Лингвистика;

Русский язык и культура речи;

Текстология и прочее.

Лингвистика

Лингвист - это человек знающий все о языке: его устройство, законы развития и взаимоотношения между различными языками. В отличие от лингвиста, филолог не занимается самим языком, он является специалистом по текстам и всему, что с ними связано. Филологов в России единицы. Не столько самих филологов, сколько настоящих и стоящих людей в области филологии. И тут уже возникает вопрос к университетам, преподающим филологию. Как они различают эти 2 разные профессии или же, наоборот, видят их общность.

В чем же все-таки их отличие? Противостояние лингвистики и филологии:

  1. Лингвистика изучает языки, а филология науку слова, в большей степени художественного.
  2. Для лингвиста язык является самой целью и основой, а для филолога он служит инструментом, с помощью которого обрабатывают тексты.

Существует еще один нюанс: лингвист - это не филолог, а любой филолог - это лингвист. Значит, лингвист, филолог - это 2 разные профессии, которые имеют общую направленность.

Кто же такой филолог

Кто такой филолог мы уже ответили. Филолог - это специалист в сфере культуры языка и грамотности.

Теперь давайте подведем итог. Кто такой филолог и чем он занимается? Филолог изучает:

Функциональность языка;

Внутреннюю структуру;

Природу создания;

Историческое движение на протяжении всех лет;

Разделение на классы: прикладное и теория, общее и частное.

Филологи работают в научно-исследовательских центрах, образовательных заведениях, в библиотеках и редакциях. А значит, филологи всегда будут востребованы в качестве филолога-педагога, библиотекаря, редактора, журналиста, спичрайтера или копирайтера, специалиста в научных исследованиях. Помимо этого, филолога можно встретить и в современных агентствах. Как говорится, кто во что горазд. Поэтому не стоит удивляться тому, что человек с такой высокой, умной и грамотной профессией может встретиться где угодно.

Можно сделать вывод, что филолог - это специалист по текстам. А занимаеться он тем, что ему по душе: рекламой, журналистикой и т.д. Область занятости может быть безграничной, поэтому задуматься о такой привлекательной профессии лучше молодым людям, еще недавно окончившим СОШ. Юристов и бухгалтеров масса, а вот филологов раз-два и обчёлся.

Филолог-педагог. Требования

Филолог обязательно должен обладать следующими качествами: знанием научного языка; внимательностью; устойчивостью к стрессу; отличной памятью и слухом; усидчивостью и терпением; грамотной речь, как в письменном, так и в устном изложении; широким кругозором; аналитическим складом ума; инициативностью и энергичностью. Ограничение в медицинском смысле только одно - филолог-преподаватель не должен иметь нервно-психических расстройств.

Филолог, преподающий русский язык и литературу

Человек с образованием филолога вполне может преподавать в учебных заведениях по специальности -филолог русского языка и литературы, учитель. Причем это могут быть и начальные классы, и средне специальные училища, и даже вузы. Уже по окончании трех курсов университета студент может устроиться официально на работу в качестве учителя. К тому же, как известно, хоть ежегодно и выпускаются тысячи филологов, они не спешат все устраиваться работать педагогоми. Это и повышает спрос. Нехватка учителей дает возможность беспрепятственно попасть во многие учебные заведения. В некоторых дипломах в графе специальность так и пишут «Филолог, учитель русского языка и литературы».

Филолог в научно-исследовательской деятельности

Кто такой филолог и чем он занимается? Филологов выпускают высшие учебные заведения, значит их деятельность вполне может быть связана с наукой. Научно-исследовательская деятельность для филолога подразумевает:

Объяснение и восстановление старых рукописей;

Создание рецензий;

Изучение литературы и исторических данных о языке.

В такой сфере не придётся скучать филологам, любящим свое поприще. Есть еще масса вещей и письменностей, которые и по сей день нуждаются в исследованиях. В качестве места работы ученые-филологи выбирают учебные заведения, где они могут дальше самосовершенствоваться. Поступать в аспирантуру, защищать кандидатские и докторские и т.д.

Филологи в СМИ

Для выпускника-филолога открываются врата журналистики. Если ему это близко, то он смело может устраиваться на должность корректора, редактора, журналиста, репортера, главного редактора, выпускающего редактора. Главное требование всех СМИ - это умение грамотно, ясно и с четкой расстановкой излагать свои мысли как письменно, так и устно. Ну и, конечно, под эти критерии попадает филолог. Каждый из них должен быть грамотным в речи и текстах, уметь излагать и формулировать мысли на бумаге или хорошо подать людям идею через экраны телевизоров или по радио. И тут нужно выбирать каждому свое. Что лучше? Разъезды и командировки или спокойная работа в офисе за рабочим столом? Работают в офисах корректоры и выпускающие редакторы. Их основная задача - исправить и переписать уже сформулированный текст на бумагу или в электронном виде.

IT и интернет - место работы грамотных филологов

Сейчас в сети появляются заманчивые предложения для филологов. На сегодняшний день существует масса сайтов, предлагающих филологам показать себя. Каждый день в сети появляются тысячи новых сайтов, которым необходима оптимизация, новые уникальные тексты для продвижения сайта и его качественного наполнения. И здесь без грамотных людей, точно излагающих свои мысли, просто не обойтись. Итак, должности филологов в интернете: СЕО-специалист, занимающийся адаптацией написанного текста к требованиям СЕО-маркетинга, технический писатель (технический редактор), описывающий товары и услуги, копирайтер или рерайтер, создающий и исправляющий контент для сайтов.

Известные филологи

  1. Латышев Василий Васильевич (родился в 1855 году).
  2. Гримм Фридрих-Мельхиор.
  3. Лихачев Дмитрий Сергеевич.
  4. Розенталь Дитмар Эльяшевич.
  5. Ренан Жозеф Эрнест.
  6. Акций Луций.
  7. Галилео Галилей.
  8. Гаспаров Михаил Леонович.
  9. Маклюэн Маршалл.
  10. Иванов Вячеслав Всеволодович.
  11. Толкин Джон Рональд Руэл.

Итог

Филология - очень занятная наука, которая на сегодняшний день весьма популярна. Филологи - грамотные и образованные люди. Филолог - это необязательно учитель, это может быть и журналист, и научный сотрудник, и рекламный агент. Но и это еще не предел.

Предмет филологии – слово (текст), её цель – классификация текстов и выделение среди них имеющих культурное значение. Она рассматривает правила создания, воспроизведения, хранения речи.

Предмет филологии как науки не только не определен достаточно ясно. Большинство филологов сводят ответ на вопрос о предмете своей науки к «союзу языкознания и литературоведения» либо же филология определяется как «совокупность» дисциплин, куда включаются и текстология, и стилистика, и риторика, и поэтика, и палеография, и семиотика.

Термин филология осмысляется прежде всего этимологически - как «любовь к слову». Очевидно, что изначально филология толковалась как учение о Слове в сакральном смысле, т.е. слове как божественном даре. языкознание - это учение о языке, его устройстве, системе знаков, выражающих определенные смыслы, языке как средстве общения. Наше же литературоведение занималось только художественной речью (литературой), отчего другие виды словесности (устная речь, научная и философская литература, деловая и ораторская проза, средства массовой информации) явно проигрывают во внимании и степени изученности.

Очевидна историческая последовательность в появлении наук: филология возникла в древности, языкознание – наука относительно нового времени. Если объяснять развитие наук в связи с техническим прогрессом в создании текстов, то филология – наука, появление которой обосновано созданием письма или письменной речи (текстов), а языкознание – наука, создание которой инициировано возможностями печатной речи, прогрессом в языковых контактах различных народов, необходимостью исследовать множество языков и их устройство.

Неслучайно именно в России на рубеже XVIII-XIX веков появился термин словесность , который стал, безусловно, аналогом филологии, а словесные науки – аналогом филологических наук. Поскольку история русского языкознания в ее наиболее авторитетных учебниках слабо касается именно «словесных наук» вследствие накладывания схемы современного научного языкознания на классическую схему русских филологических («словесных») наук, требуется выяснить последовательное развитие как словесных = филологических = языковедческих наук в России, так и коснуться истории и современного понимания самих терминов слово – речь – язык .

Ступени в истолковании текста позволяют последовательно выстроить понимание предметов частной и общей филологий: в частной филологии анализируется конкретный текст (его возникновение, авторство, вхождение в данную область культуры), в общей филологии – «общие исторические закономерности понимания и истолкования текстов на фоне развития культуры, прогресса в знаниях и речевом общении, технического прогресса в создании текстов».

Предмет филологии необходимо ясно отличить от языкознания и литературоведения. Если роль филологии только «связующая», если филология – только «совокупность дисциплин» и, по словам акад. Ю.С.Степанова, «современная филология стремится к «партикуляризму», основанному на принципе «каждый язык – как никакой другой»; т.о., в отличие от языкознания, нет «универсальной, или общей, Ф.»

Надо утверждать, что этот предмет есть. Прежде всего, большинство исследователей, как и сам Ю.С.Степанов, полагают, что исходным объектом исследования для филолога является текст . Этот самый текст есть ни что иное, как старинное и классическое слово – не как единица языка, а как сакральный феномен, дар Божий, инструмент общения, орудие мысли. Именно в фольклоре основным термином является язык как инструмент общения, орудие взаимодействия и организации всей человеческой жизни. В письменной же культуре на первое место выходит концепт слово – это ясно хотя бы по главному свидетельству первых строк Евангелия от Иоанна, где сказано: «В начале было Слово».

Изучение концептов язык – речь – слово в русской филологической традиции позволяет сделать следующие выводы относительно их семантической эволюции:

1. В фольклорных текстах концепты язык – речь – слово используются как синонимы: орудие общения и взаимодействия людей. Основная задача фольклорных текстов о языке – дать правила речевого поведения, предупреждая об опасностях и возможностях языка, речи, слова.

2. В фольклорных текстах наиболее частотным является концепт язык . Речь часто имеет значение распространенного текста, а слово иногда употребляется, чтобы обозначить понятие или минимальную единицу языка. в китайской культуре истинный путь=правило (дао) выражается в словесной природе человека, которая обозначена термином вэнь . Как слово – хранитель культуры и образования, так и вэнь в китайской традиции значит «культура, образование, просвещение, литература».

3. В русской классической филологической теории, сложившейся на базе учебников словесности первой половины XIX века, концепт язык понимается, в основном, как орудие создания «изустной речи» (кроме, конечно, значения народного «наречия», национального языка). Согласно теории К.П.Зеленецкого, науки о Слове составляли: лексикология (ее предмет – «речения», т.е. слова=понятия); грамматика (изучает предложения); синтаксис (изучает периоды); риторика (изучает речь в полном составе) (Зеленецкий 1848).

4. Современное научное объяснение. Прежде всего, концепт язык понимается как система знаковых единиц, выражающая совокупность понятий и мыслей и предназначенная для коммуникации. Речь – конкретная реализация языка, облекаемая в устную или письменную форму, а слово – как основная структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов и их свойств. В то же время современные употребления данных концептов сохраняют все прежние классические значения.

1. Филология – учение о правилах и закономерностях создания, передачи, хранения, воспроизведения и функционирования словесных произведений.

2. Филология – наука о культурном прогрессе человечества, выраженном в способах, принципах и правилах создания текстов (речи, словесных произведений). Филологическое знание показывает, как технологическое развитие форм речи влияет на смысл речи.

3. Поскольку «в произведениях слова выражается весь состав культуры общества, теоретическая задача филологии – построение научной картины культуры, взятой сквозь призму слова».

4. Филология – наука о классификации всех словесных произведений данной национально-речевой культуры Предмет филологии – «языковые тексты» в разных родах и видах словесности. Лингвистика же говорит только об одной стороне языка (его устройстве, системе знаков)

Предмет филологии - «словесность, или языковые тексты. Задачей филологии является, прежде всего, отделение произведений словесности, имеющих культурное значение, от таких, которые его не имеют. Для решения этой задачи необходимо сначала обозреть весь массив произведений словесности. Это можно сделать только путем классификации этих произведений» (Рождественский 1990: 112].

5. Для правильного прочтения текстов филология выделяет языкознание и науки о речи» [Рождественский 1990: 113]. У языкознания имеется свой предмет: система языка и объяснение фактов языка на разных его уровнях (фонетическом, лексическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом).

Русский язык объединит нас не как языковая система, а через осмысленные языковые тексты . Иначе говоря, нас объединяет филология как учение о культуре, проявленной в текстах . Целью филологии - описание всех видов современной словесности с выявлением целей, задач, содержания, форм общения, выражения этих форм в различных жанрах речи, стилистического своеобразия текстов.

- (греческое philologia «любовь к знанию») система знаний, необходимых для научной работы над письменными памятниками, преимущественно на языках древних, часто мертвых. Поскольку важнейшим и первым в совокупности этих знаний является понимание… … Литературная энциклопедия

- (греч., от phileo люблю, и logos слово). Сперва под этим именем разумелось изучение древне классического мира; ныне же вообще наука о языке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФИЛОЛОГИЯ [Словарь иностранных слов русского языка

Совокупность, содружество гуманитарных дисциплин лингвистич., лит. ведч., истор. и др., изучающих историю и сущность духовной культуры человечества через языковый и стилистич. анализ письменных текстов. Текст, все его внутр. аспекты и… … Энциклопедия культурологии

ФИЛОЛОГИЯ, филологии, мн. нет, жен. (от греч. philos друг и logos учение, слово). Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Славянская филология. Античная филология. Романская филология.… … Толковый словарь Ушакова

филология - и, ж. philologie > нем. Philologie <гр. phileo люблю + logos слово. Совокупность наук, изучающих язык и литературу; язык и литература. БАС 1. Романская филология. БАС 1. Ради красного словца не пожалеет родного отца это и есть филология,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Современная энциклопедия

- (от фил... и греч. logos слово) область знания, изучающая письменные тексты и на основе их содержательного, языкового и стилистического анализа историю и сущность духовной культуры данного общества. Филология возникла в Др. Индии и Греции. В 17… … Большой Энциклопедический словарь

ФИЛОЛОГИЯ - (от греч. phileō – люблю + ...логия). Совокупность гуманитарных наук, изучающих культуру какого л. народа, выраженную в языке и литературном творчестве. В число гуманитарных наук, составляющих обязательный минимум содержания образовательной… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Филология - (от фил... и греческого logos слово, буквально любовь к слову), область знания (языкознание, литературоведение, текстология, источниковедение, палеография и др.), изучающая письменные тексты и на основе их содержательного, языкового и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ФИЛОЛОГИЯ, и, жен. Совокупность наук, изучающих духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Славянская ф. | прил. филологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Филология и Погодинская гипотеза. Даёт ли филология малейшие основания поддерживать гипотезу Погодина и Соболевского о галицко-волынском происхождении малоруссов? I-IV. Разбор общих историко-филологи
  • Филология и Погодинская гипотеза. Даёт ли филология малейшие основания поддерживать гипотезу Погодина и Соболевского о галицко-волынском происхождении малоруссов? I-IV. Разбор общих историко-филологических данных и обзор письменных памятников старо-киевск , Крымский А.Е.. Книга представляет собой репринтное издание 1904 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…

Вспомогательные филологич. дисциплины

Современная филология как отрасль науки.

Вместе с философией, историей, искусствоведением, культурологией, педагогикой, психологией и другими науками филология образует область гуманитарных знаний.

Ф. включает в себя ряд наук и научных дисциплин. Ф-ие науки - это языкознание (языковедение, лингвистика) и литературоведение.

В число филологич. науч.дисциплин входит несколько групп научных дисциплин.

1. Дисциплины, существующие на стыке лингв-ки и лит-ведения.

риторика. Гл. задача совр. риторики- изучение речевой коммуникации в ее воздействии на читающего/слушающего посредством сообщения.

поэтика (от др.греч. poietike techne - творческое искусство). Это учение о том, как устроено лит-ное произведение, что есть творчество писателя, лит-ное направление. Область поэтики, внимание которой сосредоточено на языке произведений, составляет лингвистическую поэтику.

Стилистика (фр. stylistique , от лат. stilus - остроконечная палочка для письма, манера письма). Термин «стилистика» возник в нач. 19 века в трудах ученого и писателя Новалиса (подлинное имя - Фридрих фон Харденберг). Как научная дисциплина складывается в сер. 19 века. Задача с. - изучение употребления языка (стилистич. средства, возможности их использования в тексте вообще и в текстах разных видов, разными говорящими/слушающими).

Текстология (лат textos - связь, ткань и logos - слово) изучает рукописные и печатные тексты художественных, литературно-критич. и публицистических произведений для их издания и интерпретации. Термин ввел в конце 1020-х гг. Б.Томашевский. На Западе по преимуществу используют термин «критика текста»;

источниковедение изучает способы разыскания и систематизации источников для дальнейшего использования лингвистикой (лингстич. источниковедение), лит-ведением;

библиография (др.греч. biblion - книги и graphō - пишу) занимается учетомнаучной и печатной продукции и информации о ней.

К числу вспомогательных научных дисциплин относятся дисциплины историко-филологич. принадлежности. Они решают задачи, связанные с изучением древних текстов; это палеография (от греч.palaiós - древний и graphō - пишу), которая изучает историю письма по рукописным памятникам и археография (от греч. archaios - древний и graphō - пишу) занимается собиранием, описанием рукописных, печатных и др. памятников.

семиотика (др.греч. semeiōtikē - учене о знаках) изучает знаки и знаковые системы. Центральное понятие - знак.

герменевтика (др.греч. hermēneutikē (techne)-истолковательное искусство) изучает способы толкования смысла. Центральные понятия - смысл, понимание.



теория текста изучает текст в семиотическом смысле. Текстом явл-ся не только последовательность языковых знаков, воплощающая смысл, но и, н-р, картина, город, человек и другие последовательности, созданные из неязыковых знаковых знаков или сочетания знаков языковых и неязыковых, воплощающих смысл. Таковы,н-р, высказывания типа «Летит!» в соединении с жестом, указывающим, н-р, на летящий в небе самолет (означает: «Самолет летит!»). Центральное понятие теории текста - текст.

филологическая теории коммуникации изучает деятельность чел-ка по созданию и пониманию текста. Центральное понятие - коммуникатив. деят. homo loquens (человека говорящего).

филологическая информатика изучает пути и способы создания, хранения, обработки, изучения, передачи филологич. информации при помощи информационных (компьютерных) технологий.

В совр. филологии сохраняется и традиционное деление филологии по языку (группе языков). Русская филологи, турецкая, романо-германская и др.

Таким образом, с т.зр. современного понимания Филология – это общее обозначение двух наук: лингвистики и литературоведения, связанных единым предметом изучения – словом.

mob_info