Что входит в социальную работу. Социальная работа как профессия

Определение социальной работы

По мнению В.И. Курбатова, определение понятия «социальная работа» делится на уровни: первичные и вторичные. Первичные - отражают эмпирический опыт социальной работы, результат наблюдений и экспериментов. Вторичные - интерпретируют первичные понятия и образуют, путем логических операций над ними, теоретические положения.

Итак, вторичный уровень - это теория социальной работы, с которой логичнее всего начать. Теория социальной работы, определяется здесь как - наука о закономерностях и принципах функционирования и развития конкретных социальных процессов, их динамики под влиянием психолого - педагогических управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.

Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнедеятельности личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

В литературе имеются и другие формулировки этих понятий. Но главное состоит в том, что социальная работа как одна их разновидностей деятельности, направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно, так называемых, слабых слоев и групп. Так же социальную работу можно определить как научную дисциплину; учебную дисциплину; прикладную науку; отраслевую теорию среднего уровня; самостоятельную теорию; специфическую форму социальной деятельности и др. Все эти определения лишь подробнее раскрывают теоретическую сущность социальной работы.

Социальная работа как общественное явление представляет собой своеобразную модель социальной помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально - культурного, социально - политического развития и социальной политики государства. Это предельно широкое толкование понятия «социальная работа» раскрывающее участие этой дисциплины во всех ее проявлениях и сферах деятельности.

В более узком смысле, социальная работа есть общественно - необходимая деятельность, направленная на социальную защищенность личности, прав человека и являющаяся гарантом политической и социальной стабилизации общества, так, как призвана, препятствовать росту его маргинальных слоев. Социальную работу можно определить как специфическую форму государственного и негосударственного воздействия на человека с целью обеспечения достойного культурного, социального и материального уровня жизни населения.

Только что мы рассмотрели термин «социальная работа» с теоретической точки зрения, с точки зрения выполняемых его ролей в обществе. Но кроме теоретических составляющих социальной работы существует, так называемая, практическая составляющая или, как мы определились ранее, первичный уровень. К нему мы будем относить все то, что связанно с практической деятельностью социальной работы.

Как нам уже известно, социальная работа существует, в основном, как практическая деятельность. То есть в эту подструктуру входят такие определения социальной работы как: профессия; деятельность;, направленная на социальную помощь и т.д. В эту группу относятся понятия отражающие специфику организации социальной работы с различными социальными группами: людьми пожилого возраста, с ограниченными возможностями, беженцами, семьями и детьми группы риска и т.д.

Такого рода определения, связанные с объяснениями социальной практики в различных сферах общественной жизни, обычно описываются при помощи категорий, являющихся специфическими, собственно категориями социальной работы (социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь и др.). Следовательно, для того, чтобы лучше разобраться с практической подструктурой, следует разобраться в категориях входящих в нее. Рассмотрим самые основные категории, как их определяет их В.И. Курботов Курбатов В.И. Социальная работа. С. 90-91 Ростов-на-Дону, 2000:

Социальная помощь - это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.

Социальную поддержку - можно трактовать как специальные меры, направленные на поддержание условий достаточных, для существования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.

Под социальной защитой - следует понимать систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Социальная поддержка, защита людей, в целом социальная работа, определяются социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по улучшению социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.

Социальная работа является научной и практической дисциплиной, как наука, социальная работа получила свое развитие только после оформления ее как практики, поэтому мы дали ее определение как практической деятельности и как системы научного знания, а так же рассмотрели основные категории, помогающие в определении понятия социальной работы.

англ. socialwork) -вид профессиональной деятельности, содержание которой определяется процессами, происходящими в социально-экономической, политической и духовной сферах жизни общества. С. р. заключается в оказании государственного или негосударственного профессионального содействия и помощи на временной или постоянной основе индивиду, группе лиц, общине с целью обеспечения достойного образа жизни, материального и культурного уровня, оказания необходимой квалифицированной защиты индивиду или группе лиц в предкризисной или кризисной ситуации.

Особое внимание С. р. уделяет социально-уязвимым слоям населения: престарелым, инвалидам, сиротам, одиноким, многодетным и неполным семьям и т. д.; охватывает проблемы социально-экономических, правовых и межличностных отношений в здравоохранении, образовании, в трудовой, производственной и досуговой сферах; предполагает оказание индивидуальной или групповой помощи путем консультирования, патронажа, организации реабилитационных мер, использования широкого спектра социальных услуг; направлена на активизацию и мобилизацию интеллектуального и физического потенциала человека. В С. р. используются психологические, социологические, педагогические, психотерапевтические методы.

В развитых странах Запада С. р. оказывает целенаправленное влияние на формирование и реализацию социальной политики государства, развитие законотворческой деятельности. Как практическая деятельность, требующая специальной профессиональной подготовки кадров, С. р. известна с конца XIX в. в странах Европы и Северной Америки. Получила широкое распространение и развитие в зарубежных странах в 1 -ой четверти XX в. В РФ как профессиональная деятельность стала развиваться с 1991 г. (В. Н. Чигирь.)

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Профессиональная сфера, которая объединяет психологию, клиническую психологию и социологию. Социальная работа направлена на применение социально-научных принципов к социальным проблемам. Хотя эту область трудно ограничить, в частности, потому, что новые проблемы, теории и процедуры имеют тенденцию расширять ее сферу, обычно она разделяется на три широких области: (а) изучение условий жизни неблагополучных семей и помощь им, при этом основное внимание уделяется индивидуальной и семейной терапии; (б) групповая работа с акцентом на работе с неформальными группами, несовершеннолетними, церквами и т.д.; (в) отношения с сообществами, с ориентацией на местные организации, окрестные группы, учреждения и т.д.

Социальная работа - уникальный вид профессиональной деятельности по созданию социальных условий для улучшения условий жизни отдельной личности, повышение благосостояния народа. Как вид профессиональной деятельности социальная работа сформировалась на базе системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, социальных служб для молодежи, специализированных учреждений и учреждений.

Традиционно социальная работа развивается как филантропическая помощь личности в сложной жизненной ситуации, определенная система материального обеспечения населения с целью создания надлежащих условий для выживания в период перехода к рыночной экономике. Сложные социально-экономические условия жизни обусловили необходимость разработки современных научных и прикладных подходов к социальному влиянию на индивида и его окружения. С одной стороны - финансовая поддержка государства, адаптация общества к потребностям личности, с другой - создание соответствующих социальных условий для самосовершенствования и саморегулирующаяся-ции личности в направлении овладения ею экономической состоятельности. Сущностная значимость социальной работы - в ее побудительном, активизируя характере, который базируется на понимании того, что социальный работник не сможет прожить за клиента его жизни. Социальная деятельность предназначена найти положительные сохранены возможности личности, направить их в правильное русло, помочь ему осознать собственную жизненную ситуацию и найти выход из нее.

Практическая направленность социальной работы на основе научно обоснованных подходов к организации труда определяет ЕЕ как профессию, разновидность трудовой деятельности, требующий определенной профессиональной подготовки и являются, как правило, способом существования.

Социальная работа - специфический вид профессиональной деятельности уполномоченных органов по предоставлению государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения материального, социального, культурного уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. Социальная


деятельность основывается на различных гуманитарных и демократических идеалах. Социальная работа имеет пять ключевых аспектов: социально-экономический, национально-географический, политический, культурный, духовный. Национально-географический аспект социальной работы заключается в том, что деятельность происходит в среде определенного народа, в пределах определенных границ - учреждения, страны, региона, муниципалитета. Политический аспект социальной работы связан с тем, что каждая страна имеет свою политическую систему, которая независимо от того, является ли она либеральной или репрессивной, социалистической или капиталистической, определяет условия практической деятельности социального работника. Социально-экономический аспект социальной работы исходит из того, что основными надеждами человека есть надлежащие условия жизни, доступ к трудовой деятельности, системы здравоохранения и образования, социального обеспечения и социального обслуживания, в то время как социальное согласие в любой группе или стране зависит в значительной степени от справедливого распределения имеющихся ресурсов. Культурный аспект социальной работы возникает в уважении к традициям, убеждений, культурных ценностей отдельной страны, социальной группы, сообщества, мировых культурных достижений и ценностей. С точки зрения социальной работы важна для создания благополучного социального фона для жизнедеятельности личности является система ценностей, философия, этика социальной работы, идеалы стоящие в основе научных и практических подходов к стратегиям поддержки личности.

Основу социальной работы как практической деятельности составляют:

· Принципы социальной работы;

· Процесс социальной работы;

· Функции социальной работы;

· Составляющие социальной работы.

Принципы социальной работы как практической деятельности - исходные положения теории социальной работы, отражающие ее прикладное значение (табл. 1.1).


Таблица 1.1. Принципы социальной работы

Принцип создания равных возможностей Предоставление социальных услуг личности независимо от ее возраста, национальности, происхождения, социального статуса, сферы занятости, места жительства, религиозной принадлежности; создание таких социальных условий жизнедеятельности личности, которые соответствуют его потребностям и соотносятся с условиями функционирования общества
Принципсочетание помощи с самопомощью Опора на положительный потенциал личности и ее стремление воспринять социальное влияние
Принцип гуманности Приоритет общечеловеческих ценностей, предусматривающие взгляд на человека в его взаимосвязях с природой, обществом, глобальными проблемами, продиктованы особенностями и реалиями современности, общечеловеческой культурой, а также такими общечеловеческими ценностями, уходящих корнями в семейная среда и фундаментальные основы нравственности; сочетание интересов общества и потребностей личности в получении социальных услуг
Принцип дифференциации и индивидуализации Учет уровней физического, психического, социального, духовного, интеллектуального развития личности, стимулирование ее активности, раскрытие творческой индивидуальности каждого
Принцип адаптации Определяет особенности привлечения различных категорий и целевых групп населения к социально значимой деятельности с целью приспособления к социальной среде и удовлетворения социально значимых потребностей, а также адаптация общества к особым потребностям отдельных категорий граждан
Принцип интеграции Создание условий для включения личности в деятельность различных сфер жизни общества, ее позитивной социализации, индивидуализации, идентификации

Окончание табл. 1.1

Принцип согласованности краткосрочных и долгосрочных перспектив Согласованность краткосрочных и долгосрочных перспектив социализации личности, взаимодействие мер государственной поддержки, негосударственной и личностной программы образовательного, культурного, психического, физического развития
Принципкомплексногоподхода Использование широкого спектра приемов и способов решения социально-психологических проблем, их вариативности государственными, общественными, частными учреждениями и организациями
Принцип этичности Отражает характер деятельности, направленный на корректную обработку информации и конфиденциальности
Принцип партнерства и взаимного доверия Основа продуктивного взаимодействия в социальном становлении детей и молодежи, различных возрастных групп населения с государственными и негосударственными социальными службами
Принцип уважения к личности Соблюдение права на личностную мнению, создание условий для волеизъявления собственного мнения клиента в процессе предоставления социальных услуг
Принцип бесплатности обслуживания или драгоценности услуг Осуществляется в соответствии с действующим законодательством

Процесс социальной работы - последовательная смена социальных явлений, этапов в развитии практики социальной работы, совокупность последовательных действий для достижения конечного результата.

Процесс социальной работы реализуется на разных уровнях развития общества: микро-, мезо- и макроуровне.

Микро-уровень - социальная работа с отдельной личностью и его ближайшим социальным окружением: семьей, друзьями, соседями, родственниками и др. Он базируется на прямых взаимоотношениях и взаимоотношениях между личностью и социумом. В соответствии с этим процесс социальной работы состоит из следующих этапов.

1. Опытный: изучение, исследование социальных условий жизни граждан, их социальных проблем, интересов, запросов на социальные услуги. Этот этап реализуется благодаря использованию социологических (интервью, анкетирование, фокус-группы) и психолого-педагогических методов (интервью, наблюдение, тестирование клиента или группы клиентов) исследования.

2. Планирование: на основе результатов и полученных данных исследования проблем клиентов, их психологического самочувствия, состояния, интересов, запросов, особенностей жизнедеятельности определяются основные подходы к индивидуальной или групповой работы, в зависимости от сферы социальной защиты (труда и социальной политики, образования, специализированных учреждений, социальных служб для молодежи и т.д.) цели, задачи, формы, методы социальной работы, ресурсы (финансирование, кадровое обеспечение), взаимодействие специалистов в группе (команде), срок исполнения, промежуточные цели, корректировки при необходимости форм и методов социального воздействия, определение конечного результата, согласование плана с потребителями социальных услуг.

3. Процесс социальной работы: предоставление услуг клиентам, реализация основных положений плана, коррекция при необходимости основных подходов к социальной работе в ходе ее реализации.

4. Подведение итогов: оценка результатов работы на основе преимущественно качественных данных (улучшение психологического состояния личности, социальных условий жизни, материального или финансового положения, характер взаимоотношений и взаимоотношений в социуме на основе наблюдения, бесед, анкетирования, тестирования и т.д.).

5. Прекращение процесса предоставления социальных услуг или переход на новый, дальнейшее, содержательно качественный этап социальной работы.

Этот уровень социального обслуживания может осуществляться на контрактной основе социальной службы с клиентами и реализуется преимущественно специалистами организаций и учреждений социальной сферы.

Мезоуровень: социальная работа осуществляется на уровне организаций и учреждений социальной сферы. Объекты социальной работы вступают во взаимоотношения с субъектами предоставления социальных услуг опосредованно. Это уровень определения основных направлений, подходов к социальной работе администрацией заведения, не вступает в прямые контакты с потребителями социальных услуг, однако есть определяющим звеном в улучшении социального фона социума (района, микрорайона, города, области, региона), совершенствует содержание, формы, методы, технологии социальной работы в пределах своих полномочий и компетенции.

Процесс социальной работы на этом уровне состоит из следующих этапов:

1. Научно обоснованное исследование социальных, социально-психологических, социально-экономических, социально-культурных проблем различных социальных групп населения, влияния территориальных особенностей условия жизнедеятельности населения, определение приоритетных отраслей (сфер) в социальной защите и поддержке социально уязвимых категорий населения, определение ведущих направлений, форм, методов социальной работы, социальных технологий в соответствии с потребностями региона.

2. Планирование социальной работы на уровне организаций и учреждений социальной сферы с целью определения главных, ведущих направлений социальной защиты, поддержки населения, социальной пыль иву на различные социальные, социально-экономические, социально-психологические и другие проблемы общества. Программирование отдельных направлений социальной работы имеет целью более целенаправленный социальное влияние на социальное положение отдельных категорий и целевых групп населения: инвалидов, сирот, стариков и др. Планирование приводит тесные взаимосвязи организаций и учреждений государственного и негосударственного секторов сферы социальной защиты населения, бизнес-структур, которые вносят большой вклад в поддержку социально незащищенных граждан.

3. Реализация системы предоставления социальных услуг структурными подразделениями организаций и учреждений и подчиненных им учреждений: реабилитационных центров, специализированных служб, территориальных центров и тому подобное.

4. Экспертная оценка эффективности работы службы в сфере социальной защиты и поддержки разных категорий и целевых групп населения на основе качественных и количественных показателей обработки информации, отражены в анализе работы службы, отчете т. Качественная оценка осуществляется путем проведения экспериментальной работы, социологических исследований; анализ количественных данных базируется на статистической информации, количественном составе потребителей социальных услуг, корреляции этих результатов в связи с улучшением условий жизни населения.

5. Переход на качественно новый уровень социальной работы с учетом положительных и отрицательных результатов предыдущего этапа.

Макроуровень: определение политики государства по социальной работе. В зарубежных подходах выделяется екзоривень (промежуточный), что определяет кросскультурные разногласия социальной работы в различных странах мира. Суть социальной работы на макроуровне заключается в том, что объекты социальной работы, то есть непосредственные потребители социальных услуг, не имеют обычно прямых взаимоотношений с государственными органами власти, которые определяют их судьбу и условия нормальной жизнедеятельности, однако испытывают на себе негативные и позитивные сдвиги, которые происходят в политической сфере общества. Процесс социальной работы представлены такими периодами:

1. Законодательное регулирование социальной политики государства на основе международных подходов и стандартов. Разработка направлений социальной защиты населения, лоббирование их в правительстве государственными и негосударственными организациями и учреждениями, которые выходят с инициативами по разработке законопроектов в социальной сфере.

2. Разработка подзаконных документов и актов, определяющих политику государства на уровне министерств и ведомств: положения, уставы, инструкции, порядок деятельности служб, реализация системы предоставления социальных услуг и тому подобное.

3. Разработка государственных программ и проектов, направленных на улучшение жизни граждан, определение финансирования отдельных направлений социальной работы, социальной поддержки различных категорий населения.

4. Социальная защита населения в определенный период развития государства, определяется государственными программами и проектами.

5. Экспертная оценка государственных программ и проектов, их эффективности на основе анализа социологических и статистических данных.

6. Определение приоритетов системы социальной защиты населения, социальной работы на следующий период развития государства в соответствии с новым социальным, социально-политических, социально-экономических, социально-психологических, социально-культурных потребностей населения.

Переосмысление основного содержания и направления социальной политики привело к необходимости определения места и роли социальной работы в реализации этой политики. Но прежде необходимо ответить на вопросы: Что понимается под социальной работой как профессиональной деятельностью? Каковы ее основные принципы, содержание и особенности?

Известно, что социальная работа является не только средством реализации социальной политики. Она, выполняя функцию обратной связи, выступает в качестве социального локатора, который определяет на основе специальных индикаторов реальные последствия социальной политики, ее жизненность и эффективность. Именно система социальной работы как деятельность по оказанию помощи человеку, семье, группе лиц, находящимся в трудной жизненной ситуации, через материально-финансовую, морально-правовую поддержку, консультирование и обслуживание показывает реальные возможности общества и государства по социальной защите человека.

В зарубежных исследованиях отсутствует единая точка зрения относительно перспектив социальной политики и сущности социальной работы как вида профессиональной деятельности. Этот вывод мы сделали, обратившись к анализу работ зарубежных авторов.

В “Энциклопедии социальной работы” подчеркивается, что цель “социальной работы состоит во взаимодействии между отдельными людьми и обществом с тем, чтобы улучшить качество жизни для всех”.

В “Словаре социальной работы” доктора Баркера (США) приводится такое определение: “Социальная работа - это профессиональная деятельность оказания помощи инвалидам, группам или общинам, усиление или возрождение их способности к социальному функционированию и создание благоприятных общественных условий для достижения этих целей”.

Американские исследователи М. Саппе и К. Уэллс дают следующее определение: “Социальная работа - это профессия подвижников, занимающихся отношениями между людьми и их окружением, влияющих на способность людей выполнять жизненные функции, реализовывать стремления и ценности, облегчать дистресс, снимать дискомфорт и стрессы”.

  • совершенствовать способности каждого человека самостоятельно решать свои проблемы и справляться со своими трудностями;
  • помогать в обращении за необходимой помощью к официальным и неофициальным источникам;
  • способствовать повышению эффективности этих источников;
  • оказывать помощь в развитии и совершенствовании социальной политики государства.

В Уставе немецкого профессионального союза социальных работников записано, что социальная работа как профессиональная деятельность включает в себя: содействие в создании нормальных условий для жизни человека в обществе; выявление социальных проблем; предотвращение, устранение и смягчение личных и общественных конфликтов; развитие способности к коммуникативности, самостоятельности и терпимости; поиск и освоение источников помощи; выявление и раскрытие возможностей для получения образования.

В работах шведских исследователей подчеркивается, что социальная работа - это систематическая целенаправленная деятельность, которая связывается непосредственно с практической реализацией и перспективой, предполагает взаимодействие между человеком и окружающей средой, а также решение различных проблем личности. Они считают, что социальная работа - деятельность по изменению условий и способа жизни человека, конечной целью которой является “освобождение” индивида-клиента.

Г. Бернлер и Л. Юнссон считают, что одного понимания проблем клиента недостаточно, чтобы изменить его положение, переживания или жизнь. Важен и аспект действия социального работника. Поэтому в содержание разрабатываемой теории деятельности “социальная работа” они вкладывают как аналитический, так и действенный компоненты, что было учтено нами в структурно-содержательном анализе этой деятельности.

Социальная работа, считают шведские ученые, является и наукой о действиях. Это означает, что данный феномен нуждается в развитии теории действия. Анализ и действия должны быть связаны между собой и интегрированы в теорию. В тех же случаях, когда теория и методы разделяются, возникает риск того, что методы, техника начинают жить собственной жизнью и превращаются в своего рода инженерное искусство.

Шведские исследователи, как и многие зарубежные ученые, в понятие “социальная работа” включают и социально-психологический аспект. Социально-психологический блок ставит целью осуществлять изменения среди людей с отклонениями от общепринятой нормы или сломленных жизнью. Это работа, в которой необходимо уметь определять проблемы и потребности на различных уровнях: индивидуальном, межличностном и структурном.

Заслуживает внимания точка зрения Ш. Рамона и Т. Шанина, которые определяют социальную работу как организацию личностной службы помощи человеку. Она основана на альтруизме и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также по возможности кардинально решить их проблемы. Социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством.

Существенную роль играют различные подходы и методы в зарубежной школе социальной работы, которые дополняют цели, задачи и содержание социальной работы в обществе. В связи с этим полагаем уместным отметить различие направлений и подходов в практике зарубежной социальной работы (М. Ричмонд, 3. Фрейд, Д. Дьюи, В. Робинсон, Г. Гамильтон,

А. Соломон и др.). Если представители диагностической школы ставили акцент на диагнозе (причем оценка личности приобретала большее значение, нежели оценка социальной ситуации, окружения, среды), то представители функциональной школы выделяли процесс оказания помощи, считая, что человек внутренне всегда стремится к чему-то позитивному и находится в состоянии роста и развития, подчеркивая при этом значение социального окружения, культурных и экономических факторов, которые способствуют или препятствуют этому процессу. Вместе с тем представители функциональной школы уверены в том, что невозможно напрямую познать “Я” другого человека, для этого следует создать такие отношения, при которых клиент может раскрыться. С этой целью от социального работника требуется хорошее знание самого себя. Поэтому подготовка социального работника должна заключаться в “тотальном (полном) вживании”, которое способствует саморазвитию, самопознанию.

Итак, зарубежные исследователи считают целью социальной работы содействие людям в успешном разрешении их проблем при активном участии самого человека. Средства достижения этой цели - высвобождение и развитие ресурсов человека и его социального окружения, осуществление необходимых социальных перемен.

В публикациях российских исследователей имеют место также различные толкования понятия “социальная работа”. Так, авторы “Общедоступного словаря по психологии, социологии и социальной работе” определяют социальную работу как разновидность деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе ее совместного удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности.

Л. Г. Гуслякова рассматривает социальную работу как социальный механизм поддержания жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъективности; она является, прежде всего, технологией осуществления социальной политики в сфере поддержки “слабых” слоев населения, их социальной защиты. Эта технология реализуется через социальные службы, одной из форм которых являются и учреждения социальной защиты. Т. Е. Демидова определяют социальную работу как “многогранную целенаправленную деятельность государственных и общественных организаций, отдельных лиц по оказанию помощи человеку в реализации его творческих, интеллектуальных способностей и созданию для этого необходимых условий”.

В публикациях начала 90-х гг. прошлого столетия социальная работа отечественными учеными (И. А. Зимняя,

В. А. Луков, В. А. Иванников и др.) рассматривается как профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям для усиления или восстановления их способности к социальному функционированию и созданию общественных условий, способствующих реализации этой цели. Сторонники данного подхода видят основную цель социальной работы в создании и сохранении условий для правового, достойного, комфортного существования человека как общественного субъекта.

По определению Н. С. Данакина, “социальная работа - это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем посредством осуществления социальных перемен, высвобождения и развития ресурсов человека и его социального окружения”. И далее он уточняет, что смысл социальной работы заключается “в формировании и развитии умений человека эффективно решать жизненные проблемы с опорой на собственные ресурсы”.

Е. И. Холостова дает следующее определение социальной работы - это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем посредством осуществления соответствующих перемен, высвобождения и развития ресурсов человека и его социального окружения.

Социальная работа относится к одному из многочисленных видов деятельности, но следует подчеркнуть, что она является особым видом деятельности.

Квалифицированное содействие людям в решении их жизненных проблем определяет профессиональные особенности социальной работы. Профессия социального работника настолько тесно связана со смежными профессиями, что у кого-то могут возникнуть сомнения в ее самодостаточности как особой профессии, основательности ее претензий на равноправное положение среди “собратьев”.

От традиционных сфер деятельности, связанных с анализом и решением человеческих проблем (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т. д.), социальная работа отличается, прежде всего, своим интегральным характером. Социальный работник поступает в какой-то мере и как психолог, и как социолог, и как педагог, и как юрист. Психологическими методами он пользуется, скажем, при диагностировании личностных проблем клиента или нейтрализации его сопротивления предлагаемым процедурам социальной терапии. К социологическим методам он прибегает при составлении социальной истории семьи или изучении общины. Педагогические методы применяются им при воздействии на установки и поведение клиента. Он выступает и как юрист, консультируя своего клиента по вопросам законодательства. Социальная работа близка и к медицине - и не только тем, что в ней широко используется медицинская терминология (лечение, терапия, профилактика, клиника, патология и т. д.).

Терминология выражает в данном случае некоторую общность в подходах к человеку. Более того, есть такие области медицины, которые с полным основанием можно отнести и к социальной работе: социальная реабилитация больных, медико-социальная помощь, социальная гигиена, патронаж. Что касается термина “патронаж”, то в некоторых странах (Великобритания, Швеция) им как раз обозначается социальная работа в целом.

Социальный работник является в некотором смысле универсалом, но его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Он не подменяет психолога, социолога или педагога, равно как и те, даже вместе взятые, не могут подменить или заменить социального работника. В связи с этим укажем еще на одну принципиальную особенность социальной работы как профессии - на ее пограничный характер. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себя пограничные элементы смежных профессий. Оно не нацелено на “оккупацию” соседних территорий и их насильственное присоединение. Его вполне устраивает режим взаимного обмена информацией, инструментарием, технологиями. Методика психосоциальной работы, например, позаимствовала отдельные элементы классической психотерапии, не причинив, полагаем, ущерба ее статусу и авторитету. Социальная работа не страдает всеядностью. Ее интересует только то, что помогает глубже разобраться в проблемах, ее занимающих. Значимое отношение к этим проблемам выступает своего рода оценочным индикатором тех концептуальных и инструментальных “услуг”, которыми располагают смежные области знания и профессии.

Здесь мы подходим к формулировке еще одной, может быть, даже главной отличительной особенности социальной работы как профессии. Если психолог имеет дело с психикой человека, медик -- с состоянием его физического и психического здоровья, а юрист -- с его правовым поведением, т. е. каждый из них подходит к человеку с какой-то одной, причем “своей” стороны, - то социальный работник воспринимает его как целостного индивида, в единстве его различных сторон. Выражаясь гегелевским языком, в первом случае реализуется абстрактный подход к человеку, во втором - конкретный. Это целостное видение человека позволяет в какой-то степени уравнивать тенденцию его частичной “репрезентации” в отдельных науках и профессиях.

Ценностная направленность действий психолога или социолога: от профессиональных ценностей - к человеку как к ценности. В действиях социального работника, наоборот, от человека как высшей ценности - к ценностям профессиональным.

Для социальной работы характерна ориентация на реальных людей с их жизненными заботами и трудностями, для смежных профессий - на выполняемые ими социальные функции, реализуемые психические качества, соблюдаемые или нарушаемые нормы и т. д.

Есть еще важная особенность социальной работы как профессии, чего нет ни в одной из смежных сфер деятельности, это ее посреднический характер.

Социальная работа немыслима без элемента посредничества, причем этот элемент оказывается не периферийным, а центральным. Посреднический характер социальной работы - это следствие ее интегральности и пограничности, направленности на целостного человека и ориентации на жизненные проблемы реальных людей. Необходимость посредничества между человеком и разного рода социальными институтами возникает тогда, когда первый не может самостоятельно реализовать свои права и возможности. Своим участием социальный работник усиливает волю обратившегося и побуждает встречную волю инстанции войти в положение конкретного человека.

В самом общем виде социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом. Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в социуме, с другой - процессу очеловечивания этого социума, преодолению его отчужденности от забот реальных людей.

Эффективное осуществление посреднических функций возможно при выполнении определенных условий:

  • - понимание социальным работником проблем клиента, его способность к “тотальному вживанию” в клиента, в смысл его проблем;
  • - способность социального работника к адекватному выражению и представлению (репрезентации) жизненных проблем клиента;
  • - знание посредником социальных ресурсов, которыми располагают различные учреждения и организации;
  • - знание социальным работником инструментальных возможностей смежных профессий, представители которых привлекаются к участию в решении проблем клиента;
  • - наличие общего языка, обеспечивающего взаимопонимание разных специалистов и их эффективное сотрудничество, готовность социального работника стать при необходимости “переводчиком”;
  • - делегирование клиентом социальному работнику представительских полномочий;
  • - делегирование социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений и организаций;
  • - признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий;
  • - и, наконец, доверие сторон посреднику, что достигается благодаря его профессионализму и поддерживается безупречной работой.

М. В. Фирсов предлагает рассматривать понятие “социальная работа” в логике диахронических процессов, которая позволяет расширить семантическое значение этого понятия, учитывая историографию данного феномена.

В связи с этим можно предположить, что содержание понятия “социальная работа” также будет изменяться, поскольку процесс движется от одних состояний, задач, проблем, идеологии помощи к другим, и ее сегодняшняя форма (модель) не является завершенной, конечной. В силу этого обстоятельства нет и не может быть единого толкования (определения) понятия “социальная работа”.

Итак, социальная работа - деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию, через информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по преодолению сложных ситуаций и способствующих им в этом.

Социальная работа - направленная на активизацию потенциала собственных возможностей личности при решении сложных жизненных проблем.

Социальная работа - профессиональная деятельность, носящая по преимуществу превентивный характер.

Социальная работа - профессиональная деятельность, направленная в итоге на гармонизацию социальных отношений в обществе.

Вопросы и задания

  • 1. Дайте понятийную характеристику социальной работы с точки зрения зарубежных исследователей.
  • 2. Поясните различные точки зрения отечественных исследователей на понятие “социальная работа”.
  • 3. Назовите причины нестатичности содержания понятия “социальная работа” в историческом аспекте.
  • 4. Найдите общее и отличное в понятийных характеристиках социальной работы в отечественных и зарубежных исследованиях.
  • 5. Как классифицируют социальную работу как деятельность в практике социальной работы?
  • 6. Какое из предлагаемых определений социальной работы как деятельности вам наиболее предпочтительно?

Жизнь любого общества – это сложнейший, многоплановый процесс, который сопряжён с большим количеством спорных ситуаций. Существуют социально незащищённые или проблемные группы людей, которые требуют помощи, материальной и моральной поддержки, человеческого участия. Раньше эти функции распределялись между правоохранительными органами, учреждениями образования и здравоохранения. Но с 1991 года в нашей стране появилась профессия социальный работник, деятельность представителей которой направлена на помощь и поддержку нуждающихся.

Сферы деятельности

  • Терапия социального характера на уровне личности или семьи, направленная на социальную адаптацию индивида или разрешение разного рода конфликтных ситуаций в окружающей его среде. К этой сфере относится работа с проблемным ребёнком, с его родителями, поддержка члена семьи в случае домашнего насилия, помощь одинокой пенсионерке и т. п.
  • Работа с группами населения. Они могут различаться по полу, возрасту, интересам или проблемам (отцы-одиночки, пенсионеры и т.п.). Зачастую социальному работнику приходится иметь дело с неблагополучными группами, либо с теми, у кого проблемы с криминалом – алкоголики, наркоманы, трудные подростки, которые состоят на учёте в правоохранительных органах и требуют контроля и реабилитации.
  • Работа в общине. Чаще всего требуется в небольших, достаточно тесных коллективах (например, в селе). Направлена на создание и укрепление межличностных связей в коллективе, организацию взаимопомощи.
  • Особая сфера деятельности профессионалов – социальные проекты. Это может быть организация помощи мирному населению при стихийных бедствиях, во время военных конфликтов. Как пример стоит упомянуть сбор пожертвований, необходимых вещей или питания беженцам.

Специфика профессии

Социальная работа внешне схожа с благотворительностью, которую добровольно оказывают те или иные люди нуждающимся. Однако ключевым моментом в деятельности профессионалов считается та теоретическая база и практические навыки, которые являются основной составляющей специальности. Желающие стать социальными работниками обучаются в вузах на одноимённых факультетах. Дисциплины, которые являются основными для студентов – педагогика, психология, социология. Особое место во время обучения занимает практика. Без неё молодой специалист будет плохо представлять себе, что ему предстоит. Практическая база поможет и в трудоустройстве, и в профессиональном становлении.

Социальную работу определяет квалифицированное содействие группам людей и отдельным личностям в решении их жизненных бед и проблем. Поскольку сложности и сообщества бывают разными, то и труд требует целого ряда навыков и знаний. Данную профессию можно охарактеризовать как носящую интегральный характер. То есть, она соединяет в себе знания, навыки и умения из смежных дисциплин.

Социальный работник, чтобы диагностировать проблемы своего подопечного, пользуется психологическими приёмами, для разрешения проблемы может применять юридические знания (если есть необходимость) или педагогические (в случае работы с подростком, ребёнком из проблемной семьи). Иногда социальная работа напрямую связана с помощью больному: например, реабилитация в случае необратимой травмы или тяжёлой болезни.

Особо следует сказать о деятельности в случае взаимодействия с человеком, пережившим насилие или потерявшим близкого. Здесь важными являются два аспекта: во-первых, теоретические знания и навыки из области психологии, позволяющие найти правильный подход к подопечному, а во-вторых, чуткость, такт, участие и искреннее желание помочь.

Масштаб деятельности социального работника способен быть самым разным. Он может содействовать трансформации личности клиента, а может управлять целой социальной сферой.

Подходы к деятельности

  • Воспитательный. Социальный работник действует как педагог, советчик. Он моделирует ситуации, поведение своего подопечного, устанавливает с ним обратную связь и даёт советы.
  • Адвакативный. Специалист выступает в роли адвоката. Он помогает в сборе документации, в аргументации собственной правоты, содействует клиенту в достижении успеха в той или иной проблемной сфере (например, выправить справки для пособия по инвалидности).
  • Фасилитативный. Подход, который подразумевает помощь в преодолении личностной апатии, дезорганизации. Профессионал моделирует поведение, подбадривает, ищет оптимальные варианты для своего клиента.

Категории соцработы

Специальность подразумевает множество вариантов деятельности, основными из которых являются следующие:

  • Социальная политика. Наиболее широкое направление, подразумевающее улучшение жизни общества в данной сфере, ряд мер, направленных на решение проблем, создание условий для удовлетворения жизненных потребностей тех или иных групп населения.
  • Социальная защита. Такое направление необходимо для обеспечения деятельностного существования граждан, нормальных жизненных условий.
  • Социальное обслуживание. Предполагает бытовую, материальную, медицинскую, психологическую и иную помощь людям в трудной жизненной ситуации.
  • Социальное страхование. Включает защиту работающего населения в соответствии с федеральными законами.
  • Социальные гарантии. Это реализация системы мер, направленных на поддержание нормального жизнеобеспечения граждан.
  • Социальная реабилитация. Особая область в специальности, которая помогает восстановить частично или полностью утраченные социальные функции личности. Сюда относится потеря близкого человека, шок после катастрофы, насилия, иногда восстановление способности жить в обществе после заключения и т. д.

Требования к специалисту

Описание профессии было бы неполным без упоминания о личностных качествах, которые необходимы соцработнику. Поскольку объектом его деятельности является человек, формальное отношение, чёрствость, меркантильность и равнодушие несовместимы с таким трудом. Следует не только понимать и осознавать важность собственной специальности, но искренне жалеть того, кто попал в трудную ситуацию, всей душой пытаться ему помочь. Только в этом случае деятельность принесёт реальные плоды.

Особого упоминания заслуживает и понятие социальной этики. Это одна из важнейших составляющих профессии, без которой продуктивность исключается. Этика важна потому, что соцработник занимается вопросами незащищённых слоёв населения, а также людей, которые приходят к нему с проблемами – алкоголиков, наркоманов, бывших заключённых, неимущих. Уважительное и гуманное отношение – неотъемлемая часть профессии.

Социальная работа – область, которая оплачивается скромно. К сожалению, в нашей стране зарплата работника этой сферы невелика. В среднем она составляет 12 тысяч рублей. Есть возможность брать подработки, получать небольшие надбавки и премии, иногда появляется вероятность уйти в сферу управления, где вознаграждение выше. В целом же, социальный работник – тот, для кого на первом месте стоит не зарплата, а то дело, ради которого он пришёл в свою профессию.

mob_info