Естественные факторы природы. Open Library - открытая библиотека учебной информации

Поиск по книге ← + Ctrl + →

Естественные факторы природы в системе физического воспитания

Оздоровительное влияние физических упражнений на организм детей и подростков наилучшим образом достигается при сочетании их с использованием естественных природных факторов (воздух, солнце и вода).

Одним из основных средств укрепления здоровья является Закаливание, т. е. система мероприятий, дающих возможность организму быстро и адекватно приспособиться к воздействиям окружающей среды. Правильно используя естественные факторы природы, удается повысить сопротивляемость вредным воздействиям, патогенным микроорганизмам, а также достигнуть благоприятных сдвигов в функциональном состоянии организма: улучшаются основной обмен, работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, совершенствуется процесс терморегуляции, повышается мышечный тонус.

Научные исследования по изучению влияния различных видов и методов закаливания на физиологические функции организма позволили сформулировать принципы организации закаливания:

1) постепенность закаливания, т. е. постепенное увеличение силы воздействия закаливающего фактора:

2) систематичность закаливания. Длительный перерыв в закаливании ведет к постепенному угасанию выработанных условных рефлексов;

3) разнообразие средств закаливаниия. Длительное применение какого-либо раздражителя в целях закаливания повышает сопротивляемость организма только данному раздражителю.

Целесообразно проводить закаливание во время занятий физическими упражнениями и спортом. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами, подвижные и спортивные игры на воздухе, купание в открытом водоеме, туристические походы, лыжные и пешие прогулки, проводимые в различных метеорологических условиях, содействуют увеличению закаливающего эффекта.

Проведение всех закаливающих процедур требует постоянного контроля со стороны медицинских работников. Это контроль за условиями, в которых проводится закаливание, их рациональным использованием и влиянием на организм.

Закаливание воздухом - самое распространенное и всем доступное средство закаливания. Воздух воздействует на организм человека в течение всей его жизни. Необходимо, чтобы это постоянное воздействие всегда оказывало благоприятное влияние, стимулирующее правильные рост и развитие организма. Действие воздуха воспринимается нервными окончаниями кожных покровов и слизистых оболочек дыхательных путей. Характер влияния воздуха на организм определяется соотношением его качественных показателей: температуры, влажности, движения, давления, ионизации.

При проведении воздушных ванн необходимо учитывать состояние здоровья детей и их индивидуальную реакцию. Нельзя допускать резкого охлаждения, а тем более переохлаждения. Поэтому во время приема воздушных ванн рекомендуется проводить подвижные игры, а с целью усиления их положительного влияния на организм целесообразны после них водные процедуры (купание в водоеме, душ, обливание или обтирание).

Физиологическое действие водных процедур и результат их влияния на организм подобны действию воздушных ванн. В порядке нарастания силы раздражения водные процедуры распределяются следующим образом: обтирание, обливание, ванна, душ, купание в открытом или закрытом водоеме. Сила раздражения водой достигается увеличением площади соприкосновения с ней, снижением температуры воды и удлинением времени ее воздействия. Выбор водных процедур определяется врачом с учетом возраста детей и данных об их здоровье. Водные процедуры начинают проводить водой нейтральной температуры (34-36° С) продолжительностью от 2 до 15 мин. Для здоровых детей температуру воды каждые 2 дня снижают на 1-2 ° С, доводя до 18-20° С в зависимости от возраста.

Полезно купание в открытых и закрытых водоемах, особенно в море, так как оно сопровождается физической нагрузкой и вызывает положительные эмоции. Купаться следует 1 раз в сутки. Рекомендуется купаться при температуре воды не ниже 22° С и при температуре воздуха не ниже 24° С, в тихую погоду.

Солнечные ванны оказывают на организм наиболее сильное физиологическое действие по сравнению с другими природными факторами закаливания. Многостороннее влияние ультрафиолетовых лучей на организм при условии их правильного использования выражается в улучшении состояния и физического развития, повышении защитных сил организма, его сопротивляемости инфекциям и другим вредным воздействиям окружающей среды. Повышается интенсивность , улучшается состав крови, нормализуются функции и взаимодействие всех органов и тканей.

Закаливание детей солнечными лучами целесообразно сочетать с воздушными ваннами и водными процедурами.

Методы и средства закаливания должны подбираться (при обязательной консультации медицинского работника) индивидуально в зависимости от возраста и состояния здоровья детей и подростков.

При осуществлении текущего санитарного надзора за детскими и подростковыми учреждениями обязательному контролю подлежит организация закаливающих мероприятий в них, особенно в учреждениях интернатного типа и с высокими показателями заболеваемости детей и подростков. При этом обращают внимание на следующее:

комплекс закаливающих (специальных и ежедневных) процедур;

организацию специальных закаливающих процедур (место в режиме дня; время, затраченное на проведение процедуры всеми детьми; методика проведения; реакция детей на воздействующий раздражитель; участие медицинского персонала и воспитателей) ;

осуществление врачебного контроля за организацией и проведением закаливающих мероприятий (предварительный осмотр детей, назначение закаливающих процедур, регистрация рекомендаций и проведенной процедуры);

анализ заболеваемости в зависимости от комплекса воздействующих факторов, определение эффективности проводимых мероприятий и др.

По результатам проверки даются общее заключение об организации и проведении закаливающих мероприятий среди детей и подростков в организованных коллективах, а также конкретные рекомендации по оптимизации этой оздоровительной работы.


← + Ctrl + →
Физическое воспитание в детских и подростковых учреждениях Медицинский контроль за физическим воспитанием

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Минобрнауки России

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)»

УГС (код, наименование) 38.00.00 Экономика и управление

Направление подготовки (код, наименование) 38.03.02 Менеджмент

Профиль (наименование) Финансовый менеджмент

Факультет Экономики и менеджмента

Кафедра Менеджмента и маркетинга

Тема Естественные и антропогенные факторы, влияющие на состояние окружающей среды

Учебная дисциплина Безопасность жизнедеятельности

Курс 1Группа 669зсф-1

Руководитель, Ерыгина А.В

Доцент, канд.эконом.наук

Санкт-Петербург

Введение

1. Антропогенные факторы, влияющие на загрязнение окружающей среды и их последствия

2. Типология антропогенного загрязнения

3. Естественные факторы, влияющие на загрязнения окружающей среды и их последствия

4. Предупреждение и способы устранения загрязнений окружающей среды

Список используемой литературы

Введение

В последнее время все больше внимания уделяется проблеме загрязнения окружающей среды, организовываются движения в защиту и охрану ресурсов, формируются соответствующие ведомства и законы. Не так давно, человечество стало понимать, как его жизнедеятельность неразрывно связана с решением задач по охране природы, и стало предпринимать действия, по спасению своего единственного дома, планеты Земля.

В наш век передовых технологий, когда почти все необходимые ресурсы можно получить, обратившись к науке, стыдно продолжать по-варварски относиться к окружающей среде. Естественно, что разработка и использование более экологичных приемов добычи, своевременная и правильная утилизация отходов дело затратное, но что мы будем делать с деньгами, которые смогли сэкономить, например, после вырубки леса и, не восполнив его, когда не останется чистой воды и воздуха? Какой мы оставим планету, и будет ли она пригодна для жизни нашим детям, какие семена трудностей уже посажены, а главное как с этими ростками будут справляться следующие поколения?

Не имея нужного уровня развития человек, уничтожал территорию, когда осваивал ее, хорошим примером для этого можно использовать данные, полученные известным голландским мореплавателем и исследователем А. Я. Тасманом. Когда мореплаватель и его команда приблизились к берегам нынешней Тасмании, они не заметили аборигенов, но обратили внимание на клубы дыма, поднимавшиеся в разных местах над лесом. Последующие исследователи острова так же сталкивались с обилием костров и пожаров, и хотя деятельность аборигенов была достаточно обширна, они занимались охотой, собирательством, рыболовством, главным «рычагом», с помощью которого перестраивался ландшафт, - был огонь. В результате подобной деятельности произошла смена растительности на территории Тасмании, необратимо изменился характер почвы и климат. Располагая данными предыдущих лет, и не строя теорий, а воочию увидев, к чему приводят столь не разумные действия, необходимо бить тревогу и заниматься спасением территорий в срочном порядке, и ни в коем случае не пренебрегать возможностью сохранить оставшиеся ресурсы.

антропогенный загрязнение последствие

1. Антропогенные факторы, влияющие на состояние окружающей среды.

Работа любого производства (промышленного, сельскохозяйственного и т.п.) сопровождается образованием отходов. Они поступают в окружающую среду в виде выбросов в атмосферу, выбросов в водоемы, твердых промышленных и бытовых отходов.

В современное время давление человечества на окружающую среду заметно возросло. Строятся и расширяются города, территории для сельскохозяйственной деятельности занимают места лесов и болот, тем самым уменьшается биологическое разнообразие естественной среды.

Каждое производство, в процессе своей работы создает отходы, с переработкой которых не в силах справиться природа.

2. Типология антропогенного загрязнения

Типологию антропогенного загрязнения можно рассмотреть таким образом:

По природе факторов

По масштабам

По происхождению загрязнителя

По объектам загрязнения

Химическое - загрязнение формирующиеся в результате поступления в естественную среду химических веществ, превышающих норму.

Локальное - загрязнение не большого района вокруг действующего предприятия или населенного пункта. Характерны для городов и крупных предприятий и районов добычи.

Количественное загрязнение - результат возвращения в среду тех веществ, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в меньших объемах (соединения железа, древесина и т.д.)

Загрязнение атмосферы - главные источники такого загрязнения это ТЭС, металлургия, отрасли промышленности и транспорт. Так же сказывается активный рост городов, деятельность которых приводит к образованию смога.

Биологическое - загрязнение формирующиеся привнесением в окружающую среду и размножение в ней не характерных микроорганизмов, влекущее за собой болезни.

Региональное - загрязнение в пределах значительных территорий и акваторий, но не разросшееся до масштабов планеты

Качественное загрязнение связано с поступлением в среду неизвестных природе веществ, создаваемых химией (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.)

Загрязнение гидросферы - водоемы загрязняются поверхностными стоками и сточными водами. Основными источниками являются жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, рыбный промысел и промышленность.

Физическое - загрязнение приводящее к изменению физическим параметров среды. Таким загрязнениями могут являться: тепловыми, световыми, шумовыми, радиационными и т.д. Все виды загрязнения не характерные для живой природы.

Глобальное - загрязнение обнаруживаемое в любой точке земного шара, вдалеке от источника

Загрязнение литосферы - загрязнение плодородного слоя почвы вызывает складирование, захоронение отходов (промышленных и бытовых). Стремясь повысить урожайность, применяются удобрения и пестициды, которые так же пагубно влияют на состояние почвы.

3. Естественные факторы, влияющи е на состояние окружающей среды

Естественным источником загрязнения среды являются природные опасные геологические процессы или явления, не являющиеся результатом деятельности человека.

К таким загрязнениям, вызванным природными источниками, относят:

· Пыльные бури

· Зеленые насаждения в период активного цветения

· Степные и лесные пожары

· Извержения вулканов

· Наводнения

· Селевые потоки

· Выветривание горных пород

· разложение организмов.

· Землетрясения

· Биологическое самозагрязнение водоемов, в виде цветения в период активного роста водорослей.

Природные источники загрязнения как правило имеют не постоянный характер и не вызывают существенных и необратимых загрязнений для окружающей среды.

4. Предупреждение и способы устранен ия загрязнений окружающей среды

Как говорилось ранее, естественные источники загрязнения не связаны с деятельностью человека и могут быть только заблаговременно распознаны, что даст возможность подготовиться к будущей проблеме и не дать, по возможности разрастись ситуации до состояния катастрофы.

Таким образом, можно заранее, благодаря необходимым приборам зафиксировать опасную ситуацию и грамотно на нее среагировать, а некоторые факторы, такие как пожары, предупредить вовсе.

Что касается антропогенных факторов загрязнения окружающей среды, то здесь необходимо приложить на много больше усилий.

Основными направлениями по решению проблем защиты окружающей среды являются:

· Совершенствование технологических процессов и разработка нового оборудования с меньшим уровнем выбросов примесей и отходов в окружающую среду.

· Замена токсичных отходов на нетоксичные.

· Замена не утилизируемых отходов на утилизируемые.

· Применение пассивных методов защиты, к которым относятся мероприятия, направленные на ограничения выбросов промышленного производства с последующей утилизацией.

· Необходимо строительство очистных сооружений

· Применение малосернистого топлива

· Рекультивация земель

· Применение «чистых» технологий и оборотных систем водоснабжения.

Вывод

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее: проблема загрязнения окружающей среды стоит на первом месте и требует активной и безотлагательной деятельности человека. Необходимо понимать неразрывную связь между высоким качеством жизни и высоким качеством состояния окружающей среды, такие понятия неделимы. Только активные действия, направленные на защиту окружающей среды смогут сдержать и смягчить тот экологический кризис, который уже настал. Данная тема актуальна на протяжении уже многих лет, и требует к себе помимо внимания и огласки, реальных и сплоченных действий всех жителей Земли. В таком вопросе не должно быть разделений на государства, миру необходимо сплотиться и совместными усилиями разрабатывать и применять на практике методы спасения окружающей среды от пагубного воздействия на нее жизнедеятельности человека, т.к. именно этот фактор наносит самые ощутимые и негативные последствия. Не работая коллективно и на результат, ни о какой положительной динамике речи быть не может.

Список используемой литературы

· Ерыгина А.В. Лекция 10. Охрана окружающей среды [Электронный ресурс] / А.В. Ерыгина. - Электрон. текстовые дан. - Санкт-Петербург: СПбГТИ, 2016. - Режим доступа: http://zfem.ru/file.php/1665/lec/BZhD_lec10.pdf.

· Охрана окружающей среды: Учеб, для техн. спец, вузов / Под ред. СЗ. Белова. - М.: Высшая школа, 2004. - 319 с.

· Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс] / - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://megabook.ru/article/%D0%90%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%8F%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B9%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%8B (Дата обращения 21.11.2016)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Биосфера Земли, формы современного антропогенного воздействия на нее. Вклад различных отраслей промышленности в общее загрязнение окружающей среды. Антропогенные и естественные факторы, влияющие на изменение климата. Энергетика и выбросы парниковых газов.

    контрольная работа , добавлен 26.04.2011

    Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Литосфера - твердую оболочку Земли и источники ее загрязнения. Факторы, влияющие на здоровье человека. Антропогенные источники загрязнения окружающей среды.

    контрольная работа , добавлен 09.02.2009

    Сущность загрязнения окружающей среды, ее признаки. Особенности загрязнения воды и атмосферы, основные загрязнители и степень их воздействия. Понятие экологического кризиса его последствия. Факторы, источники и последствия экологической опасности.

    контрольная работа , добавлен 13.05.2009

    Классификация и формы загрязнения окружающей среды. Состояние здоровья населения, уменьшение его здорового числа. Факторы, влияющие на здоровье и продолжительность жизни. Медико-санитарное обеспечение безопасности человека. Решение экологических проблем.

    реферат , добавлен 10.12.2011

    Факторы, влияющие на экологическую обстановку г. Усть-Каменогорск. Техногенные и природные источники загрязнения. Биологические факторы воздействия. Воздействие архитектурно-планировочной инфраструктуры на экологию города. Состояние загрязнения воздуха.

    контрольная работа , добавлен 07.01.2013

    Основные загрязнители атмосферного воздуха и глобальные последствия загрязнения атмосферы. Естественные и антропогенные источники загрязнения. Факторы самоочищения атмосферы и методы очистки воздуха. Классификация типов выбросов и их источников.

    презентация , добавлен 27.11.2011

    История и факторы загрязнения окружающей среды, предупредительные меры по его предотвращению. Роль международного сотрудничества в защите окружающей среды от химических загрязнений. Понятие безотходного производства, его сущность и экологическое значение.

    доклад , добавлен 15.11.2009

    Главные факторы, загрязняющие атмосферу, нынешнее состояние окружающей среды Калининградской области. Состояние озонового слоя над Россией и отрицательное влияние на здоровье человека веществ, загрязняющих атмосферу. Загрязнение транспортными средствами.

    реферат , добавлен 13.11.2009

    реферат , добавлен 26.02.2009

    Факторы, влияющие на распространение отработавших газов, химический состав и оценка негативного воздействия на окружающую среду. Загрязнения почв придорожных участков тяжелыми металлами, механизм трансформации. Расчет экономического ущерба от выбросов.

Экологические факторы — это комплекс окружающих условий, воздействующих на живые организмы. Различают факторы неживой природы — абиотические (климатические, эдафические, орографические, гидрографические, химические, пирогенные), факторы живой природы — биотические (фитогенные и зоогенные) и факторы антропогенные (воздействие человеческой деятельности). К лимитирующим относятся любые факторы, ограничивающие рост и развитие организмов. Приспособление организма к среде обитания называется адаптацией. Внешний облик организма, отражающий его приспособленность к условиям среды, называется жизненной формой.

Понятие об экологических факторах среды, их классификация

Отдельные компоненты среды обитания, воздействующие на живые организмы, на которые они реагируют приспособительными реакциями (адаптациями), называются факторами среды, или экологическими факторами. Иначе говоря, комплекс окружающих условий, влияющих на жизнедеятельность организмов, носит название экологические факторы среды.

Все экологические факторы делят на группы:

1. включают компоненты и явления неживой природы, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы. Среди множества абиотических факторов главную роль играют:

  • климатические (солнечная радиация, свет и световой режим, температура, влажность, атмосферные осадки, ветер, атмосферное давление и др.);
  • эдафические (механическая структура и химический состав почвы, влагоемкость, водный, воздушный и тепловой режим почвы, кислотность, влажность, газовый состав, уровень грунтовых вод и др.);
  • орографические (рельеф, экспозиция склона, крутизна склона, перепад высот, высота над уровнем моря);
  • гидрографические (прозрачность воды, текучесть, проточность, температура, кислотность, газовый состав, содержание минеральных и органических веществ и др.);
  • химические (газовый состав атмосферы, солевой состав воды);
  • пирогенные (воздействие огня).

2. — совокупность взаимоотношений живых организмов, а также их взаимовлияний на среду обитания. Действие биотических факторов может быть не только непосредственным, но и косвенным, выражаясь в корректировке абиотических факторов (например, изменение состава почвы, микроклимата под пологом леса и т.д.). К биотическим факторам относятся:

  • фитогенные (влияние растений друг на друга и на окружающую среду);
  • зоогенные (влияние животных друг на друга и на окружающую среду).

3. отражают интенсивное влияние человека (непосредственно) или человеческой деятельности (опосредованно) на окружающую среду и живые организмы. К таким факторам относятся все формы деятельности человека и человеческого общества, которые приводят к изменению природы как среды обитания и других видов и непосредственно сказываются на их жизни. Каждый живой организм испытывает влияние неживой природы, организмов других видов, в том числе человека, и в свою очередь оказывает воздействие на каждую из этих составляющих.

Влияние антропогенных факторов в природе может быть как сознательным, так и случайным, или неосознанным. Человек, распахивая целинные и залежные земли, создает сельскохозяйственные угодья, выводит высокопродуктивные и устойчивые к заболеваниям формы, расселяет одни виды и уничтожает другие. Эти воздействия (сознательные) часто носят отрицательный характер, например необдуманное расселение многих животных, растений, микроорганизмов, хищническое уничтожение целого ряда видов, загрязнение среды и др.

Биотические факторы среды проявляются через взаимоотношения организмов, входящих в одно сообщество. В природе многие виды тесно взаимосвязаны, их отношения друг с другом как компонентами окружающей среды могут носить чрезвычайно сложный характер. Что касается связей между сообществом и окружающей неорганической средой, то они всегда являются двусторонними, обоюдными. Так, характер леса зависит от соответствующего типа почв, но сама почва в значительной мере формируется под влиянием леса. Подобно этому температура, влажность и освещенность в лесу определяются растительностью, но сформировавшиеся климатические условия в свою очередь влияют на сообщество обитающих в лесу организмов.

Воздействие экологических факторов на организм

Воздействие среды обитания воспринимается организмами через посредство факторов среды, называемых экологическими. Следует отметить, что экологическим фактором является только изменяющийся элемент окружающей среды , вызывающий у организмов при своем повторном изменении ответные приспособительные эколого-физиологические реакции, наследственно закрепляющиеся в процессе эволюции. Они подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные (рис. 1).

Называют всю совокупность факторов неорганической среды, влияющих на жизнь и распространение животных и растений. Среди них различают: физические, химические и эдафические.

Физические факторы - те, источником которых служит физическое состояние или явление (механическое, волновое и др.). Например, температура.

Химические факторы — те, которые происходят от химического состава среды. Например, соленость воды, содержание кислорода и т.п.

Эдафические (или почвенные) факторы представляют собой совокупность химических, физических и механических свойств почв и горных пород, оказывающих воздействие как на организмы, для которых они являются средой обитания, так и на корневую систему растений. Например, влияние биогенных элементов, влажности, структуры почвы, содержание гумуса и т.п. на рост и развитие растений.

Рис. 1. Схема воздействия среды обитания (окружающей среды) на организм

— факторы деятельности человека, воздействующие на окружающую природную среду ( и гидросферы, эрозия почв, уничтожение лесов и т.п.).

Лимитирующими (ограничивающими) экологическими факторами называют такие факторы, которые ограничивают развитие организмов из-за недостатка или избытка питательных веществ по сравнению с потребностью (оптимальным содержанием).

Так, при выращивании растений при различных температурах точка, при которой наблюдается максимальный рост, и будет оптимумом. Весь интервал температур, от минимальной до максимальной, при которых еще возможен рост, называют диапазоном устойчивости (выносливости), или толерантности. Ограничивающие его точки, т.е. максимальная и минимальная пригодные для жизни температуры, — пределы устойчивости. Между зоной оптимума и пределами устойчивости по мере приближения к последним растение испытывает все нарастающий стресс, т.е. речь идет о стрессовых зонах, или зонах угнетения, в рамках диапазона устойчивости (рис. 2). По мере удаления от оптимума вниз и вверх по шкале не только усиливается стресс, но по достижении пределов устойчивости организма происходит его гибель.

Рис. 2. Зависимость действия экологического фактора от его интенсивности

Таким образом, для каждого вида растений или животных существуют оптимум, стрессовые зоны и пределы устойчивости (или выносливости) в отношении каждого фактора среды обитания. При значении фактора, близкого к пределам выносливости, организм обычно может существовать лишь непродолжительное время. В более узком интервале условий возможно длительное существование и рост особей. Еще в более узком диапазоне происходит размножение, и вид может существовать неограниченно долго. Обычно где-то в средней части диапазона устойчивости имеются условия, наиболее благоприятные для жизнедеятельности, роста и размножения. Эти условия называют оптимальными, в которых особи данного вида оказываются наиболее приспособленными, т.е. оставляют наибольшее число потомков. На практике выявить такие условия сложно, поэтому оптимум обычно определяют отдельные показатели жизнедеятельности (скорость роста, выживаемость и т.п.).

Адаптация состоит в приспособлении организма к условиям среды обитания.

Способность к адаптациям — одно из основных свойств жизни вообще, обеспечивающее возможность ее существования, возможность организмов выживать и размножаться. Адаптации проявляются на разных уровнях — от биохимии клеток и поведения отдельных организмов до строения и функционирования сообществ и экологических систем. Все приспособления организмов к существованию в различных условиях выработались исторически. В результате сформировались специфические для каждой географической зоны группировки растений и животных.

Адаптации могут быть морфологическими, когда меняется строение организма вплоть до образования нового вида, и физиологическими, когда происходят изменения в функционировании организма. К морфологическим адаптациям близко примыкает приспособительная окраска животных, способность менять ее в зависимости от освещенности (камбала, хамелеон и др.).

Широко известны примеры физиологической адаптации — зимняя спячка животных, сезонные перелеты птиц.

Весьма важными для организмов являются поведенческие адаптации. Например, инстинктивное поведение определяет действие насекомых и низших позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и др. Такое поведение генетически запрограммировано и передается по наследству (врожденное поведение). Сюда относится: способ построения гнезда у птиц, спаривание, выращивание потомства и др.

Существует также и приобретенное повеление, полученное индивидом в процессе его жизни. Обучение (или научение) - главный способ передачи приобретенного поведения от одного поколения к другому.

Способность индивида управлять своими познавательными способностями, чтобы выжить при неожиданных изменениях среды обитания, является интеллектом. Роль научения и интеллекта в поведении возрастает с совершенствованием нервной системы — увеличением коры головного мозга. Для человека — это определяющий механизм эволюции. Свойство видов адаптироваться к тому или иному диапазону факторов среды обозначается понятием экологическая мистичность вида.

Совместное действие экологических факторов на организм

Экологические факторы обычно действуют не по одному, а комплексно. Действие одного какого-либо фактора зависит от силы воздействия других. Сочетание разных факторов оказывает заметное влияние на оптимальные условия жизни организма (см. рис. 2). Действие одного фактора не заменяет действие другого. Однако при комплексном воздействии среды часто можно наблюдать «эффект замещения», который проявляется в сходстве результатов воздействия разных факторов. Так, свет не может быть заменен избытком тепла или обилием углекислого газа, но, воздействуя изменениями температуры, можно приостановить, например фотосинтез растений.

В комплексном влиянии среды воздействие различных факторов для организмов неравноценно. Их можно подразделить на главные, сопутствующие и второстепенные. Ведущие факторы различны для разных организмов, если даже они живут в одном месте. В роли ведущего фактора на разных этапах жизни организма могут выступать то одни, то другие элементы среды. Например, в жизни многих культурных растений, таких, как злаки, в период прорастания ведущим фактором является температура, в период колошения и цветения — почвенная влага, в период созревания — количество питательных веществ и влажность воздуха. Роль ведущего фактора в разное время года может меняться.

Ведущий фактор может быть неодинаков у одних и тех же видов, живущих в разных физико-географических условиях.

Понятие о ведущих факторах нельзя смешивать с понятием о . Фактор, уровень которого в качественном или количественном отношении (недостаток или избыток) оказывается близким к пределам выносливости данного организма, называется лимитирующим. Действие лимитирующего фактора будет проявляться и в том случае, когда другие факторы среды благоприятны или даже оптимальны. Лимитирующими могут выступать как ведущие, так и второстепенные экологические факторы.

Понятие лимитирующих факторов было введено в 1840 г. химиком 10. Либихом. Изучая влияние на рост растений содержания различных химических элементов в почве, он сформулировал принцип: «Веществом, находящимся в минимуме, управляется урожай и определяется величина и устойчивость последнего во времени». Этот принцип известен под названием закона минимума Либиха.

Лимитирующим фактором может быть не только недостаток, на что указывал Либих, но и избыток таких факторов, как, например, тепло, свет и вода. Как отмечалось ранее, организмы характеризуются экологическим минимумом и максимумом. Диапазон между этими двумя величинами принято называть пределами устойчивости, или толерантности.

В общем виде всю сложность влияния экологических факторов на организм отражает закон толерантности В. Шелфорда: отсутствие или невозможность процветания определяется недостатком или, наоборот, избытком любого из ряда факторов, уровень которых может оказаться близким к пределам, переносимым данным организмом (1913 г.). Эти два предела называют пределами толерантности.

По «экологии толерантности» были проведены многочисленные исследования, благодаря которым стали известны пределы существования многих растений и животных. Таким примером является влияние загрязняющего атмосферный воздух вещества на организм человека (рис. 3).

Рис. 3. Влияние загрязняющего атмосферный воздух вещества на организм человека. Макс — максимальная жизненная активность; Доп — допустимая жизненная активность; Опт — оптимальная (не влияющая на жизненную активность) концентрация вредного вещества; ПДК — предельно допустимая концентрация вещества, существенно не изменяющая жизненную активность; Лет — летальная концентрация

Концентрация влияющего фактора (вредного вещества) на рис. 5.2 обозначена символом С. При значениях концентрации С = С лет человек погибнет, но необратимые изменения в его организме произойдут при значительно меньших значениях С = С пдк. Следовательно, диапазон толерантности ограничивается именно значением С пдк = С лим. Отсюда, С пдк необходимо определить экспериментально для каждого загрязняющего или любого вредного химического соединения и не допускать превышения его С плк в конкретной среде обитания (жизненной среде).

В охране окружающей среды важны именно верхние пределы устойчивости организма к вредным веществам.

Таким образом, фактическая концентрация загрязняющего вещества С факт не должна превышать С пдк (С факт ≤ С пдк = С лим).

Ценность концепции лимитирующих факторов (С лим) состоит в том, что она дает экологу отправную точку при исследовании сложных ситуаций. Если для организма характерен широкий диапазон толерантности к фактору, отличающемуся относительным постоянством, и он присутствует в среде в умеренных количествах, то такой фактор вряд ли является лимитирующим. Наоборот, если известно, что тот или иной организм обладает узким диапазоном толерантности к какому-то изменчивому фактору, то именно этот фактор и заслуживает внимательного изучения, так как он может быть лимитирующим.

Закаливание организма является неотъемлемой частью физического воспитания и составляет одну из задач физической подготовки. Закаливание проводится с целью повышения устойчивости организма и развития у него способности быстро и безболезненно приспособляться к меняющимся условиям внешней среды (холод, жара, влажность).

Благоприятное действие на человеческий организм оказывает солнце, воздух, вода. Правильное пользование ими ведет к укреплению здоровья и повышению сопротивляемости организма многим болезням, помогает тренировке кожных кровеносных сосудов, Повышает в организме обмен веществ и улучшает все жизненные процессы.

Закаливание водой, солнцем и воздухом широко применяется также и при лечении разных заболеваний и ранений.

Средствами закаливания служат различные водные процедуры - обтирание, ванны, душ, купанье, а также воздушные и солнечные ванны.

Одним из важнейших правил применения средств закаливания организма является постепенное повышение их интенсивности, длительности и непрерывность их воздействия. В зависимости от времени года средства закаливания могут изменяться. Вместо купания, в зимнее время должно проводиться умывание холодной водой до пояса и обтирание, вместо воздушных ванн - прогулки, зарядка на открытом воздухе без шинелей.

Закаливание солнцем лучше всего начинать весной. В первые дни достаточно для приема солнечных ванн 10-15 минут. Затем это время нужно постепенно увеличивать, на 5-10 минут ежедневно, с тем, чтобы довести его до 1,5-2 часов. Длительное облучение солнцем одного какого-либо участка тела может вызвать ожог. Поэтому при приеме солнечных ванн нужно чаще менять положение тела. Во избежание солнечного удара голову следует закрывать полотенцем. Нельзя принимать солнечные ванны натощак и тотчас же после приема пищи. После окончания приема солнечных ванн весьма полезны водные процедуры - душ или кратковременное купанье. У отдельных лиц под влиянием солнца может появиться головная боль, слабость, потеря аппетита. В таких случаях нужно прием солнечных ванн прекратить и посоветоваться с врачом. Возобновление их допустимо только с разрешения врача. Солнечные ванны, вызывая в коже отложение особого вещества (пигмента), вызывают потемнение ее, или загар. Это не только ведет к повышению защитных свойств кожи в отношении устойчивости ее к различным кожным заболеваниям, но и улучшает приспособляемость организма в целом к переменам температуры внешней среды.

Одним из лучших средств закаливания являются водные процедуры. Применение их требует соблюдения определенных правил. Некоторыми видами водных процедур можно пользоваться на протяжении целого года. Так, например, умывание до пояса, обтирание должны производиться без перерыва.

Купание допускается при температуре не ниже 15-16° С, а время пребывания в воде ограничивается вначале 5-6 минутами. При более высокой температуре воды (20° С и выше) продолжительность купания может быть увеличена до 20-30 минут. В течение дня рекомендуется купаться не более трех-четырех раз. Нельзя допускать продолжительного купания сразу же после тяжелой физической работы. После приема пищи купание должно производиться не ранее чем через 1,5-2 часа. После купания нужно растереть тело досуха полотенцем. Нельзя купаться до появления озноба или до «гусиной кожи». Купание надо сочетать с энергичными движениями, плаванием, нырянием.

Пользование душем должно начинаться также постепенно. Вначале достаточно находиться под душем несколько секунд, для того чтобы обмыть тело; в последующем можно довести пребывание под душем до 2-3 минут. После душа нужно энергично досуха растереть тело. В остальном соблюдаются те же правила, как и при купании.

Для целей закаливания возможно применение теплого и холодного воздуха. В весенне-летний период воздушные процедуры (ванны) следует начинать при температуре не ниже 15-16° С, начиная с 5-10 минут, с постепенным увеличением времени их до 1,5-2 часов. Для приема воздушных ванн выбирается сухое место, защищенное от прямых солнечных лучей. В первые два-три дня при приеме воздушных ванн обнажается верхняя половина тела, затем все тело. Лежать на земле при этом нельзя; нужно иметь для этого какую-либо мягкую подстилку, песок или деревянные настилы. После воздушных ванн следует обмыть тело под душем или выкупаться.

Применение для закаливания холодного воздуха является одним из наиболее действенных средств повышения сопротивляемости организма против вредного влияния охлаждения. При соприкосновении кожи с более холодным воздухом отмечается, как и при действии воды, сначала сужение (отсюда озноб), а потом расширение кожных кровеносных сосудов. При этом работа сердца усиливается вследствие расширения сосудов, кожа краснеет, первоначальное чувство озноба сменяется приятным ощущением тепла и бодрости. Действие воздуха значительно мягче, чем действие воды. Гораздо легче переносится низкая температура воздуха во время движения. Утренняя зарядка на улице без шинели, хождение на лыжах в облегченной одежде, прогулки, проводимые в зимнее время, играют важную роль в общем укреплении организма, его закаливании, развитии у него способности без вреда переносить влияние низких температур.

01.09.2017

Наиболее благоприятные условия внешней среды и более широкие возможности для применения средств ЛФК имеются на курортах и в санаториях, где движение, солнце, воздух и вода являются мощными факторами оздоровления больного.

Естественные факторы природы с целью оздоровления применяются в следующих видах и формах: а) солнечное облучение в процессе ЛФК и солнечные ванны как метод закаливания; б) аэрация в процессе ЛФК и воздушные ванны как метод закаливания; в) частичные и общие обливания, обтирания и гигиенические души, купание в пресных водоемах и в море

Наиболее благоприятные условия внешней среды и более широкие возможности для применения средств ЛФК имеются на курортах и в санаториях, где движение, солнце, воздух и вода являются мощными факторами оздоровления больного.

Закаливание - комплекс методов целенаправленного повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному действию физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры воздуха, воды, пониженного атмосферного давления и др.) путем систематического тренирующего дозированного воздействия этими факторами.

Закаливание - одно из важнейших направлений профилактики заболеваний, составная часть мероприятий по укреплению здоровья в санаториях, домах отдыха, пансионатах.

Закаливание можно рассматривать как адаптацию, которая достигается путем систематического многократного воздействия того или иного физического фактора на организм, что вызывает перестройку метаболизма и некоторых физиологических функций,направленную на обеспечение гомеостаза; при этом совершенствуются нейрогуморальные и обменные процессы в различных органах и системах.

Закаливание специфично, т. е. определяется постепенным снижением чувствительности организма к действию лишь определенного физического фактора. Организм человека, несмотря на разностороннее воздействие внешних факторов, обладает высокой способностью сохранять постоянство своей внутренней среды (состав крови, температура тела и т. п.), при которой только и возможна его жизнедеятельность. Малейшее нарушение этого постоянства уже свидетельствует о заболевании. Закаленный человек обладает высоким жизненным тонусом, не подвержен заболеваниям, в любых условиях способен сохранять спокойствие, бодрость, оптимизм.

Наиболее эффективны систематические закаливающие тренировки с использованием воздействия разнообразных природно-климатических факторов.

Приступая к закаливанию воздухом, водой и солнцем, нужно учитывать следующее.

Закаливание необходимо начинать с простейших форм (воздушные ванны, обтирание, обливание прохладной водой и др.) и только после этого постепенно увеличивать зака-ливающую дозировку и переходить к более сложным формам. Приступать к купанию в холодной и ледяной воде можно только после соответствующей подготовки и консультации у врача.

Полезно чаще и дольше находиться на свежем воздухе. При этом нужно одеваться так, чтобы в течение продолжительного времени не испытывать дискомфорта от холода, но и не перегреваться (чрезмерное укутывание создает тепличные условия для кожи и сосудов, что способствует перегреву, а понижение температуры приводит к быстрому переохлаждению и простуде).

Нельзя злоупотреблять закаливанием. Так, при воздействии холода важно не допускать появления озноба и посинения кожи, при солнечном облучении - покраснения кожи и перегрева тела.

Закаливание солнцем. Солнечные лучи являются сильным раздражителем. Под их воздействием происходит определенное изменение почти всех физиологических функций: повышается температура тела, учащается и углубляется дыхание, расширяются кровеносные сосуды, усиливается потоотделение, активизируется обмен веществ.

При правильном дозировании регулярные солнечные облучения положительно влияют на функциональное состояние нервной системы, повышают устойчивость организма к действию солнечной радиации, улучшают обменные процессы. Все это совершенствует деятельность внутренних органов, повышает работоспособность мышц, усиливает сопротивляемость организма заболеваниям.

Злоупотребление солнечными ваннами может вызвать серьезные осложнения, в том числе и такие, как малокровие, нарушение обмена веществ, а при повышенной ра-диационной активности солнца - развитие лейкемии. Поэтому, приступая к солнечным закаливающим процедурам,необходимо строго соблюдать постепенность и после-довательность в наращивании дозировок облучения, учитывая при этом состояние здоровья,возраст, физическое развитие пациента, климатические и радиационные условия солнцестояния и другие факторы.

Начинать прием солнечных ванн лучше летом - утром (с 8 до 11 ч),весной и осенью - днем (с 11 до 14 ч) в защищенных от ветра местах.

Здоровым людям следует начинать закаливание солнцем с пребывания под прямыми солнечными лучами в течение 10-20 мин, постепенно увеличивая продолжительность процедуры на 5-10 мин с доведением ее до 2-3 ч (не более!). Через каждый час закаливания необходимо не менее 15 мин отдыхать в тени.

Закаливание воздухом является простейшей, наиболее доступной и легко воспринимаемой формой закаливания. Оно повышает устойчивость организма к переохлаждению, предохраняет от простудных заболеваний, улучшает функцию дыхания, обмен веществ, работу сердечно-сосудистой системы. Такое закаливание можно проводить независимо от времени года и погодных условий (во время занятий физическими упражнениями, находясь в туристском походе, во время прогулки и др.).

Важной формой закаливания являются воздушные ванны, но их следует использовать правильно.

Начинать принимать воздушные ванны лучше всего в теплые дни в защищенных от ветра местах, можно в движении (например, во время выполнения физических упражнений), при этом продолжительность процедуры дозируется индивидуально (в зависимости от состояния здоровья и степени закаленности занимающихся, а также температуры и влажности воздуха).

Закаливание водой. Систематические обливания и купания, особенно в холодной воде, сочетаемые с физическими упражнениями, массажем, являются мощным стимулятором бодрости и источником здоровья.

Холодная вода вызывает рефлекторное сужение сосудов кожи (а в ней содержится 1/3 объема крови). За счет этого часть периферийной крови перемещается во внутренние органы и в мозг и несет с собой дополнительные питательные вещества и кислород к клеткам организма. Вслед за первоначальным кратковременным сужением кожных сосудов наступает вторая рефлекторная фаза реакции - их расширение, при этом происходят покраснение и потепление кожи, что сопровождается приятным чувством тепла, бодрости и мышечной активности. Сужение, а затем расширение кровеносных сосудов - своего рода гимнастика для сердечно-сосудистой системы, способствующая интенсивному кровообращению. Она вызывает мобилизацию и поступление в общий кровоток резервной массы крови, особенно находящейся в печени и селезенке.

Под воздействием холодной воды активизируется диафрагма, усиливается вентиляция легких, дыхание становится более глубоким и свободным, в крови повышается количество гемоглобина, эритроцитов и лейкоцитов. Все это благоприятно сказывается на окислительных процессах и обмене веществ в целом. Однако основным моментом в закаливании водой является совершенствование аппарата терморегуляции, вследствие чего температура тела при самом неблагоприятном состоянии окружающей среды остается в оптимальных пределах, а защитные силы организма всегда находятся в «боевой готовности».

В то же время следует помнить, что при чрезмерно длительном охлаждении тела происходит стойкое сужение сосудов кожного покрова, чрезмерно увеличивается потеря тепла, а теплопродукция оказывается недостаточной, чтобы компенсировать такие потери. Это может вызвать серьезные отклонения в деятельности организма и привести к нежелательным последствиям. Поэтому при закаливании организма холодной водой большое значение следует придавать дозированию холодовых нагрузок и постепенности их наращивания.

Особенно благоприятна комплексная система закаливающих тренировок, сочетающая различные формы закаливания с двигательной активностью.

Обтирание тела - наиболее мягкое средство закаливания. При этом вначале следует использовать воду комнатной температуры, снижая последнюю постепенно, в течение 2-3 недель, до 10-12 °С. После адаптации к обтиранию можно приступить к обливанию или душу.

Эффективным средством закаливания, интенсивно тренирующим механизм терморегуляции и значительно повышающим тонус нервной системы, является контрастный душ (попеременно теплый и холодный). В зависимости от разности температуры воды различают сильноконтрастный душ(перепад температуры более 15 °С), среднеконтрастный (перепад температуры воды 10-15 °С) и слабоконтрастный (перепад температуры воды менее 10 °С).

Практически здоровые люди могут начинать закаливание со среднеконтрастного душа и по мере адаптации к нему переходить к сильноконтрастному.

Купание в открытых водоемах - наиболее действенное средство закаливания водой. Его лучше начинать летом и продолжать систематически, совершая не менее 2-3 купаний в неделю. При плавании водная среда оказывает легкое массирующее воздействие на тело - мышцы, подкожные сосуды (капилляры) и нервные окончания; одновременно фиксируется повышенный расход тепловой энергии, в то же время усиливается теплопродукция в самом организме, что обеспечивает сохранение нормальной температуры тела при правильном дозировании на весь период купания.

Продолжительность пребывания в воде должна регулироваться в зависимости от ее температуры и погодных условий, а также от степени тренированности и состояния здоровья занимающихся закаливанием.

Систематическое закаливание водой обязательно для всех, кто хочет достигнуть высшей формы закаливания холодом - «моржевания». Зимнее плавание дает наибольший закаливающий эффект.
Теги: закаливание
Начало активности (дата): 01.09.2017 14:08:00
Кем создан (ID): 645
Ключевые слова: закаливание, плавание, холодные ванны, купание, обтирание

mob_info